Posted 4 июня 2020,, 06:39

Published 4 июня 2020,, 06:39

Modified 18 октября 2022,, 05:24

Updated 18 октября 2022,, 05:24

Почему в Удмуртии не хватает врачей?

4 июня 2020, 06:39
Государственный контрольный комитет УР на цифрах объяснил, почему в республике не хватает врачей и медицинских специалистов со средним образованием.

Еще до введения в республике особого режима в связи с распространением коронавирусной инфекции глава Удмуртии Александр Бречалов начал жаловаться на недостаток врачей и медицинского персонала в больницах республики. В докладе о положении в республике в 2019 году он заявил о нехватке 250 врачей. И поручил главе республиканского правительства Ярославу Семенову «разработать конкретный план по решению этой проблемы за четыре года».

Плана решения проблемы с тех пор, правда, никто не видел, и вопрос, существует ли он вообще. Но уже в феврале этого года, спустя почти три месяца после доклада, цифры почему-то изменились.

Глава Удмуртии заявил, что медицинским учреждениям региона не хватает 147 врачей и порядка 1 тысячи специалистов среднего медицинского персонала. И даже предложил ушедшим из профессии медикам вернуться в нее, заявив о существовании некой программы переобучения.

«Кадровый дефицит для нас – ключевая проблема, - на голубом глазу сообщил глава Удмуртии. – Мы должны ее решить в ближайшие 2-3 года.

В самом конце марта, уже после того как в республике начали в пожарном порядке бороться с распространением коронавирусной инфекции, Александр Бречалов жалобы на нехватку врачей повторил. Правда, цифры снова поменялись.

На конец марта в регионе, по словам его главы, не хватало 147 врачей и 1124 медицинских работника среднего звена, об этом господин Бречалов сообщил на сессии регионального парламента.

В основном, нуждаются в медицинских работниках учреждения Ижевска, Воткинска, Глазова и Сарапула, заявил он.

По словам главы Удмуртии, для решения проблемы даже ввели новую меру поддержки медицинских работников, согласившихся работать в бюджетных учреждениях моногородов и столицы республики: работники с высшим медицинским образованием в возрасте до 35 лет получают единовременную выплату в размере 500 тыс. рублей, работники со средним медицинским образованием — 300 тыс. рублей. На все это потратят из бюджета около 20 млн рублей.

Единственное, чего не сказал щедрый на поддержку из бюджета глава региона, почему возник дефицит врачей и среднего медицинского персонала. За него это сделал Государственный контрольный комитет (ГКК) УР, проведя контрольные мероприятия в бюджетных медицинских учреждениях региона.

По данным ГКК УР, наибольшему сокращению штатной численности в бюджетных учреждениях Удмуртии подверглись именно учреждения, подведомственные минздраву региона. В 2019 году их штатная численность была сокращена на 701 единицу: с 53 391 до 52 690 ставок.

«При этом, общая фактическая численность сотрудников медицинских учреждений сократилась на 11 166 чел. (с 50 211 до 39 045 чел.)», - отмечается в докладе Контрольного комитета.

Собственно, это и есть ответ на вопрос, почему в учреждениях здравоохранения Удмуртии ощущается острая нехватка врачей и медицинского персонала. Этих людей «оптимизировали». И сделал это не коронавирус, не какие-нибудь коварные враги, из желания навредить «оптимизировавшие» систему здравоохранения.

Сделала это #КомандаУдмуртии во главе с ее рулевым – Александром Бречаловым и ответственным за «социалку» вице-премьером Анастасией Муталенко. С них надо спросить – и за «оптимизацию», и за нехватку специалистов, и за тот бардак, что творится в медицинских учреждениях Удмуртии в «эпоху коронавируса».

Понятно, что и глава региона, и вице-премьер Муталенко, и вся команда профессиональных «оптимизаторов» могут объяснить происходящее выполнением требований и директив федерального центра. «Нас так учили», - могут повторить они вслед за Бургомистром из пьесы «Дракон» Шварца. Но не найдут, что ответить Ланцелоту: всех учили, но почему же вы были в этой школе лучшими учениками, #КомандаУдмуртии?

После таких известий об успехах «оптимизации» в сфере здравоохранения, стоит ли удивляться и претензиям федерального центра к властям региона, и проблемам с выплатами медикам, работающим с больными коронавирусной инфекции, и в целом неблагополучной ситуации по ее распространению?

А она едва ли не худшая среди всех регионов. На 4 июня коэффициент распространения коронавирусной инфекции в Удмуртии – 1,8 (он высчитывается по методике Роспротребнадзора, коэффициент - частное от деления суммы новых выявленных случаев коронавируса за последние 4 дня на сумму новых выявленных случаев коронавируса за предшествующие 4 дня). Это обеспечивает Удмуртии стабильное место в так называемой «красной зоне» рейтинга регионов, причем на самом верху – быстрее COVID-19 распространяется только в пяти субъектах.

Еще хуже, чем с распространением, к которому состояние медицинской отрасли имеет косвенное отношение, обстоят дела со смертностью от коронавируса, к которой отношение имеет как раз прямое. Республика стабильно входит в пятерку регионов-лидеров по летальности от коронавируса: на 27 мая – третье место после Дагестана и Ингушетии. При том что на 27 мая было зарегистрировано 14 летальных случаев от COVID-19, то на 4 июня их уже на 5 больше.

Отрасль здравоохранения при этом трясет так, как никогда раньше. Что и почему происходит в ней, мало кто понимает. Увольняются главные врачи учреждений, в том числе работающих с больными коронавирусной инфекцией, но за что именно и почему именно они, понимают только те, кто принимает решения.

Так, после скандала в ГКБ2 Ижевска был уволен главврач Алексей Пичугин. Хотя не его, а нескольких пациентов больницы глава Удмуртии Александр Бречалов назвал «негодяями»:

«Эти два негодяя устроили видеоролик с полной ложью, зная ситуацию в ГКБ № 2, там круглосуточно идет ремонт, люди впахивают».

После учиненной Роспотребнадзором проверки ГКБ №2 был составлен протокол об административном правонарушении из-за несоблюдения санитарных норм, а главврач оштрафован. Для чего его потребовалось увольнять, не поняли ни пациенты старейшей больницы Ижевска, ни врачи и медицинский персонал учреждения.

Скандал в итоге дошел до президента страны – в адрес Владимира Путина (а также премьера Мишустина, министра здравоохранения Мурашко сотрудники ГКБ2 направили коллективное письмо. Они отметили, что главврач сделал все для того, чтобы перепрофилировать ГКБ2 в подразделение по оказание помощи больным коронавирусной инфекцией – за 13 дней были развернуты и оборудованы 172 койки для больных COVID-19. При этом чиновники минздрава, отмечается в письме, «не провели предварительного инспектирования по оснащению и устройству лечебных учреждений», не приняли решения о целесообразности и готовности учреждений для перепрофилирования».

«Складывается впечатление, что еще на этом этапе планировалось «убрать» главного врача за невыполнение распоряжения», - утверждают сотрудники ГКБ2.

По их словам, после принятия решения о перепрофилировании «не был разработан план, не даны никакие рекомендации ни в устной, ни в письменной форме».

«Не были даны в установленные сроки ответы на все наши обращения с просьбами дать разъяснения и указания по возникающим порой «тупиковым» ситуациям. Никто не захотел брать на себя никакой ответственности», - говорится в письме.

Получается, перепрофилированием ГКБ2 под прием больных коронавирусом больница занималась самостоятельно, не имея четких указаний, работая «вслепую», на свой страх и риск. И возникает вопрос: а только ли ГКБ2 перепрофилировалось в аналогичном режиме, или другие перепрофилированные больницы тоже?

Но уволили главврача ГКБ№2, судя по всему, даже не самостоятельность, а за те самые «президентские» выплаты врачам и медицинскому персоналу, работающим с больными COVID-19. Чиновники и главврач разошлись в трактовках правительственных распоряжений, и прав оказался в итоге Алексей Пичугин, чего ему и не простили.

Ситуация с ижевской ГКБ2 во всех отношениях показательная. Вряд ли планы и точные указания по перепрофилированию учреждений не были доведены только до сотрудников второй городской больницы, наверняка так же «вслепую» действовали и главврачи других медицинских учреждений. Сотрудники которых, глядя на происходящее и понимая, что справедливости не будет и в вопросах выплат, работать не за страх, а на совесть хотят все меньше. Ни о какой эффективной борьбе как с распространением коронавирусной инфекции, так и за жизни уже заразившихся ей, не приходится. И винить в этом стоит исключительно «оптимизаторов» здравоохранения из #КомандыУдмуртии, а не кого-то еще.

"