Posted 6 августа 2014,, 07:04

Published 6 августа 2014,, 07:04

Modified 11 ноября 2022,, 21:42

Updated 11 ноября 2022,, 21:42

Ставка на рентабельность АПК

6 августа 2014, 07:04
Чтобы упрочить позиции АПК Удмуртии, в ближайшие шесть лет планируется увеличить рентабельность сельхозпредприятий, повысить уровень жизни на селе и привлечь инвесторов в отрасль.

Последние годы агропромышленный комплекс Удмуртии уверенно демонстрировал рост показателей. Республика полностью обеспечивает себя основными продуктами питания и сохраняет лидирующие позиции в ПФО в сфере АПК. Вместе с тем, существует ряд проблем, замедляющих развитие отрасли. По плану действий на 2015-2020 годы в ближайшие шесть лет намечена серьезная работа, которая должна сделать предприятия АПК рентабельными, жизнь на селе более комфортной, привлечь инвесторов и решить еще ряд традиционных проблем сельского хозяйства.

За период реализации действующей программы социально-экономического развития объем валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах увеличился на 13% и составил 46,3 млрд рублей по итогам 2013 года – и это с учетом засухи последних лет. Даже несмотря на погодные условия, Удмуртии удалось не допустить сокращения посевных площадей и добиться роста практически по всем направлениям животноводства. Объем производства молока в 2013 году увеличился по сравнению с 2010 годом на 6% (на общем фоне его снижения в среднем по России), скота и мяса птицы в живом весе – на 5%.

Вместе с тем, одной из основных проблем отрасли, тормозящей ее развитие, по мнению и.о. министра сельского хозяйства и продовольствия Алексея Стрелкова, является низкий уровень доходности сельхозтоваропроизводителей. По итогам 2013 года рентабельность сельхозпроизводства составила в Удмуртии 6,4%, если считать с учетом господдержки. Без неё рентабельность «в минусе» и составляет -6,1%. Стоит, однако, отметить, что это средний показатель по России.

Причин такого положения, по мнению главы министерства, несколько. В частности, высокий уровень изношенности сельхозтехники, который составляет порядка 60-70% (техника служит более 10 лет, лишь увеличивая затраты на обслуживание, но не эффективность работы); недостаточно эффективное использование земельных ресурсов из-за отсутствия у собственников оформленных земель и невысокого плодородия почв; недостаток квалифицированных кадров; низкая производительность труда. Кроме того значительными факторами, сдерживающими развитие АПК, являются уровень социального благоустройства села, который в 2-3 раза ниже городского.

Глава Шарканского района Александр Прохоров отмечает, что, несмотря на большие вложения в село последних лет, строительство объектов соцсферы, продолжается отток населения из сельских районов. По его мнению, направления работы в Удмуртии по привлечению специалистов на село правильные, однако необходимо усилить эту работу – вводить больше жилья, а также вплотную заняться вопросом обучения специалистов для АПК.

Так как в сельской местности вопросы хозяйства и экономики неотделимы от социальной сферы, все эксперты сходятся в том, что решать их нужно комплексно. Врио главы Удмуртии Александр Соловьев подчеркнул, что вопрос развития АПК нельзя решать без учета таких аспектов как газификация, жилье, сельские дороги. Он потребовал от курирующих эти отрасли членов правительства активной совместной работы в этом направлении.

В плане развития Удмуртии на 2015-2020 гг. учтены все эти моменты.

К 2020 году Удмуртия планирует достичь рентабельности сельхозпроизводства не менее 6-9% без учета господдержки. Увеличение рентабельности повлечет за собой и рост заработной платы на селе, и увеличение его социального обустройства, - считает Алексей Стрелков.

Одна из основных задач - технологическая модернизация сельского хозяйства, внедрение новых технологий. «Решение проблемы технической оснащенности сельского хозяйства позволит создать за период реализации программы свыше 1200 новых высокопроизводительных рабочих мест», - подчеркивает и.о. министра. Решить её можно с помощью госсубсидий на приобретение и модернизацию современной энергосберегающей техники и оборудования. Глава министерства считает, что господдержка вообще является определяющим фактором в развитии АПК, особенно в условиях ВТО. Поэтому необходимо особое внимание уделить привлечению средств по федеральным программам. «За последние три года нам удалось практически в два раза увеличить объемы привлечения федеральных средств. В рамках реализации государственной программы по развитию сельского хозяйства мы будем участвовать во всех реализуемых на территории Удмуртии федеральных программных мероприятиях», - говорит Алексей Стрелков.

В растениеводстве необходимо внедрять технологии сберегающего земледелия, которые позволяют значительно сократить трудовые и энергические затраты. Важной задачей также является развитие системы мелиорации, которая бы гарантировала получение урожая в любых погодных условиях, независимо от природных катаклизмов. Отдельно и.о. министра сельского хозяйства УР выделяет перспективы льняной отрасли, традиционной для Удмуртии. «Сегодня есть все предпосылки создания промышленного предприятия – фабрики по переработки всего объема производимого в Удмуртской Республике длинного и короткого льноволокна. Это предприятие должно стать центром, который обеспечит дальнейшее развитие льняной отрасли», - считает он, отмечая, что перспективы применения продукции льноводства очень широки: «от строительных утеплителей и медицинской ваты до порохов и клеев». Для этого также требуется техническое и технологическое перевооружение отрасли.

Отдельной проблемой является низкий уровень агрострахования в республике. В 2014 году в Удмуртии застраховано всего 1,7% посевных площадей сельхозкультур. В целом по России удельный вес застрахованных посевов составляет 5,3%, а в ПФО этот показатель более 8%. «К сожалению, из-за неблагоприятных погодных условий агрострахование в республике остается невыгодным как для сельхозтоваропроизводителей, так и самих страховых организаций, - с сожалением констатирует Алексей Стрелков, - По итогам 2013 года у нас практически все крупные страховые организации отказались страховать сельхозриски, так как для них это является убыточным». Решить данную проблему, по его словам, возможно на федеральном уровне. Республика намерена выйти с предложением об изменении в системе агрострахования и подразделении его по регионам.

В молочном животноводстве особое внимание будет уделено строительству, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов и ферм по производству молока на основе использования современного технологического оборудования. Ежегодно планируется осуществлять строительство, капитальных ремонт и реконструкцию более 100 животноводческих объектов, в том числе ввод не менее 35 новых объектов животноводства.

Помимо этого план развития предусматривает развитие аргокластера. «В настоящее время в республике сформированы все предпосылки для развития агрокластера, в котором развиваются все направления производства, переработки, реализации продукции», - отмечает Алексей Стрелков. В рамках кластера приоритет отдается вопросам повышения конкурентоспособности не только отдельных предприятий, но и всей производственной цепочки, включая поставщиков, научно-исследовательские учреждения и т.д. Кластерный подход предполагает эффективное использование механизмов государственно-частного партнерства, делая акцент на поддержке со стороны государства коллективных проектов, исходя из потребностей самого бизнеса, что значительно повышает эффективность расходования бюджетных средств. «По сути, на базе кластера создаются региональные центры роста, которые способны стать локомотивом регионального развития отрасли», - сказал и.о. министра.

И конечно, одна из основных задач – привлечение инвестиций, которые станут основой комплексной поддержки всей цепочки производства в АПК. «В настоящее время в агропромышленном комплексе республике реализуются 137 инвестиционных проектов на общую сумму более 8 млрд рублей», - рассказал Алексей Стрелков. Но все же темпы роста инвестиций в основной капитал остаются низкими. Привлекать их в необходимом объеме не позволяет целый ряд факторов – в их числе острая нехватка собственных оборотных средств и высокая закредитованность предприятий. «Стимулирование инвестиционной деятельности, направленное на модернизацию агропромышленного комплекса и повышение его эффективности, является одним из приоритетных направлений развития, которое обеспечит ежегодный прирост объема инвестиций в сельское хозяйство в размере около 5% в сопоставимых ценах», - считает и.о. министра.

По его словам, для достижения этих целей необходимо продолжить работу по субсидированию процентной ставки по кредитам, предоставлению налоговых льгот при реализации инвестпроектов, совершенствованию механизмов оказания государственной поддержки путем возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам напрямую кредитным организациям (а не сельхозтоваропроизводителям – получателям субсидий), а также стимулировать привлечение инвестиций в рамках государственно-частного партнерства для строительства инфраструктурных объектов сельской местности.

Решение этих вопросов повлечет за собой другие позитивные сдвиги – обеспечение комфортной жизни на селе и увеличение заработной платы селянам. По плану за ближайшие шесть лет в отрасль должно быть инвестировано более 20 млрд рублей, а средняя заработная плата вырасти в 1,8 раза.

Также целям повышение уровня и качества жизни сельского населения и привлечение кадров на село служит целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2020 годы», главная задача которой – строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры в сельских поселениях, благоустроенного жилья. По словам Алексея Стрелкова, только в рамках реализации этой программы к 2020 году ввод в действие распределительных газовых сетей составит 785 км, локальных водопроводов – 190 км, плоскостных спортивных сооружений – 60 тыс. кв. м. Также планируется сдать 79 тыс. кв. м жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых специалистов - 53 тыс. кв. м.

Если все намеченные цели удастся реализовать, то в 2020-м году объем производства валовой продукции сельского хозяйства должен достичь 60 млрд рублей (по итогам 2013 года – 46,3 млрд руб.). Проектом плана социально-экономического развития определено увеличение объемов производства молока в хозяйствах всех категорий за шесть лет на 10% - до 785 тыс. тонн, скота и птицы в живом весе – на 3%, или 175 тыс. тонн.

Фото с сайта http://www.com-credit.ru

"