Posted 21 февраля 2019,, 09:33

Published 21 февраля 2019,, 09:33

Modified 17 октября 2022,, 14:52

Updated 17 октября 2022,, 14:52

Официальная статистика не отражает реальную заболеваемость гепатитом В и С в Удмуртии

21 февраля 2019, 09:33
Диагностика и лечение гепатитов – дорогостоящая штука, а государство экономит, поэтому доступность лечения хронических вирусных гепатитов пока довольно низка.

Ольга К., менеджер отдела рекламы одного из ижевских журналов, почувствовала себя плохо: поднялась температура, пропал аппетит, заломило тело. - Грипп, - подумала она и, как всегда, занялась самолечением. Но лекарства не помогли, самочувствие становилось хуже. И она пошла в больницу. После сдачи анализов диагностировали гепатит С. - Как? Откуда? – удивилась Ольга. Оказалось, его можно подцепить в кресле стоматолога или салоне маникюра, а Ольга постоянно следила за тем, чтобы руки были ухоженными, и обновляла маникюр еженедельно. Ей повезло – она излечилась от гепатита, попав в бюджетную программу.

Знаете ли вы о гепатитах?

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), обнародованным в конце 2018 года, каждый пятый россиянин (22%) ничего не знает о гепатите С.

Гепатит – воспалительное заболевание печени, которое может иметь различное происхождение, например, может быть вызвано вирусами гепатитов В и С.

В России гепатиты В и С включены в перечень социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Инфекционность вируса гепатита В в 10 раз выше, чем ВИЧ, и в 100 раз выше вируса гепатита С.

Многие полагают, что гепатиты В и С - болезнь маргинальных слоев общества. К сожалению, от этих инфекций не застрахован никто. Вирусы гепатита В и С передаются при контакте с биологическими жидкостями больного человека. Наибольшую опасность представляет контакт с инфицированной кровью. Потенциально опасными оказываются и маникюр, пирсинг, нанесение татуировок.

Обидно, что заразиться гепатитом можно при оперативных вмешательствах, инъекциях, стоматологических манипуляциях, при гастро- или колоноскопии, если они проводятся нестерильными инструментами и оборудованием. Инфекции могут передаваться при переливании крови или ее продуктов, но в настоящее время эти препараты проходят специальную проверку на наличие вирусов и поэтому риск сведен к минимуму.

Вероятность передачи вируса гепатита С при половом контакте, а также от инфицированной матери ребенку невелика. Она значительно выше при гепатите В, но против этого заболевания есть эффективный способ профилактики – вакцинация. Именно благодаря широкой программе вакцинопрофилактики гепатит В среди детей и подростков практически не встречается.

Официальная статистики не отражает реальной картины

Острые формы гепатитов В и С встречаются редко. Наибольшую проблему для здравоохранения в мире представляют хронические гепатиты В и С.

По словам Владимира Чуланова, доктора медицинских наук, руководителя Референс-центра по мониторингу за вирусными гепатитами Роспотребнадзора, заведующего научно-консультативным клинико-диагностическим центром ФБУН ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, «наиболее часто хронические гепатиты В и С выявляются среди людей от 30 до 40 лет. При этом среди людей 20-30 лет частота регистрации снижается, а среди людей 40-50 лет, напротив, растет. Это значит, что люди, заразившиеся в предыдущие годы, переходят в старшие возрастные группы и риск прогрессирования болезни с формированием цирроза и рака печени у них возрастает».

На запрос ИА «Udm-Info» в Министерство здравоохранения УР пришел ответ о том, что в Удмуртии показатели заболеваемости хроническими гепатитами В и С выше средних по России, но также наблюдается тенденция к снижению заболеваемости ХГ В и С.

Однако, как говорит кандидат медицинских наук, врач УЗИ 2-й городской больницы Ижевска Евгений Кузнецов, «официальная статистика не отражает реальной картины, потому что люди могут быть инфицированы гепатитом С, но не знать об этом, так как болезнь длительное время протекает бессимптомно. Если такое расхожее выражение - «ласковый убийца», так вот, это про гепатит.

Финансирования катастрофически не хватает

Ситуация усугубляется тем, что диагностика и лечение гепатитов – дорогостоящая штука, а государство экономит, поэтому в нашей стране доступность лечения хронических вирусных гепатитов пока довольно низка. И это несмотря на то, что Российская Федерация наравне со всеми остальными странами-членами Всемирной организации здравоохранения подписалась под глобальной Стратегией по элиминации вирусных гепатитов до 2030 года. Да, часть регионов имеет бюджетные программы по лечению гепатитов В и С, в том числе и Удмуртия, но их финансирование катастрофически недостаточно.

Евгений Кузнецов объясняет: «Диагностика затратна, и часто плата за нее ложится на плечи пациента. Полный цикл исследований для потенциального больного гепатитом - 15-20 тысяч рублей. На основании этих исследований принимается решение: надо включать его в бюджетную программу лечения ХГ С, или нет. Сегодня больной гепатитом С может получить бесплатную оценку протекания болезни, степень поражения печени только в Республиканской инфекционной больнице в Ижевске. Там стоит единственный в Удмуртии бюджетный аппарат УЗИ с возможностью выполнения эластографии и эластометрии печени. Другими словами, возможности наблюдения за течением болезни в республике ограничены и, как следствие, ограничена возможность отбора людей на участие в бюджетной программе по лечению ХГ С».

Доктор считает, что проведение эластографии и эластометрии печени, которые были бы доступны для пациентов в каждой больнице, улучшило бы результаты, а значит и ситуацию с заболеваемостью гепатитом С в республике. «Единственная проблема, мешающая установке УЗИ с такими возможностями в амбулаторной сети Удмуртии - организационная. Других проблем я не вижу», - заключает Евгений Кузнецов.

Об экономии на закупках лекарственных средств рассказывает Александр Золотарев, руководитель общественного движения «Центр медицинского права». В адрес Центра в 2018 году поступали обращения от родителей детей-инвалидов, имеющих диагноз гепатит В. «Проблема связана с тем, что Минздравом УР закупается лекарственный препарат-дженерик, который врачами не рекомендуется в связи с низкой эффективностью и не проведенными клиническими исследованиями, - рассказывает Александр Золотарев, руководитель Центра. - В одном случае в ходе приема такого препарата было зафиксировано ухудшение состояния здоровья ребенка. В другом случае родители самостоятельно стали приобретать оригинальный лекарственный препарат, который зарекомендовал себя с положительной стороны. Экономия выражается в том, что закупка оригинального препарата в несколько раз превышает закупку препарата-дженерика. Почему экономят? Начать надо с того, что таково современное законодательство. То есть, по общим правилам, для закупки по международному непатентованному наименованию (МНН) ключевой критерий – цена, чем она ниже. В то же время, действующее законодательство позволяет закупать оригинальный препарат в случае, если у пациента имеются жизненные показания или индивидуальная непереносимость. В этом случае через решение врачебной комиссии возможна закупка необходимого препарата. Однако на практике приходится сталкиваться с тем, что медицинская организация уклоняется от проведения врачебной комиссии (обращаешься в больницу по месту получения первичной медико-санитарной помощи - направляют в РКИБ (инфекционную больницу), обращаешься в РКИБ - отправляют в больницу по месту жительства). Либо вообще индивидуальную непереносимость никак не регистрируют, пользуясь правовой неграмотностью пациентов».

Гепатитопрофилактика выходит на первый план

В ситуации, когда гепатит «вышел в популяцию», то есть болеют им обычные люди, которые следят за своим здоровьем и не делают ничего предосудительного, гепатитопрофилактика принимает первостепенное значение.

«Если говорить о профилактике гепатитов В и С, то здесь ситуация различается, - говорит Александр Золотарев. - От гепатита В существует вакцина, охват которой очень высок в настоящее время в России. При этом вылечить гепатит В полностью пока нельзя. Люди с гепатитом В должны получать поддерживающее лечение. Совсем другая ситуация с гепатитом С. Этот вирус очень изменчив, поэтому вакцину от него пока не удалось создать. Однако около пяти лет назад в мире появились эффективные и безопасные методы лечения, и гепатит С перешел из разряда хронического в категорию полностью излечимых заболеваний. И Всемирная организация здравоохранения одним из важнейших методов профилактики гепатита С называет массовый охват лечением. Ни для кого не удивительно, что суперсовременные препараты, которые полностью меняют картину мира, стоят недешево. С каждым годом таких препаратов все больше, и цена на них снижается. Однако государство пока по-прежнему считает их стоимость высокой. Хотя она не сравнима со стоимостью, например, онкологической терапии. При этом лечение гепатита С закачивается в большинстве случаев (97-99%) излечением, что позволяет значительно снизить риски серьезных осложнений и даже смерти».

Главный инфекционист страны Ирина Шестакова много раз заявляла о том, что лечить гепатит С экономически выгодно для государства. Тем не менее, в России до сих пор нет ни программы, ни стратегии по борьбе с вирусными гепатитами. Осенью 2018 года Минздрав заявил, о том, что разработан проект закона «О биологической безопасности», предусматривающий подзакон «О профилактике и лечении вирусных гепатитов». Однако с тех пор об этом законе ничего не слышно.

Нежелание государства уделять внимание проблеме гепатита В и С вызывает большие вопросы и недоумение.

"