Posted 21 декабря 2017,, 13:47

Published 21 декабря 2017,, 13:47

Modified 17 октября 2022,, 14:20

Updated 17 октября 2022,, 14:20

Без посредников: эксперты в Удмуртии рассказали, чего ждать от прямых расчетов за ЖКУ

21 декабря 2017, 13:47
Федеральный закон о прямых расчетах потребителей с ресурсоснабжающими организациями (РСО), минуя в качестве посредников управляющие компании, может быть принят уже в начале 2018 года.

Госдума уже приняла его в первом чтении, в пользу нововведения высказался на недавней пресс-конференции и президент РФ Владимир Путин. «Udm-info» опросило экспертов в Удмуртии, чего ждать от этих перемен.

Уберут лишнее звено

Конфликты поставщиков ресурсов с управляющими компаниями в Ижевске давно стали привычной темой в ЖКХ. РСО обвиняют УК в том, что они копят долги за поставленные ресурсы – тепло, воду, электроэнергию, хотя многие жители домов платят вполне исправно. Управляющие компании, пропускающие через себя большие объемы финансов, действительно порой направляют часть средств не на погашение долгов перед РСО, а на благоустройство дворов, ремонт подъездов и установку камер видеонаблюдения.

«Данные средства (плату за поставленные ресурсы – прим. ред.) недобросовестные управляющие компании принимают за некое подобие депозитов, по которым нет необходимости платить проценты, - заявляет эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Илья Сотонин. - Можно собрать средства и передать их поставщикам с большой задержкой или вообще не передавать».

В прошлые годы некоторые владельцы УК, скопив долги, практиковали намеренное банкротство, при этом дома и все активы переводили на компанию-«клон». После введения лицензирования УК таких случаев в Удмуртии не зарегистрировано.

Именно наведение порядка в расчетах между потребителями коммунальных услуг и их поставщиками авторы законопроекта, а именно Минстрой России, ставит его основной целью.

«Ситуация с дебиторской задолженностью в сфере ЖКХ продолжает оставаться сложной, если не сказать – критической, - рассказали в компании «ЭнергосбыТ Плюс». - И это несмотря на ряд очень серьезных реформ, предпринятых правительством, местными властями для модернизации и повышения качества услуг».

В Удмуртской Республике долги потребителей за тепло, горячую воду и электроэнергию растут с каждым днем, сейчас общая сумма задолженности составляет почти 5 млрд. Размер просроченной задолженности более 3 млрд. Управляющие компании, которые не имеют долгов за тепло – очень большая редкость, говорят в группе «Т Плюс».

«В том или ином размере долг у них есть практически у всех. А вот ТСЖ, объединяющие самих граждан, гораздо более аккуратные плательщики. Среди них должников примерно 30%. Эти миллиарды рублей, которые до нас не дошли, должны были стать инвестициями в отрасль, которая нуждается в полномасштабной модернизации», - рассказали в «ЭнергосбыТ Плюс».

Введение прямых расчетов за ресурсы, согласно новому законопроекту Минстроя РФ, очистит рынок ЖКХ от недобросовестных компаний, которые просто не смогут работать по прозрачным схемам, считает Илья Сотонин.

Несмотря на то, что данный закон еще не принят, в Удмуртии многие уже платят за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям. Причем уже около 2 лет. Как правило, такая форма отношений устанавливалась, когда у РСО были большие претензии к УК из-за долгов. Правда, на первых порах часто жильцы получали по две платежки – от РСО и УК.

Между тем, у некоторых участников рынка есть вопрос, готовы ли сами РСО иметь дело не с несколькими десятками управляющих компаний, а с тысячами конкретных потребителей ресурсов. В качестве довода они приводят большие очереди, выстраивавшиеся у офиса компании «ЭнергосбыТ Плюс» в Ижевске, особенно в начале года. Люди приходили прояснить ситуацию с платежками, в которых резко выросли суммы. С таким потоком офис не справлялся.

Отношения с РСО

Известный ижевский активист в сфере ЖКХ, председатель ИГОО «Защита прав собственников ЖКХ» Алексей Меркушев считает, что данный законопроект отразится негативно на потребителях.

«Пострадают в основном рядовые жители. Минстрой РФ, который принимает решения, лоббирует интересы ресурсоснабжающих организаций. А их цели - лишить граждан защиты в лице управляющих компаний, которые отстаивают их интересы в судах, в плане подачи недоброкачественного ресурса».

Алексей Меркушев полагает, что рядовым гражданам будет сложно без управляющих компаний противостоять «беспорядкам» РСО.

«Конечно, отношения с ресурсоснабжающей организацией строить сложнее, – отмечает председатель общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов Удмуртской Республики» Александр Евсеев. – Но это гарантировано, что денежные средства поступают по назначению в РСО».

В «Городской УК», которая часто выступает основным оппонентом РСО, рассказали, что, в целом, положительно относятся к законопроекту о прямых договорах с РСО, но сам законопроект требует некоторой доработки. Пока еще возникают вопросы, каков будет порядок начисления коммунальных ресурсов. Как рассказал заместитель директора компании Максим Кожевников, сейчас начисления индивидуального потребления производится РСО, а общедомового - управляющей компанией. При этом объем ресурса, идущего на общедомовые нужды (рассчитывается исходя из разницы показаний общедомового и поквартирного потребления), предъявляется управляющей организации.

Этот предъявляемый объем, как правило, предмет большого количества споров из-за того, что используются разные базы для начислений, и как следствие, получается разный результат. Также ресурсоснабжающая компания «скидывает» так называемые недобалансы, которые возникают по дому при расчете индивидуального потребления, отметили в УК.

«При обсуждении законопроекта у нас возникает вопрос, как будет осуществляться обмен информацией (как минимум, показания приборов учета и количество проживающих в квартирах), который должен происходить оперативно в РСО, - отмечает Максим Кожевников. - Наиболее оптимальным, на взгляд «Городской УК», механизм, при котором начисления производит управляющая компания, а сбор – РСО. Это позволит решить вышеуказанные проблемы».

При этом, по словам эксперта, из-за отсутствия конкуренции среди РСО, могут пострадать потребители, как по качеству оказываемых услуг, так и по получению информации. Кроме того, ответственности управляющим компаниям добавляет и угроза крупного штрафа за ненадлежащее исполнение коммунальной услуги для УК. Он составляет 250 000 руб., для РСО – всего 5000 руб.

Единый расчетный центр

Вопрос удобства расчетов для населения с РСО заботит и председателя постоянной комиссии Городской думы Ижевска по вопросам ЖКХ и развития городской инфраструктуры Сергея Сурнина. По его мнению, для этих целей необходимо создать единый расчетный центр.

«Это нормально, но должно быть приближено к населению, должен быть единый расчетный центр на государственно-частном партнерстве. Управляющие компании должны оставаться как источник по сбору информации», - объясняет С. Сурнин.

Обсуждение поправок в законопроект продолжается в федеральном правительстве и Госдуме. Эксперты надеются, что в итоговом варианте будут учтены интересы всех сторон – управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций и граждан.

"