Posted 21 декабря 2019,, 06:09

Published 21 декабря 2019,, 06:09

Modified 17 октября 2022,, 14:53

Updated 17 октября 2022,, 14:53

Принуждение к тишине

21 декабря 2019, 06:09
Вступил в силу принятый Госсоветом Удмуртии «закон о тишине», предусматривающий «тихие часы» днем и многотысячные штрафы за нарушения. Остается понять, кто и как этот закон будет выполнять.

15 декабря вступил в силу принятый Госсоветом Удмуртии и подписанный главой Александром Бречаловым закон «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории УР», иначе именуемый «законом о тишине». Из которого, правда, тут же пришлось делать исключение. Республиканский парламент приостановил действие закона в новогоднюю ночь, он не будет действовать с 22.00 31 декабря до 6.00 1 января.

Сделанное исключение и разъяснение оказалось нелишним. Едва ли не в каждом многоквартирном доме найдутся жильцы, готовые применять его в любой день, благо поводы имеются в достатке. Но никто пока не знает, как именно его применять — механизмы реализации положений закона не отработаны. И если бы не сделанное исключение, дежурные службы (полиция в особенности) получили бы шквал обращений от тех, кто хочет тишины и покоя и в новогоднюю ночь.

По многочисленным просьбам

Свой «закон о тишине в Удмуртии» был и раньше, только назывался по-другому — это была 5-я статья закона УР «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений», принятая еще в 2011 году. Но знали об этой статье далеко не все, да и применение ее было затруднено.

До 2014 года эту статью худо-бедно применяли — протоколы о нарушении составляли должностные лица органов внутренних дел. Штрафы накладывались в зависимости от тяжести содеянного: от 1 до 2,5 тыс. руб. для граждан, от 3 до 5 тыс. руб. для должностных лиц и от 10 до 15 тыс. руб. для юридических.

Но три года назад в КоАП были внесены поправки, согласно которым протоколы об административных нарушениях, «посягающих на общественный порядок и общественную безопасность», должностные лица ОВД составляют лишь в том случае, если им соответствующим соглашением между МВД и регионом такое право дано. Удмуртия же такого соглашения не имела, и фиксировать нарушения и составлять протоколы было некому. В отделах полиции разводили руками — накладывать штрафы права не имеем, а часто и вовсе не реагировали на выезды, связанные с жалобами на шум, как от стройки под окном, так и от компаний, веселящихся в снятых почасово квартирах.

Всем спать, «тихий час»!

Новый республиканский «закон о тишине» написан почти что по лекалам 5-й статьи закона старого. Но если прежний закон определял «время тишины» с 23 часов вечера до 7 часов утра, то новый — с 22.00 до 8.00 в будние дни и с 23.00 до 9.00 в выходные и праздники.

Плюсом законодатели после бурных дискуссий ввели в закон и норму о «тихом часе», время которого определено с 13.00 до 15.00. Правда, соблюдение тишины в это время — не обязанность, а рекомендация, что обесценивает положение закона.

С 22.00 до 8.00 утра не разрешаются крики, пение, громкий свист, использование громкоговорящих устройств и звукоусилительной техники, а также многократное срабатывание автомобильных сигнализаций, выполнение шумных ремонтно-строительных работ, использование пиротехники.

В «тихий час» рекомендовано не использовать звуковоспроизводящие устройства (в том числе на транспортных средствах) и проводить переустройство, перепланировки и ремонтные работы в жилых помещениях.

«Люди вправе после рабочего дня, рабочей недели получить возможность, придя домой, нормально отдыхать. Мы к этому подходим с двух сторон. Во-первых, решить вопрос по закрытию "наливаек", а второе — принять закон о тишине, чтобы наши граждане могли спокойно отдохнуть, спокойно уложить спать своих детей. Вопрос очень важный, потому что по этой теме поступает очень много жалоб», — заявил спикер Госсовета Удмуртии Алексей Прасолов.

Появился в законе и уточненный и дополненный список объектов, нарушать тишину и покой в установленные часы нельзя в жилых и нежилых помещениях МКД, на придомовой территории, в образовательных и медицинских учреждениях и проч. Изначально в законопроекте этой статьи не было, но глава Удмуртии настоял на ее включении: шуметь нельзя также в объектах торговли, общественного питания и досуга, расположенных в МКД или пристроенных к ним. Включение этого положения было преподнесено в качестве одного из методов широкомасштабной, но пока не особенно успешной борьбы с «наливайками».

Штрафы вверх

Удмуртия стала 36-м регионом страны, в котором был принят свой «закон о тишине». От аналогичных законов принятый в республике отличается достаточно высокими штрафами за его нарушение. «Минималка» для граждан теперь составляет 2,5 тыс. руб., для должностных лиц штрафы колеблются в пределах от 10 до 15 тыс. руб., для юридических лиц - в пределах 25-50 тыс. руб.

Казалось бы, вот она, управа на имеющегося в каждом доме соседа с дрелью или владельца квартиры, сдающей ее нетрезвым и шумным компаниям по часам. Однако с применением закона, только недавно вступившего в силу, стоит ждать проблем, и назвать его «рабочим» пока можно с очень большой натяжкой.

Прежде всего потому что механизмы привлечения к ответственности тех, кто нарушает тишину и покой в установленные часы, заставляют изрядно попотеть. Вызванный наряд полиции может лишь зафиксировать нарушение и строго погрозить нарушителям тишины (если те, конечно, откроют дверь). Наряд в течение 10 дней отсылает протокол в районную администрацию, а какое и когда движение по нему она обеспечит, зависит только от загруженности местных чиновников. Это — с одной стороны.

С другой, если кому-то мешает шум, то доказывать, что нарушаются определенные законом предельные показатели для шума и звука в децибелах, придется ему самому. У полиции измеряющей уровень шума аппаратуры нет, а вызов независимой лаборатории стоит денег.

Не подписали

И дело не только в деньгах и необходимости обивать пороги кабинетов, борясь с шумными соседями. Все, что необходимо для того, чтобы «закон о тишине» заработал — соглашение между региональной властью и МВД, касающееся оформления протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и безопасность. Будь такое соглашение, и борьба с шумными соседями, «наливайками» и владельцами квартир, сдающими их в почасовую оплату, шла бы без административных проволочек, куда эффективнее, чем сейчас.

Еще в марте этого года постоянная комиссия по общественной безопасности Госсовета республики обратилась в правительство региона с просьбой заключить такое соглашение. Прошло девять месяцев, но информации о том, что правительство Удмуртии и МВД по республике такое соглашение подписали (или хотя бы попытались о чем-то договориться) — нет. Не обнаруживается такой документ и на официальных сайтах органов власти республики.

Таков сегодня уровень эффективности, о неуклонном повышении которого скоро начнут трубить и из утюгов. Есть конкретная и острая проблема — несоблюдение отдельными гражданами и организациями правил и норм, есть давно востребованный и вполне «рабочий» закон, требующий нормального применения, даже механизмы его реализации какие-никакие есть. Почему-то нет желания республиканских властей браться за решение конкретных проблем, а не отчитываться об успехах.

"