Posted 28 января 2020,, 13:25

Published 28 января 2020,, 13:25

Modified 17 октября 2022,, 14:36

Updated 17 октября 2022,, 14:36

Миллиарды — непризнанным

28 января 2020, 13:25
Почему Россия продолжает кормить «купленных друзей»?

Громкий политический кризис в Абхазии, вызванный недовольством населения победой Хаджимбы, стал причиной множества событий. Сначала протестующие захватили резиденцию главы республики, а потом новоизбранный ее президент подал в отставку.

Сейчас ситуация в Абхазии более-менее проясняется, выборы назначены весной. Создается новая партия — «Будущее Абхазии». Ее создает родственник Хаджимбы председатель Совета по делам молодежи при патриархе Московском и всея Руси, действительный государственный советник России Инал Ардзинба.

Человек он тесно связанный с Россией. Работал в администрации президента, курировал Украину и сотрудничество со странами СНГ. Является российским госслужащим. В любой другой стране задумались бы, стоит ли связывать судьбу страны с российским чиновником, но Абхазия — особый случай, она наполовину существует за счет российского бюджета.

Кто возглавит страну, решит ее народ на выборах. «Новым известиям» стало интересно, сколько Россия тратит на содержание непризнанных государств.

Миллиарды для Южной Осетии

В 2008 случился очередной вооруженный конфликт между Грузией и Южной Осетией. В августе Россия поддержала и Южную Осетию, и Абхазию, признав их независимыми государствами, пообещав им финансовую поддержку.

«У России нет иного выхода: она „создала“ эти республики, но самостоятельно кормиться они не могут. Без поддержки они просто не выживут. А раз уж эти образования поддерживаем, то вынуждены кормить, чтобы не умерли», — говорит профессор, доктор политических наук Юлий Нисневич.

Кроме бюджетных расходов существует и другая помощь, непризнанным государствам помогают Москва и Газпром. По данным Счётной палаты, Южная Осетия получила 35 млрд рублей из федерального бюджета и ещё 10 млрд из других источников.

Реальный объём финансирования Республики Южная Осетия превышает отчисления из федерального бюджета РФ на 28%.

Спонсирование Приднестровья

Кроме того наша страна оказывает поддержку Приднестровской Молдавской Республике (ПМР).

Регулярную помощь ПМР Россия начала предоставлять с 2008 года, хотя официально ее не признала. Мы строим в ПМР детские сады, больницы, платим пенсии пенсионерам. При этом президенту ПМР было предложено поднять в стране пенсионный возраст, но он отказался.

«Мы не можем в приказном порядке вмешиваться в законы Приднестровья. К тому же опыт показал, что повышение пенсионного возраста вызывает бурную негативную реакцию. В этом случае из Приднестровья всё население убежит в Молдову», — считает профессор, доктор политических наук Юлий Нисневич.

Проблема непризнания ПМР оборачивается проблемой оплаты поставляемого в республику газа. Юридически ПМР — часть Молдовы, но потребление голубого топлива рассчитывается отдельно.

ДНР и ЛНР

Эти территории юридически, несмотря на блокаду со стороны Украины — ее часть. Независимость ДНР и ЛНР никем не признана.

Перечисление российских денег в ДНР и ЛНР не афишируется. Помощь отправлялась туда в виде товаров, в составе конвоев МЧС. Но это — вершина айсберга, а подводная его часть огромна.

«На самом деле деньги в ДНР и ЛНР поступают через банки Южной Осетии. Поэтому там не только деньги на Южную Осетию, но и деньги на подержание ДНР и ЛНР. В Южной Осетии этого и не скрывают», — заявил профессор, доктор политических наук Юлий Нисневич.

Редакция «НИ» отправляла запросы в Минфин и Казначейство, чтобы выяснить реальный объём финансирования ДНР и ЛНР, но федеральные ведомства отказались предоставить информацию и пролить свет на эти вопросы.

Как идут деньги?

Финансирование непризнанных государств — политическая проблема. Она может сказаться на международных отношениях, поэтому нельзя ее решение пускать на самотек.

Для чего нужны затраты на чужие территории?

Самая главная и популярная версия — поддержка граждан.

«Россия помогала в первую очередь гражданам своей страны. В Южной Осетии почти 99% граждан имеют российское гражданство. В Абхазии немного меньше — 85%, и четверть граждан Приднестровья граждане России. Так что, Россия оказала помощь своим гражданам», — считает политолог Алексей Мартынов.

При этом в Соединенных Штатах живет 4 млн россиян, это в 13 раз больше, чем в Осетии и Абхазии вместе взятых. Но помощь им страна не оказывает. Почему?

Когда жители непризнанных республик добивались независимости, они мечтали о новой лучшей жизни. Россия тоже в этом заинтересована: хорошая жизнь на этих территориях могла показать, как отлично жить в дружбе с Россией. Но что-то явно пошло не так, о чем говорят события после выборов в Южной Осетии.

Что пошло не так?

Деньги — это только полдела. Их наличие ничего не гарантирует. Еще в 2010 году Счетная палата поинтересовалась, как расходуются средства, предназначенные для Абхазии. Нашли нарушений на 347 млрд… А сколько их не нашли? В стране отсутствуют нормативы проведения госзакупок, госзаказщчики сами выбирают подрядчиков без конкурса. По словам Татьяны Голиковой, которая курировала вопросы помощи Абхазии в 2012–2013 годах, деньги тогда распределялись «понятийно».

«Здесь имеют место факты, при которых договоры заключались на 40 млн.рублей, акты закрывались на 80 млн.рублей, а деньги перечислялись в размере 90 млн. руб. Никакие дополнительные сметы, подписанные к договорам не оформлялись, а если и оформлялись, то они утеряны и, как доказывает практика, восстановлению не подлежат», — заявил тогда вице-премьер Абхазии Дмитрий Сериков.

Куда уходят деньги?

После 2008 года в Южной Осетии восстановили разрушенные войной районы, и на этом все. Отчеты шли куда надо, всем казалось, что все хорошо, но в 2011 году народ поднялся против промосковского кандидата в президенты. Дошло практически до мятежа: терпеть коррупцию высокопоставленных чиновников никто уже не мог.

Проведённая Счетной палатой проверка показала, что треть средств была потрачена неэффективно, 6 млрд рублей «подвисли» в незавершённом строительстве, а часть просто потерялась. Возбудили 72 уголовных дела, но к чему они привели — не известно.

Поддержка Южной Осетии осуществлялась только ради факта освоения средств: коровы, купленные по завышенной в 3 раза цене, были не приспособлены к местному климату, саженцы яблонь из Сербии погибли, саженцы фундука вовсе не были обнаружены. Точно также до Южной Осетии не доехали оплаченные теплицы и овцы. Также «внезапно» выяснилось, что на реконструкцию свежепостроенного в 2015 году спортивного комплекса требуется ещё несколько сотен миллионов рублей.

Экспертные мнения

«Кроме восстановления экономики есть еще необходимость элементарного выживания экономики. Без реконструкции и прорыва в экономике России (экономику России можно считать восстановленной, если отвлечься от энергоресурсов и посмотреть на стоящие предприятия и мертвые моногорода?) никакого прорыва в экономике Абхазии и Южной Осетии тоже не будет. Это единый организм. Южная Осетия и Абхазия — это не умирающие депрессивные территории (а таких в России тоже хватает), поэтому можно сделать вывод: получилось то, что могло получиться, не больше и не меньше», — считает координатор рабочей группы центра изучения центральной Азии и Кавказа института востоковедения РАН, к. и.н Александр Скаков

«Денежные потоки интересны тем, кто организует их в России, плюс местные представители не прочь „хорошо пожить“. В итоге задача восстановления экономики не выполнена ни в Южной Осетии, ни в Абхазии. С одной стороны, России нужно контролируемое руководство этих территорий, но с другой стороны, чтобы оно было контролируемым, его надо кормить. А кормёжка приводит к тому, что поднимать общий уровень жизни не обязательно», — говорит профессор, доктор политических наук Юлий Нисневич

«На выделяемые деньги ни в Абхазии, ни в Южной Осетии совершенно не пытаются укрепить экономку. Там абсолютно уголовная публика при власти. То же самое в ДНР и ЛНР. Там все руководители — командиры полевых группировок, которые легко превращаются в силовую мафию, которая контролирует определённую территорию. Это объединяет все эти республики. Поэтому деньги, которые туда вкачиваются, ни за что не будут идти в инвестиции в экономический рост. Они умеют отбирать и делить, но не умеют инвестировать и создавать. Благодаря этой публике, не воспринимающей необходимость строить правовое государство, инвесторы в эти республики не пойдут ещё как минимум в течение одного поколения. Точно также, как они не идут в Приднестровье», — считает политолог Дмитрий Орешкин.

Выходит, что наладить мирную жизнь в этих республиках, поднять уровень жизни российские власти не очень-то и пытались, раз допускают творящийся там произвол. Может есть ещё какие-то причины оказания поддержки непризнанных республик? Наши эксперты считают, что да.

«Во-первых, цель как можно болезненнее наказать Грузию и Саакашвили персонально, а во-вторых, создать постоянно действующий территориальный конфликт. Дело в том, что страны с постоянно действующим пограничным конфликтом в НАТО не принимаются. Всё это сделано для того, чтобы НАТО не втягивалось во внутренние разборки. Соответственно, Грузия с Молдавией не могут войти в НАТО и ЕС», — говорит Дмитрий Орешкин.

Сделать красивую «витрину» из непризнанных кавказских республик не получилось, а вот подпортить репутацию — очень даже. Можно ли рассчитывать на то, что получится сделать красивую «выставку достижений народного хозяйства» из куда более близких Западу (в лице Европы) Приднестровья и восточной Украины? Пока нет никаких признаков успешного завершения программы поддержки. Деньги продолжают выделяться и таять.

О том, каковы перспективы финансирования республик, из каких именно источников выделяются средства, ни в Минфине, ни в Казначействе на запросы «НИ» не ответили.

"