Posted 28 ноября 2019,, 09:55

Published 28 ноября 2019,, 09:55

Modified 17 октября 2022,, 14:47

Updated 17 октября 2022,, 14:47

Минсельхоз погряз в субсидиях

28 ноября 2019, 09:55
Проверка деятельности минсельхоза Удмуртии выявила нарушения «стоимостью» 340 млн рублей.

С чем только не пришлось бороться сельхозпроизводителям Удмуртии в 2019 году: вредителями, мором пчел, последствиями обильных дождей… К этому списку можно добавить и республиканский минсельхоз, весьма вольно обращающийся с кровью всей сельскохозяйственной отрасли – государственными субсидиями. Как показала проверка деятельности министерства, проведенная Государственным контрольным комитетом (ГКК) Удмуртии, к работе минсельхоза республики должны внимательно отнестись правоохранительные органы.

В результате проверки были «установлены многочисленные системные нарушения, выразившиеся в несвоевременной подготовке нормативных правовых актов, несоблюдении установленного порядка предоставления господдержки, непринятии надлежащих мер к возврату средств, использованных с нарушением условий их предоставления», говорится в итоговой резолюции ГКК Удмуртии.

Беда со сроками

На поддержку сельхозпроизводителей бюджет Удмуртии ежегодно тратит больше 2 млрд руб. как своих денег, так и федеральных: в 2017 году – 2,162 млрд руб., в 2018-м – 2,044 млрд, а за 10 месяцев 2019 года – 1,644 млрд руб.

Большая часть этих денег идет на поддержку молочного скотоводства, растениеводства и выполнение целевых показателей региональной программы развития АПК.

Для того чтобы эта поддержка дошла до производителей, минсельхоз готовит акты правительства, но сроков их подготовки, констатировали аудиторы, не соблюдает, а какие-то и вовсе издает спустя несколько месяцев после вступления в силу регионального закона о бюджете.

Так было, например, с субсидиями на агрохимическое обследование почв, речь шла о распределении около 10 млн руб. А изменения в документ о порядке предоставления субсидий на приобретение и модернизацию сельхозтехники официально внесли за день до окончания приема заявок, что привело к нарушению прав сельхозпроизводителей на получение государственной поддержки.

Со сроками у минсельхоза вообще беда. Аудиторы выявили факты неправомерного сокращения сроков приема документов на предоставление субсидий, нарушения сроков перечисления средств сельхозпроизводителям и прочие «косяки». Так, в этом году лимиты на приобретение элитных семян распределили, а документы на субсидию прекратили принимать только 22 дня спустя, в результате 54 хозяйства работали над ними впустую.

Молочная дискриминация

Внушительная доля господдержки из года в год идет на повышение продуктивности в молочном скотоводстве. Затраты возмещаются на 1 кг произведенного и реализованного (как вариант, отгруженного в переработку) молока. В 2017 году они составили 614 млн руб., в 2018-м – 751 млн, в 2019 году планируется потратить на субсидии 748 млн руб.

Распределение денег идет в соответствии с опубликованной на сайте министерства Концепцией развития молочной отрасли региона, предусматривающей преимущественное развитие крупных хозяйств (больше 200 голов скота и продуктивность больше 4 тыс. кг/гол).

И все бы ничего, да только Концепция эта не является документом стратегического планирования, в качестве официального нормативного акта она не утверждена.

Что же касается опоры на крупные («сильные») хозяйства, то, по мнению аудиторов ГКК УР, она не соответствует принципам государственной аграрной политики, обеспечивающей равные условия конкуренции на рынке.

«Принятие органами государственной власти УР решения о реализации указанной выше Концепции приведет к созданию дискриминационных условий на едином рынке по производству молока в республике, что повлечет за собой нарушение законодательства о защите конкуренции», - считают в ГКК УР.

Сельхозпроизводители не раз и не два жаловались на то, что минсельхоз Удмуртии распределяет субсидии в интересах крупных производителей молока и молочной продукции. Жалобы подтвердились, «дискриминационные условия» теперь – официально зафиксированный факт. Вопрос лишь в том, обратят ли правоохранительные органы на него внимание.

В интересах экс-министра?

Ключевым условием предоставления господдержки является отсутствие у хозяйств просроченной задолженности по возврату в бюджет ранее предоставленных субсидий. Однако, судя по отчету ГКК УР, это условие в минсельхозе региона не соблюдают.

Например, ООО «Мир» (Воткинский район) с 2017 года было должно бюджету 141 млн руб., выданных ему в качестве субсидий. Хозяйство частично долг погасило, сократив до 36 млн, но получает субсидии: с ноября 2017 года по октябрь 2019-го ему предоставлена господдержка в размере 85 млн руб.

Аналогичная ситуация и с крестьянским (фермерским) хозяйством Николая Собина, кстати, бывшего министра сельского хозяйства Удмуртии. Экс-министр, члены семьи которого фигурируют в списке ТОП-20 самых богатых людей Удмуртии, постоянно ходит в бюджетных должниках, но поддержку государства получать не устает.

В 2018 году экс-министр был должен бюджету 33 млн руб., полученных в 2017 году на модернизацию объектов АПК. Спор по этим средствам рассматривается Арбитражным судом УР, однако с ноября 2018 года по сентябрь 2019-го КФХ Собина Н. И. были предоставлены субсидии на сумму 17,722 млн руб.

Еще больше – 141,463 млн руб. – было должно государству получающее поддержку минсельхоза Удмуртии ООО «Мир». Потом сумма задолженности снижена до 68 млн руб., а затем и вовсе… списана как «задолженность неплатежеспособных кредиторов». По данным информационной системы СПАРК-Интерфакс, единственным владельцем ООО «Мир» является Елена Николаевна Собина, дочь экс-министра сельского хозяйства Удмуртии Николая Собина. Именно она фигурирует в рейтинге ТОП-20 самых богатых людей Удмуртии (чистые активы – 496,4 млн руб.). Может быть, потому и богатых, что не возвращают в бюджет полученные из него средства?

В других кабинетах

Суммарно выявленные аудиторами ГКК УР финансовые нарушения в минсельхозе республики потянули на внушительную сумму – 341,627 млн руб., из них неэффективно были использованы 228,565 млн руб.

«Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении министерством сельского хозяйства государственных задач и функций при оказании государственной поддержки сельхозпроизводителям Удмуртской Республики», - таков выраженный сухим языком отчетов итог проверки.

Впрочем, рассчитывать на то, что ее результаты станут причиной кадровых решений в министерстве, вряд ли приходится. Напомним, аналогичный «разгромный» отчет ГКК УР, исследовавшего финансовую деятельность ООО «Летний сад им Горького», так и не стал причиной возбуждения уголовного дела. Похоже, что умение весьма вольно распоряжаться бюджетными средствами теперь – не недостаток, а достоинство. Что же касается контрольного комитета, то он свое дело сделал – дал информацию, а будут ею пользоваться или в очередной раз положат под сукно, будет решаться в других кабинетах.

"