Posted 30 января 2020,, 10:58

Published 30 января 2020,, 10:58

Modified 17 октября 2022,, 14:38

Updated 17 октября 2022,, 14:38

Лоббист-миллиардер: как Хайруллин защищает интересы бизнеса в Госдуме?

30 января 2020, 10:58
Депутат Госдумы РФ Айрат Хайруллин – человек известный, его имя ассоциируется с сетью «Эдельвейс» и холдингом «Красный Восток-Агро». Компетентные в сельскохозяйственной сфере люди называются Хайруллина не просто депутатом, а лоббистом отрасли.

Inkazan изучил законотворческую деятельность Хайруллина и выявил возможную связь с бизнесом.

Кто такой Айрат Хайруллин?

Если взять инициативы депутата, не трудно заметить, что связаны они связаны с лоббированием интересов молочной и пивоваренной отраслей, а также с/х производства.

Как ранее сообщал Inkazan, депутата в глаза и за глаза именуют бенефициаром агрохолдинга «Красный восток» и компании АО «Эдельвейс групп», хотя в Информационной системе «СПАРК-Интерфакс» эту связь проследить не удается.

Стоит добавить, что Айрат Хайруллин – не просто депутат, а заместитель председателя комитета по аграрным вопросам, что создает ему дополнительные возможности.

Имеет ли он право, находясь в такой ситуации, заниматься бизнесом? Все не так очевидно… По мнению политолога Павла Салина, что существуют юридические схемы, которые позволяют госслужащим получать бонусы от бизнеса законным способом.

Может быть эти бонусы присутствуют, Хайруллин – личность состоятельная. В рейтинге Forbes он занимает 96 строчку среди состоятельнейших депутатов и госслужащих страны. . И это несмотря на то, что у сети «Эдельвейс» семьи Хайруллиных в последние годы дела не ладятся.

Хайруллин депутатствует уже 16 лет, за это время он сам и вместе с коллегами по Думе разработал почти 300 законопроектов, если точнее – 282. В 31 случае они касались сельского хозяйства. До публикации дошла половина законопроектов — 139 поправок.

Кроме того, депутат имеет возможности продвижения своих и отраслевых интересов через «Союзмолоко».

Inkazan проанализировал, как работа депутатом может помочь бизнесу Хайруллина.

ГЛАВА I

Земли колхозов – эффективным собственникам

После развала 90-х земли колхозов и совхозов разделили на доли и раздали трудовым коллективам в частную собственность. Сами хозяйства переформатировали в акционерные общества, кооперативы, фермерские хозяйства. Свидетельства о земельной доле получили более 12 млн работников колхозов,. к ним в собственность перешло 112 млн гектаров обрабатываемой земли или более 80% от всей площади.

Но реформу так и не завершили. По данным законодателей, юридически оформлено и поставлено на кадастровый учет всего около 20% сельскохозяйственных земель. То есть свои права оформили лишь треть (4 млн из 12 млн) граждан. Это приводит к земельным махинациям, «в результате которых земельные ресурсы разбазариваются» — так посчитали законотворцы.

Так что закономерно, что они стали лакомым кусочком (а судя по статистике, скорее, кусищем) для агрохолдингов.

Сейчас вернуть участки в сельскохозяйственный оборот можно, но только через суд и с большими финансовыми затратами.

По задумке законотворцев владельцы других земельных долей должны проводить общее собрание, на котором будут утверждать списки «молчунов». Затем их участки поставят на кадастровый учет и передадут органу местного самоуправления поселения или городского района. Передавать земли в муниципальную собственность таким образом легче, чем проходить через суды.

Законопроект внесли весной 2019 года, и он до сих пор находится на рассмотрении в первом чтении.

Что же будет с этими участками после того, как они безвозмездно перейдут к органу местного самоуправления? Здесь начинается самое интересное.

Как подметили в комитете Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, чтобы управление было эффективным, муниципалитетам придется передавать невостребованные участки в аренду или собственность «эффективным собственникам», то есть сельхозпроизводителям.

Напомним, семье Хайруллиных подконтрольны агрохолдинг «Красный Восток» и группа «Эдельвейс». Один из крупнейших агрохолдингов Татарстана наверняка мог бы сойти за «эффективного собственника».

Земли таких крупных инвесторов, как «КВ-Агро», обычно паевые. Агрохолдинги либо приобретают у дольщиков земельные паи в собственность, либо арендуют их. То же относится к «Красному востоку», который «приобрел землю или взял в аренду сразу в нескольких районах республики, чисто по коммерческой цене», признавался в одном из интервью экс-министр земельных и имущественных отношений Азат Хамаев. Иными словами, это те же паи, чьи владельцы по счастливой случайности оказались не «молчунами», и их не пришлось искать.

Встает вопрос: если какой-либо агрохолдинг выкупил большую часть земельных долей у бывших колхозников, кто будет выходить на общее собрание и передавать муниципалитетам невостребованные земли? А потом этому же холдингу достанутся неиспользуемые территории?Подобные законопроекты, возвращающие неиспользуемые земли в строй, пытаются продвинуть несколько лет, но в разной упаковке. В пояснительной записке говорится, что вопрос не решается уже 6 лет. На самом деле депутаты пишут законопроекты о невостребованных землях как минимум с 2009 года. И неизменно среди соавторов — Айрат Хайруллин, бывший министр сельского хозяйства Геннадий Кулик (его сын занимал должность зампредседателя правления Россельхозбанка), Владимир Плотников. Эти персонажи будут встречаться и в числе разработчиков других лоббистских законопроектов, проанализированных Inkazan.

ГЛАВА II

Пивоваренных дел мастер

С 2009 года Хайруллин начал лоббировать интересы пивоваров. Тогда депутат стал соавтором законопроекта, который должен был снизить административные и технические барьеры при производстве и реализации пивоваренной продукции. В результате стандарты этой области в России должны приблизиться к международному уровню — по крайней мере, по заверениям депутатов.

Поправки направлены на «поддержание условий добросовестной конкуренции и защиту интересов производителей и поставщиков высококачественной пивоваренной продукции». Ключевое слово здесь — высококачественной.

Как отмечают lobbying.ru, новый техрегламент пива был бы выгоден крупным транснациональным корпорациям, которые уже работают по международным стандартам. Отечественным пивоварам переход обошелся бы в копеечку.

В 2009-2014 годах законопроект не прошел дальше второго чтения в Госдуме. Его посчитали нецелесообразным, потому как в том же году страны ЕврАзЭС договорились о создании единой системы техрегламентов.

Среди авторов поправок знакомые фамилии: помимо Хайруллина, это Кулик. Кстати, это не единственная поддержка татарстанским депутатом интересов пивоваров. Также народный избранник в СМИ выступал за возвращение пива на стадионы. В 2019 году в Госдуме рассматривали такой законопроект, разработанный по инициативе главы Татарстана Рустама Минниханова.

В 2006 году Хайруллины продали пивоваренную группу «Красный Восток» — 92,34% перешло к голландской компании Efes Breweries International N.V. из турецкого холдинга Efes Beverage Group, которая заплатила $390 млн.

На момент продажи предприятие Хайруллина было одним из немногих пивзаводов, которые не приобрели иностранцы. К тому же оно было одним из крупнейших в стране и занимало 3% российского рынка пива. Хайруллин, по официальным данным, отказался от этого бизнеса в пользу сельскохозяйственного.

Какое отношение татарстанский депутат имеет к лобби пивоваров?

Связующим звеном между проданным пивзаводом и Хайруллиным может быть пивоваренный ячмень. Парламентарий рассказывал, что когда он начинал бизнес, то сырье для изготовления пенного напитка в России не выращивалось.

Хайруллин, как он признался в интервью, хотел выстроить полную цепочку производства, чтобы не зависеть от поставщиков. Так, он первым среди российских пивоваров отказался от импорта солода (это намоченные и пророщенные семена злаков, чаще всего ячменя) и построил три солодовенных завода, нанял немецких селекционеров, закупил элеваторы и начал выращивать эту культуру. Через несколько лет «Красный Восток» завоевал 75% российского рынка пивоваренного ячменя.

Куда сбывать столько зерна?

В год продажи пивзавода Efes'у турки сразу заявили, что им нужно местное сырье. 35-40% ячменя производители пива были готовы закупать в Татарстане и использовать его на предприятии в Москве. В 2019 году AB InBev Efes договорился с минсельхозом республики о расширении посевных площадей пивоваренного ячменя. Через четыре года турецкая компания хочет достигнуть рекордных закупок и увеличить суммарный объем в 40 раз.

Но это не единственный потенциальный закупщик пивоваренного ячменя в республике. В 2018 году «Татспиртпром» запустил свой завод в Чистополе по производству пива. Первым делом отгрузка этого напитка марки «Белый Кремль» началась в магазины «Эдельвейс» и «Бахетле». Казалось бы уже отошедший от пивоваренных дел Хайруллин тоже приехал на открытие завода.

ГЛАВА III

Оздоровление за счет государства

В России пятая часть сельхозорганизаций убыточна, а без госсубсидий этот бизнес нерентабелен. Многим фермерствам приходится прибегать к пролонгации кредитов. А если продолжать работу и в таком случае тяжко, то аграрии могут поучаствовать в программах финансового оздоровления. Они позволяют реструктуризировать долг по кредиту. Но есть условие: получить такую поддержку можно только один раз.

К 2013 году большинство участников программы так и не реструктуризировали свой долг и в то же время потеряли право на вторую попытку. В большинстве случаев сельхозпредприятия не могли выполнить условия программы вследствие засухи 2009-2010 и 2013 годов. Из-за капризов природы аграрии и так терпели убытки, а кому-то пришлось выполнять обязательства перед государством. Нависла угроза массовых банкротств 14 тысяч сельхозпроизводителей.

Законодатели намеревались разрешить сельхозпредприятиям еще раз получить помощь от государства в финансовом оздоровлении. Но, согласно первой редакции законопроекта, для повторного участия в программе должно было совпасть несколько факторов. Во-первых, хозяйство должно пострадать именно от чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий. Во-вторых, засуха, наводнение должны скосить больше 25% посева, а особо опасные болезни — 15% гибели животных и птицы.

Правительство России в своем отзыве предложило еще больше сузить круг тех, кто мог бы повторно финансово оздоровиться госкредитами, и включить в него только тех, кто выполнил условия предыдущего соглашения. По данным инициаторов поправок, таких удачливых фермеров в России только около 6%. Но после всех трех чтений круг получателей не сузили, а даже наоборот расширили. Теперь второй раз реструктуризировать кредит можно было и если ты ответственный (читай: выполнивший все условия по прошлой реструктуризации) аграрий, и если тебе не повезло из-за засухи.

Кроме того, авторы просили снизить ставку до 0,3% годовых. Но и тут правительство возразило: нынешние 0,5% — максимум, предлагаемый государством.

Но если прочитать пояснительную записку к законопроекту, то абзацы о засухе стоят ближе к концу документа. В первую очередь открыто говорится: сельхозпроизводство нерентабельно, нужны деньги от государства.

Закон приняли в 2014 году.

Интересная деталь: несмотря на то, что потенциальных получателей должно стать больше, бюджет не понесет дополнительных затрат после изменения программы.

Осенью 2010 года «Красный Восток-Агро» столкнулся с угрозой банкротства. Казалось бы, сумма незначительная: один из крупнейших агрохолдингов Татарстана задолжал ООО «Крестьянское хозяйство «Заря» 17 млн рублей за перегон крупного рогатого скота.

Ответчик просил отсрочить платежи больше чем на год, ссылаясь на «колоссальные убытки» из-за засухи и финансового кризиса. Но суд согласился только на полгода. На одном из заседаний вскрылась истинная причина нервоза «КВ-Агро»: обязательства компании достигли 13 млрд рублей, это в том числе долги перед банками и Росагролизингом.

«Все активы компании находятся в залоге у банков-кредиторов. А скот является средством обеспечения лизинговых договоров», — отметили представители агрохолдинга.

Видимо, памятуя о тех финансовых проблемах, Хайруллин одним из первых присоединился к инициаторам законопроекта, который расширяет возможности для участия в оздоровительной программе.

Впрочем, в написание документа «впряглись» и другие представители Татарстана в Госдуме: Ильдар Гильмутдинов, Альфия Когогина, Ринат Хайров, Ирек Богуславский.

ГЛАВА IV

Молочные интервенции

На рынке молока наблюдается сезонность. Летом сырья становится больше (благоприятная погода для коров, долгий солнечный день, плюс «сезонные» фермеры), закупочные цены на него падают. Зимой сырое молоко наоборот дорожает, а спрос на него обычно падает.

В последние годы ситуация усугубилась. Из-за низкой покупательской способности производителям стало тяжелее продавать складские запасы. В то же время из Беларуси и других стран начали больше импортировать дешевое сырье. Даже привезенное из Европы, Новой Зеландии, Южной Америки сухое молоко для переработчиков оказалось дешевле, чем приобретенное у отечественных доярок. Власти попытались сделать Минск крайним: в 2018-м Россельхознадзор частично ограничил поставки из этой страны под предлогом несоответствия требованиям.

По вышеназванным причинам на молочном рынке России образовались излишки молока, и цены на него начали падать.

В то же время себестоимость производства сырья не падает. И если для «сезонных» фермеров, которые сбывают остатки молока только летом, это копейки, то хозяйствам, холдингам приходится вкладываться в модернизацию. А это уже существенные затраты.

При таком состоянии сельхозрынка законом предусмотрены закупочные интервенции.

Чтобы помочь фермерам, на рассмотрение Госдумы внесли законопроект, который расширяет круг организаций, к которым могут применить интервенции. Если раньше государство выкупало излишки у производителей сельхозпродукции, то теперь еще и у переработчиков.

Хайруллин был не просто соавтором, он активно продвигал идею закупочных интервенций, будучи президентом «Союзмолока».

Традиционно ведомства и комитеты указывают, в каких частях документ нужно доработать. Так, Счетная палата задалась вопросом, как будут отбираться организации, где будут хранить продовольствие.

Хотя круг получателей расширяется, депутаты не посчитали нужным закладывать на реализацию дополнительные средства. Это значит, что уже обозначенную сумму придется делить между большим количеством желающих. Счетная палата не согласилась с этим.

Кроме того, СП увидела хитрость в формулировке законопроекта. К производителям, у которых готовы выкупить излишки, предъявляют более жесткие требования: выкупаемая продукция должна приносить наибольший доход в общем объеме. В то же время к переработчикам такого требования не выдвигается, что дает им привилегии. В итоге замечания СП остались без внимания в законопроект изменения так и не внесли.

Палата заметила еще одну странность. В поправках авторы пишут о сельхозпереработчиках в целом, а в пояснительной записке, видимо, истинные намерения депутатов-аграриев вышли наружу, ведь там они говорят конкретно о молочниках. На заседаниях Госдумы инициаторы поправок тоже говорили именно о молоке.

Документ составлял не только Хайруллин. Напомним, в «КВ-Агро» входит 13 крупнейших в Евразии мегаферм (по данным на сайте агрохолдинга). Среди авторов законопроекта и Наталья Боева, некогда руководившая молокоперерабатывающей фирмой «Калория», и называвшийся уже Геннадий Кулик, и Николай Борцов, связанный с сельским хозяйством предприниматель-миллионер из списка Forbes.

В конечной редакции поправок предусмотрели не только закупку излишков сельскохозпродукции, но и залоговые операции в отношении них. Летом 2017 года закон вступил в силу.

«КВ-Агро» называет молочное животноводство своим основным направлением деятельности. Татарстанское ОАО занимается производством сырого молока в промышленных масштабах: имеет мегафермы с проектными мощностями от 3,3 млн литров молока в год до 62,4 млн литров.

Когда по всей стране возникли проблемы с закупочными ценами на молоко, Хайруллин не скрывал, что следит за ситуацией. Даже после принятия закона опасения никуда не исчезли, ведь власти не спешили проводить интервенции в отношении молока.

«Долго такая ситуация продолжаться не может и не должна. В последний раз так плохо производителям молока было в 2009 году — тогда закупочные цены на один литр молока высшего сорта упали с 17 до 9 рублей за литр. В результате тысячи коров пошли под нож и сотни ферм обанкротились», — прокомментировал он ситуацию местным СМИ.

По информации Dairynews, минсельхоз РФ несколько раз заявлял о планах по проведению "молочных интервенций", но такие интервенции пока не проводились.

Положение молочных производств спустя несколько лет начало улучшаться: в 2018 году минсельхозпрод РТ заявил о стабилизации закупочных цен на сырое молоко. В начале 2020 года это признал и Хайруллин.

«При стабильном спросе на сырое молоко и прибыльных закупочных ценах, таких как сегодня, производство качественного молока в стране будет расти опережающими темпами. Закупочные цены нынче были более стабильными, что порадовало сельхозпроизводителей и придало им оптимизма», — заявил депутат DairyNews.

Заключение

В России понятие «лоббизм» законодательно не регулируется, как это, например, происходит в странах с развитой демократией. Поэтому и измерить его масштабы невозможно. В 2010 году рынок лоббистских услуг в России оценивался в $363,4 млн.

Такая непрозрачность дает превосходство определенным группам. А люди, носящие звание «народных избранников», продолжают защищать интересы лобби.

"