Posted 30 марта 2020,, 11:13

Published 30 марта 2020,, 11:13

Modified 18 октября 2022,, 05:16

Updated 18 октября 2022,, 05:16

Какой будет медицина после коронавируса?

30 марта 2020, 11:13
Медицина «уже никогда не будет прежней», считает экс-министр здравоохранения Башкортостана Георгий Шебаев.

Экс-министр здравоохранения Башкортостана Георгий Шебаев рассказал «Новым известиям» о том, как изменится здравоохранение после коронавируса.

Пандемия

Что такое пандемия? Это ситуация, когда инфекция выявляется в большинстве стран мира. Приходится надеяться, что руководства государств отлично понимают, что вся мировая экономика сейчас переживает глобальный кризис, и этот кризис настолько стремительно.

И это во многом коррелируется с тем, что существующая модель здравоохранения не соответствует вызовам современности, в том числе и массовой вспышке инфекции с тяжелым лечением и высокой смертностью.

Тревожные звонки звучали и раньше: SARS, MERS, различные гриппы, Эбола. Но никто в мире не отреагировал, увеличив, например, количество инфекционных и реанимационных коек, подготовив необходимое количество врачей-специалистов. Экономили деньги, пытались не отвлекать их от решения насущных проблем. Никто не желал действовать на опережение, шли дискуссии. А нужны были действия — четкие и безотлагательные.

День сегодняшний

Так что нужно сделать государству, кроме введения режимов карантина, всевозможных ограничений, быстрой постройки инфекционных больниц и перепрофилирования ЛПУ в «инфекционки»?

Необходимо поддерживать деятельность коммерческих и некоммерческих организаций по разработке вакцины против коронавируса, формированию доступных методов диагностики, разрабатывать меры по эффективной терапии. Для этого нужно убрать административные барьеры, максимально упростить бюрократию, связанной с регистрацией новых препаратов.

И ни в коем случае не забывать о других пациентах. Запрет на плановую госпитализацию, текущие осмотры и диспансеризацию может быть только краткосрочным решением. Потому что в будущем каждый плановый пациент рисует стать экстренным.

Коронавирус бросил вызов всей современной медицине, обнажил ее слабые стороны. И это вызов государству, регулирующему систему здравоохранения. Пандемия пройдет, важно извлечь из нее уроки и принять решения, необходимые для реформирования системы здравоохранения.

Охватить всех

Гарантии оказания бесплатной медицинской помощи должны быть сохранены. И должен появиться такой механизм финансирования здравоохранения, который исключал бы любые ограничения для пациентов в помощи по финансовому признаку.

Механизма лучше системы страхования в мире еще не разработали. Система ОМС в стране работает, это нужно признать. Ее ахиллесова пята в кризис — формирование бюджета за счет ФОТ.

Эксперты сходятся во мнении, что в кризис отчисления на фонд оплаты труда, и, как следствие, на медицину, будут снижаться, увеличится безработица. За безработных платят региональные бюджеты, но в условиях кризиса денег у них на это все меньше. Одна из мер, призванная ограничить рост безработицы уже озвучена Президентом страны — это снижение социального налога до 15% для некоторых категорий работодателей, что так же ограничит поступления в бюджет здравоохранения страны

Лекарственное страхование

Необходимо внедрение механизма бесплатного обеспечения лекарственными средствами для всех жителей России. И поэтапный переход на лекарственное страхование.

Терапия хронических состояний зависит от комплексности подхода: комбинации инструментальных методов диагностики и лечения с приверженностью пациента пожизненной терапии.

Если в стационарных условиях удается обеспечивать пациентов всем необходимым, практически во всех случаях, то после выписки только некоторые категории пациентов имеют право на бесплатное получение лекарств.

Цифровизация и интернет вещей

За последние сорок лет модель взаимодействия врач-пациент претерпела существенные изменения. Это связано с развитием лабораторной диагностики и инструментальных методов.

Трудно признавать, но современный доктор больше узнает о нашем состоянии не из душевного разговора и осмотра всего тела, а из клинического анализа крови и мочи, заключения ЭКГ, УЗИ и КТ.

Если до появления коронавируса еще можно было бы говорить о недостатках дистанционного консультирования, то в нынешних условиях карантина с непредсказуемым сроком, очевидно, что пожилым пациентам, больным с хроническими заболеваниями нужны дистанционные консультации врача в сочетании с дистанционным мониторингом жизненно-важных функций. Развитию этого направления будет способствовать и «интернет вещей».

Ликвидировать недостаток специалистов в короткий срок вряд ли получится, но нужно уменьшить требования к телемедицине, это реально. Необходимо и внедрение формата неврачебных диагностических центров.

Думаю, экономический кризис убедительно докажет преимущества торговли по интернету перед ТЦ, а свободные площади можно будет использовать под медицинскую диагностику.

Искусственный интеллект

Не затрагивая применение ИИ для анализа данных, которые будут накапливаться при исследовании генома человека, надо сказать, что накопление информации о причинах заболеваний, состоянии пациента в единой медицинской карте или истории болезни сформирует огромный массив данных о течении заболевания у конкретного пациента соотнесенный во времени с его генетическими особенностями, возрастом, показателями жизненно-важных функций организма, схемами лечения и дозировкой препаратов. Очевидно, что ИИ можно и нужно активнее применять для персонального анализа диагностических данных, накопленных во время диспансеризации здоровых людей, а также для контроля терапии хронических состояний и построения прогноза заболевания в соответствие с принятыми клиническими рекомендациями профессиональных ассоциаций и стандартами оказания медицинской помощи, принятыми Минздравом РФ.Это позволит сэкономить время на диагностику и деньги на лечение, снизит вероятность ошибки и отчасти решит вопрос дефицита специалистов в амбулаторном звене.

Все названные меры невозможно принять без участия государства, несмотря на то, что правительства многих стран и многочисленные международные организации не сделали никаких выводов из предыдущих вспышек, так уж мы устроены, что в тяжелые времена уповаем на что-то большое и сильное с возможностями, превышающими возможности обычного человека. У нас нет другого выбора, кроме как положиться на государство, которое должно защитить нас от распространения очередной вирусной инфекции.

Врачи и весь медицинский персонал — очень важная, но всего лишь часть системы здравоохранения. Как функционирует эта система определяет государство, у государства монополия на политику в сфере здравоохранения. Основной урок происходящего в мире еще и в том, что как за собственным здоровьем каждому из нас надо следить в течение всей жизни, а не вспоминать про врача только тогда, когда мы заболеваем, так и развитием системы здравоохранения надо заниматься не только перед выборами или тогда, когда наступает демографический спад или пандемия вирусной инфекции. Слишком дорого обходится такая циничная экономия. Все это звучит банально, только вот условия, в которых это все осознается совсем небанальные.

"