Posted 3 сентября 2020, 10:42

Published 3 сентября 2020, 10:42

Modified 18 октября 2022, 05:24

Updated 18 октября 2022, 05:24

«Питерским» указали дорогу домой

3 сентября 2020, 10:42
В Удмуртии очередная «перезагрузка», на этот раз – дорожной отрасли. Питерских бизнес-партнеров, возглавлявших два главных предприятия отрасли, отправили по домам, но могут и вернуть назад.

Глава Удмуртии любит «перезагрузки». Сколько их было с момента «воцарения» в апреле 2017 года, не счесть. Александр Бречалов «перезагружал» всю республику, потом отдельно спорт, образование и здравоохранение, и много чего еще. Всегда с громкими заявлениями, помпой и твердыми обещаниями, что в «перезагруженной» им сфере дела точно пойдут в гору.

Единственная «перезагрузка», не удостоившаяся особого внимания главы региона, произошла в августе. Были спешно заменены руководители «флагманов» дорожной отрасли республики – АО «Удмуртавтодор» и АО ДП «Ижевское», получающих львиную долю контрактов на строительство и ремонт дорог. Оба предприятия после «перезагрузки» возглавили не «варяги», а выходцы из дорожной отрасли республики: первое – Александр Бреев, до этого работавший первым заместителем генерального директора предприятия, второе – Павел Бушуев, управлявший АО «Увинское дорожное предприятие».

Освоение наследства

«Перезагрузка» дорожной отрасли началась в Удмуртии еще в 2017 году с казначейского сопровождения контрактов и продолжилась объявлением 2018 года «Годом дорог». Подводя его итоги, ни куратор дорожной отрасли в правительстве региона премьер Ярослав Семенов, ни его выписанный из Санкт-Петербурга советник «по дорогам» Михаил Хренов почему-то ни словом не обмолвились о финансах. Хотя было что комментировать: «Год дорог» оба принадлежащие республике «флагмана» завершили с одинаковыми убытками в размере 215 млн рублей.

Как так получилось, никто в правительстве и миндортрансе республики объяснять не стал. Как и то, почему дорожную отрасль вдруг «обсели» со всех сторон московские и питерские компании – недавно созданные и базирующиеся в столице республики. ООО «Неруд», например, созданное в сентябре 2017 года, сразу же получило контракт на 185 млн рублей на поставку песка и щебня. ООО «Домстрой», зарегистрированное еще позже, получило сразу три контракта по 18,6 млн рублей. Паспортизация дорог обошлась бюджету региона в 350 млн рублей, столько получило питерское ООО «Авто- Дорсервис».

Двое из ларца

В самом конце 2019 года советника премьера Михаила Хренова решили переместить поближе к принятию важных решений и назначили директором АО «Удмуртавтодор». Ответственность за это решение – на главе региона Александре Бречалове и премьере Ярославе Семенове. Они не могли не знать о том, что до этого господин Хренов возглавлял компанию «Резерв» (экс-«Дорстройкомплект»), обанкротившуюся еще до истечения сроков гарантии на свои объекты. Имелось в послужном списке «Дорстройкомплекта» и уголовное дело о хищении 11 млн рублей.

Тем не менее, советника Хренова назначили в «Удмуртавтодор», где он прославился не качественным строительством дорог, а громкими заявлениями об искоренении на предприятии пьянства и попыткой закупить копеечные мундштуки для алкотестеров на 1 млн рублей. Кроме того, была история с трудоустройством на «Удмуртавтодоре» так называемых «подснежников» - людей, не имеющих отношения к работе предприятия, и огромными премиями, которые директор выписывал себе и приближенным сотрудникам.

После ухода из «Резерва» и суда, пытавшегося взыскать с Хренова 220 млн рублей, будущий советник возглавлял ДИЦ (дорожно-испытательный центр) «Северо-Запад». У компаний, отказывавшихся от сотрудничества с центром, немедленно возникали разнообразные проблемы. Уйдя и из этой структуры, Михаил Хренов передал бразды управления своему бизнес-партнеру Александру Асаналиеву. Который, в свою очередь, неожиданно оказался временным управляющим АО ДП «Ижевское». И руководил им ровно до скандального задержания сотрудниками ФСБ.

Легко отделался

Что интересно, господин Асаналиев, по данным информационной системы СПАРК-Интерфакс, до сих пор числится совладельцем (50% долей) ДИЦ «Северо-Запад».

И более того, он же является генеральным директором и совладельцем некоего ООО «Удмуртдорстрой». У экс-директора ДП «Ижевское» - 54,54% долей, а остальные принадлежат… находящемуся в государственной собственности АО ДП «Ижевское». В 2020 году эта частно-государственная контора участвовала в 9 процедурах закупок, победив в одном случае. ООО «Удмуртдорстрой» достался контракт на ремонт «части дороги при въезде на ст. Керамик до ул. Кирпичной». Стоимость контракта 1,080 млн рублей, заказчик – администрация Можгинского района Удмуртии.

В конце июня Асаналиева задержали сотрудники ФСБ по Удмуртии, 20 числа он был помещен судом под домашний арест. Обвиняли его в превышении должностных полномочий и причинении ущерба в размере 5,7 млн рублей.

Питерскому дорожнику «светил» реальный срок, но он, что называется, легко отделался. Октябрьский районный суд прекратил возбужденное против него уголовное дело, а сам Асаналиев получил судебный штраф.

Как выяснилось из материалов уголовного дела, ДП «Ижевское» выполняло договор подряда по госконтракту на ремонт участка дороги Якшур-Бодья – Красногорское. Прекрасно зная, что заказчиком вынесено предписание об остановке работ по причине ненадлежащего укрепления грунтового покрытия, Асаналиев, тем не менее, дал команду начать работы по укладке выравнивающего слоя асфальтобетона.

Указание временного директора было выполнено, но «допущенные нарушения технологии строительства дороги привели к разрушению асфальтового покрытия и к невозможности нормальной эксплуатации ее на данном участке местности».

Размер нанесенного действиями Асаналиева ущерба в итоге снизился до 4 млн рублей. Которые он, как уверяли в суде представители минимущества региона и ДП «Ижевское», якобы уже перечислил на счет предприятия. Откуда у бывшего директора взялись свободные 4 млн рублей – вопрос, ответа на который нет. Как бы то ни было, суд учел, что Асаналиев обвиняется в преступлении средней степени тяжести, ранее не судим, а потому достоин судебного штрафа в размере… 40 тыс. рублей.

Дорога домой

«Асаналиев А. А руководить дорожным предприятием ДП «Ижевское» не будет», - сообщил в социальной сети министр транспорта и дорожного хозяйства региона Алексей Горбачев.

Это был единственный комментарий представителей республиканской власти в связи с громким уголовным делом протеже премьера Ярослава Семенова. Ни сам премьер, ни его непосредственный начальник Александр Бречалов ни словом не обмолвились о случившемся.

Точно так же, тихо, без цветов и слез расставания, был уволен и бизнес-партнер Асаналиева, экс-советник Михаил Хренов. Якобы совет директоров «Удмуртавтодора» просто решил не продлевать с ним контракт.

На этом можно было бы и закончить, если бы не одно «но». Хренов и Асаналиев появились в Удмуртии и были назначены на должности не министром Горбачевым, а премьером Ярославом Семеновым и главой Удмуртии Александром Бречаловым. И ответственность за художества питерских дорожников лежит на них.

Вот только ответственность эту они брать на себя почему-то не хотят, старательно делая вид, что ничего особенного не случилось. Хотя одно только уголовное дело в отношении Асаналиева – повод серьезно разобраться в деятельности не только АО ДП «Ижевское», но и куратора всей дорожной отрасли премьера Ярослава Семенова. Но кто будет этим заниматься? Глава Удмуртии?

Рассчитывать на это совершенно не приходится. По одной простой причине: насквозь убыточными оба предприятия стали накануне обещанного их слияния и продажи 75% акций объединенного актива. Сделку глава Удмуртии Александр Бречалов запланировал на 2020 год, и как знать, не окажутся ли в числе покупателей дорожных «флагманов» Удмуртии те же люди, что постепенно доводят их «до ручки» сейчас. Чем хуже финансовая ситуация на предприятии – тем меньше его стоимость, об этом прекрасно знают и глава Удмуртии, и курирующий дороги премьер, и их протеже – Хренов и Асаналиев, которым указали дорогу домой, но могут и вернуть.

Подпишитесь