Posted 9 ноября 2022,, 13:01

Published 9 ноября 2022,, 13:01

Modified 18 декабря 2023,, 06:57

Updated 18 декабря 2023,, 06:57

Депутаты Госдумы отклонили законопроект о едином операторе цифровой рекламы

Депутаты Госдумы отклонили законопроект о едином операторе цифровой рекламы

9 ноября 2022, 13:01
Депутаты Госдумы отклонили законопроект, в котором были инициированы изменения закона "О рекламе".

Против принятия документа выступили ранее все четыре оппозиционные фракции. Негативные отзывы поступили от властей российских регионов, а также со стороны большинства заинтересованных ведомств и министерств.

В электронную систему парламента РФ законопроект был внесен 8 июля, а уже 15 июля он прошел первое чтение. Однако имели место нарушения: отсутствовали предварительные обсуждения документа и оценки его регулирующего воздействия, пишет bel.ru.

Инициатива состояла в следующем: выбранный по произвольным критериям «единый оператор цифровых рекламных конструкций и объявлений» получает целый ряд преференций по отношению к игрокам рынка. Частную компанию было предложено наделить полномочиями по разработке ПО, которое обязаны были бы непременно использовать все операторы наружной рекламы.

Единый оператор обладал бы правом заключать договоры на установку с последующей эксплуатацией рекламных конструкций на участках земли и на транспорте, которые находятся в муниципальной и государственной собственности.

Частная компания владела бы рекламными объектами на протяжении 30 лет без проведения торгов и получения разрешительной документации на их установку и дальнейшую эксплуатацию. В обязанности единого оператора не входило бы при этом соблюдение требований по техническим стандартам отрасли, в том числе и правил дорожной безопасности. Не нужно было бы соблюдать и положения действующего в России законодательства по охране культурного наследия страны.

Почти единственным аргументом в качестве обоснования идеи создать единого оператора была названа при этом необходимость обеспечить национальную безопасность России. Фактически же законопроект потенциально угрожал формированием искусственного монополиста на рынке в ущерб всем остальным игрокам отечественного рынка рекламы. Они попросту оказались бы в прямой зависимости от одной частной компании и рисковали быть выдавленными с рынка в считаные месяцы в силу неравной конкуренции с монополистом.

Лоббисты, однако, проиграли. Категорически против принятия нашумевшего законопроекта были такие бизнес-ассоциации, как "Опора", РСПП, "Деловая Россия" и, разумеется, Союз операторов наружной рекламы.

Качественная оценка регулирующего воздействия предложенного к принятию документа была сделана экономистами РАНХиГС и МГУ. Огромный резонанс был вызван докладом «Минченко консалтинг», авторы которого детально описали все перипетии лоббистского противостояния вокруг серьезных поправок и указали на их крайне негативные вторичные эффекты – в первую очередь в части инвестиций.

Против создания монополии на отечественном рекламном рынке изначально выступали представители оппозиционных фракций парламента: Алексей Нечаев и Сергей Миронов, Геннадий Зюганов и Леонид Слуцкий, вице-спикер Владислав Даванков, главы и зампреды думских комитетов: Валерий Гартунг, Станислав Наумов, Дмитрий Гусев, Сардана Авксентьева, Мария Дробот, Николай Арефьев, Вячеслав Макаров, Владимир Плякин, Антон Ткачев, Денис Парфенов, Михаил Романов, Николай Будуев и Сергей Боярский.

В защиту субъектов, которые направили свыше 60 негативных отзывов (в их числе – Москва, Подмосковье и Санкт-Петербург), выступал также руководитель профильного комитета Совфеда Андрей Кутепов. Законопроект рекомендовали в итоге отклонить. Такое решение было принято по предложению спикера парламента Вячеслава Володина, еще летом обещавшего, что будут учтены интересы каждой стороны. Партия «Единая Россия» при этом успешно выстроила конструктивный диалог с остальными фракциями парламента.

«Руководство Госдумы показало, что у парламента есть субъектность. Что фракция парламентского большинства, несмотря на свое доминирование, готова прислушиваться к разумным доводам со стороны оппозиции и участников рынка», - заявил руководитель ООО «Минченко консалтинг» Евгений Минченко.

"