Posted 11 сентября 2020,, 06:00

Published 11 сентября 2020,, 06:00

Modified 18 октября 2022,, 05:25

Updated 18 октября 2022,, 05:25

Рынок маломерных судов: куда поплывем?

11 сентября 2020, 06:00
Россия – водная держава. И в Удмуртии есть куда плыть судам и суденышкам. По длине водных путей наша страна вторая в мире, у нас больше 100 тысяч километров рек и озер. И это не считая морей. Почему же в стране до сих пор не развиты частное судовладение и водный туризм?

Хотя, по мнению экспертов, если раньше люди покупали яхты, чтобы ходить где-то по Средиземноморью, то сейчас все больше людей хочет ходить по собственным акваториям и заниматься водным туризмом. Но для этого в стране совершенно не развита водная инфраструктура.

«Рынок малых судов у нас бы просто-напросто возродился таким, каким он был в советское время, когда все, кто жил на реке, по сути, через одного имели маломерное судно», - говорит Максим Фатеев, вице-президент Торгово-промышленной палаты России.

По словам Владимира Сухих, директора ижевского водно-моторного центра «Экстрим», последние три года рынок маломерных судов показывал рост. «Нынешний год, несмотря на все проблемы, должен быть не хуже прошлого. Появилось оживление на вторичном рынке катеров», - говорит Владимир.

Рынок маломерных судов России (млрд рублей, 2019 г.)

Суммарный оборот рынка маломерных судов России около 11 млрд рублей в год. За последние два года он практически не вырос. 5% рынка занимают стальные водоизмещающие яхты. Примерно треть - яхты и катера на основе пластика, и почти столько же - алюминиевые катера и лодки. Оставшаяся доля - прочие маломерные суда, в том числе из ПВХ и дерева. Доля импортных судов уменьшается с 2015 года и составляет менее половины рынка.

Самые популярные в России – скоростные глиссерные катера из металла или стеклопластика. В основном их приобретают для непродолжительных прогулок по воде.

«В Удмуртии основными и самыми популярными моделями являются суда из алюминиевого сплава длиной 5-5,5 м. Главный аргумент в их пользу – не нужен слишком большой мотор, а значит, меньшая стоимость и небольшой налог. При этом у них достаточное внутреннее пространство и на таких судах можно ходить в любую непогоду в любой акватории Удмуртии. Катера свыше 6 метров пользуются ограниченным спросом и главный аргумент против – это отсутствие инфраструктуры – стоянок и АЗС», - рассказал директор «Экстрима» Владимир Сухих.

Казанская компания «Вельвет марин» работает на этом рынке 13 лет. Три года назад верфь купила группа «Фонд прямых инвестиций». Сейчас перед производством поставлена задача выпускать и продавать около 150 корпусов готовых лодок в год. Добиться этого показателя планируют за год-полтора.

В этом году у «Вельвет марин» заказов уже в три раза больше, чем в прошлом. Закрытие границ из-за пандемии коронавируса подстегнуло спрос на все виды отдыха внутри страны. Не стал исключением и яхтинг.

Как считает Владимир Сухих, пандемия стала причиной отложенного спроса на рынке.

«До пандемии можно было спрогнозировать примерное количество продаж техники на рынке. После закрытия границ люди остались отдыхать в России и им потребовалась техника для отдыха, но купить они уже ничего не могли, так как заводы стояли и привезти было что-то невозможно, а те заводы, которые даже после послаблений могли выпускать технику, очень зависели от импортных поставок, так как большинство комплектующих поставляются из США, Китая и Италии, а это именно те страны, которые больше 4 месяцев были под карантином. Проще говоря, в России были сварены корпуса, а оборудования для установки на них не было. Всё это, конечно же, породило отложенный спрос», - поясняет Сухих ситуацию.

Развитие российского рынка маломерных судов сдерживают и другие причины. Одна из них – проблема самой покупки.

«Использование финансово-кредитных ресурсов российских банков и компаний если и используется, то в пределах арифметической погрешности. Предпринимателям вместе с банками и лизинговыми компаниями приходится на коленке придумывать всевозможные возможности, чтобы применить эти механизмы при покупке маломерных судов».

Максим Фатеев, вице-президент Торгово-промышленной палаты России

Есть и другие подводные камни, мешающие развитию рынка. Например, хорошие причальные стенки для малых судов сделаны пока лишь в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи. В России очень сложно открыть заправки на воде. А водных магазинов нет вообще. Такое законодательство, что их открыть невозможно. Есть только нелегальные.

Сегодня в России около 2 млн частных маломерных судов. Каждый год их число увеличивается более чем на 100 тысяч бортов. Но это капля в море для такой речной державы, как Россия. Участники рынка постоянно говорят об его огромном потенциале – при условии роста благосостояния граждан. Но чтобы увеличить спрос и оживить рынок, надо снять сдерживающие факторы – и законодательные в первую очередь.

"