Posted 27 октября 2020,, 07:40

Published 27 октября 2020,, 07:40

Modified 18 октября 2022,, 05:30

Updated 18 октября 2022,, 05:30

Блокировки в электрогенераторных установках

27 октября 2020, 07:40
Блокировками называют операции, выполняемые программно или аппаратно-специальными устройствами и предназначенные для предотвращения прохождения ошибочных или неподготовленных команд.

Количество блокировок определяется особенностями газопоршневой/дизельной электростанции и его системы управления. Несмотря на это, можно выделить часть из них (например, такие), которые используют на большинстве агрегатов. Ниже приведен перечень блокировок, используемых при выполнении операции «пуск». При этом следует учитывать, что количество блокировок на разных этапах пуска будет различным.

После включения питания на систему (непрерывно). Проверяются и должны находиться в заданных пределах (состоянии), или положении следующие параметры или устройства:

  • давление газа;
  • герметичность клапанов газа;
  • уровень масла в картере;
  • уровень охлаждающей жидкости в расширительном баке или радиаторе;
  • давление воздуха (при воздушном пуске или установленном на двигателе пневматическом стартере);
  • напряжение оперативного питания;
  • положение валоповоротного устройства;
  • температура охлаждающей жидкости;
  • положение переключателя выбора режима управления («местное», «дистанционное», «отключено»);
  • исправность наиболее ответственных датчиков: частоты вращения, положения распределительного вала (только на четырехактных двигателях), давления масла, давления воздуха в выпускном коллекторе, давления и расхода газа;
  • соответствие конфигурации и параметров агрегата, заложенным в контроллере;
  • исправность аппаратуры (регулятора частоты вращения, блока зажигания, контроллера);
  • положение защитного выключателя электродвигателя вентилятора блока охлаждения — только для радиаторной системы охлаждения;
  • отсутствие замыкания силовых кабелей на землю;
  • температуру подшипников генератора, температуру обмоток генератора, а также все остальные, вызывающие экстренную остановку агрегата;
  • состояние кнопки «экстренная остановка». Последняя не должна быть зафиксирована в нажатом положении или нажата.

От подачи команды на пуск до выхода на номинальную или заданную промежуточную частоту вращения. В процессе пуска дополнительно подключается контроль следующих параметров и устройств:

  • напряжения аккумуляторной батареи (при стартерном пуске и работающем стартере);
  • наличие вращения коленчатого вала;
  • положения распределительного вала при вращении коленчатого;
  • достижения коленчатым валом пусковой частоты вращения;
  • открытие жалюзи (на контейнерных агрегатах).

После выхода на номинальную или промежуточную частоту вращения. Подключается контроль:

  • исправности исполнительных устройств — регулятора частоты вращения;
  • исправности системы зажигания (стабильность и соответствие заданному углу опережения зажигания;
  • отсутствия детонации в цилиндрах;
  • исправности датчиков детонации или концентрации кислорода в выхлопном тракте;
  • давления масла.

Перед включением выключателя генератора. Подключается контроль:

  • напряжения генератора;
  • наличия напряжения синхронизации при включенном выключателе сетевого ввода;
  • исправности выключателя сетевого ввода при наличии напряжения синхронизации (при одиночном агрегате);
  • совпадения фаз напряжения генератора и синхронизации;
  • продолжительность процесса синхронизации.

После включения выключателя генератора. Подключается контроль:

  • наличия перегрузки (по активному и полному токам генератора);
  • обратной активной мощности;
  • наличия возбуждения генератора.

Если в процессе проверок окажется, что какой-либо из контролируемых параметров вышел за допустимые пределы, или положение устройства не соответствует заданному, то дальнейшие операции по управлению проходят по одному из следующих вариантов (за исключением некоторых моделей ДГУ. Например, генераторы Wilson (Великобритания) работает по иной более сложной логике):

  • поданная команда на пуск электроагрегата автоматически отменяется (не проходит). Одновременно подается сигнал о неподготовленности пуска. В этом случае, после устранения неполадки деблокировка системы управления не требуется.
  • подается команда на экстренную остановку с одновременной подачей сигнала о причине — неподготовленности двигателя к пуску. После исправления неполадки деблокировка системы управления является обязательной.

Оба варианта представляются приемлемыми, но, по мнению авторов, первый является предпочтительным.

Что же касается операций «стоп» и «экстренная остановка», то они отличаются только последовательностью воздействий на управляющие органы. Так, при команде «стоп» вначале отключается выключатель генератора (отключается нагрузка), затем двигатель охлаждается на холостом ходу (при необходимости), после чего отключается подача топлива и, затем, зажигание, а также производится сброс газа из трубопроводов и систем двигателя на «свечу».

При команде «экстренная остановка» все эти воздействия, как правило, выполняются одновременно.

"