Posted 3 февраля 2020,, 12:36

Published 3 февраля 2020,, 12:36

Modified 17 октября 2022,, 14:39

Updated 17 октября 2022,, 14:39

Отчет Счетной палаты: нацпроекты невыполнимы?

3 февраля 2020, 12:36
Счетная палата РФ опубликовала данные о проверке исполнения 8 из 11 национальных проектов. Обнаружена масса нарушений – в документации, сроках и согласованности работы ведомств.

«Новые известия» отметили самые главные проблемы исполнения национальных проектов.

Сегодня нацпроекты, как говорится, наше все. Иных стратегических планов у руководства страны для нас нет. И до 2024 года не будет. По планам нацпроекты должны сделать экономику России одной из пяти лучших в стране, повысить транспортную доступность регионов, развить малый и средний бизнес, сделать людей культурными и образованными.

При этом вовремя отслеживать достижение поставленных задач вряд ли возможно, еще в прошлом году отменили целевые промежуточные показатели. Однако в конце прошлого месяца Счетная палата опубликовала доклады о проверке исполнения 8 из 13 нацпроектов, во всех обнаружилась масса нарушений.

«Безопасные и качественные дороги»

Как утверждает Счетная палата РФ, точно узнать, сколько российских дорог к началу реализации нацпроектов находились в нормативном состоянии, невозможно – подтвержденных данных нет. Следовательно, невозможно отследить прогресс реализации нацпроекта. Остается только верить словам региональных чиновников.

В 7 регионах России доля региональных дорог в хорошем состоянии за прошедшие 2 года снизилась. Например, в Пермском крае - с 61% до 47,9%, в Хабаровском крае – с 59% до 53,7%. По данным на 27 июля 2019 года самое худшее исполнение региональных дорожных проектов зафиксировано в Крыму (11%) и Приморском крае (49%). Выполнение работ по укладке верхнего слоя асфальтобетона составляет в среднем по стране 30%. В 17 субъектах Российской Федерации – менее 10 %, в том числе менее 1% – в Чувашской Республике, Республике Северная Осетия-Алания, Чукотском автономном округе, Амурской области.

«Оценка технического состояния автомобильных дорог производится только по показателям ровности и наличия дефектов. При проведении оценки не учитывается ряд требований к транспортно-эксплуатационным показателям для обеспечения безопасности дорожного движения (коэффициент сцепления автомобиля с дорожным покрытием, наличие разметки, дорожные знаки, показатели видимости и другие). Вместе с тем, в 2017–2018 годах более трети всех ДТП были связаны с нарушениями требований к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог» - указано в документе Счётной палаты.

Масса недочётов и нестыковок приводят к тому, что к 2024 году 21 регион не достигнет запланированного показателя (50,9 %) по доле автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям. Хуже всего обстоят дела у Саратовская обл., которая дотянет только до 24,7%, Архангельской обл. с 29,1%, Тверской обл. и 33,7% и Республики Марий Эл с 35,1 %.

«Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

Национальный проект ставит только общие цели, а расписано все в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России на период до 2030 года. Ее утвердили 4 года назад. Счётная палата сравнила целевые показатели нацпроекта и Стратегии, и пришла к выводу, что они никак не связаны.

Как оценивать влияние на отрасль различных программ, никто не знает, поскольку «Минэкономразвития России не выполнило поручение президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам о включении в состав национального проекта МСП методики отраслевой оценки влияния реализации мероприятий федеральных проектов на численность занятых в МСП и вклад сектора МСП в ВВП»

Не создан инструмент кредитования малого бизнеса под фактические 6,5% годовых. В лучшем случае можно рассчитывать на 8,5%, и это ведёт к переплатам

«Какие-либо показатели, методики расчетов или методические подходы к оценке динамики достижения целевых показателей национального проекта МСП и развития сектора МСП отсутствуют», потому что Минэкономразвития не выполнило указ и не разработала методики подсчёта количества занятых в МСП людей и долю МСП в экономике России. Счётная палата обратилась за численностью занятых в Реестр МСП, а там – стабильный спад числа работников вместо ожидаемого роста.

Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры

Это один из самых дорогостоящих нацпроектов. Он призван обеспечить страну магстралями – авто, линиями электропередач, морскими путями.

При этом омплексный план предусматривает использование того, что вообще не существует. У перевозчиков, например, нет ледокольного флота, а без него грузопоток до 80 млн тонн не увеличить.

Обеспечение электроэнергией также под вопросом, тут нет конкретных показателей. Всего за 9 месяцев 2018 года из 29 имеющихся целевых показателей, достигнут был только один.

«Культура»

Счетную палату смутила примитивность поставленных целей и задач. По мнению авторов, надо увеличить на 15% число посещений организаций культуры и в 5 раз поднять количество обращений к цифровым ресурсам.

«С одной стороны, увеличение количества посещений учреждений культуры отражает повышение доступности к культурным благам и степень вовлеченности граждан. С другой стороны, количественный рост не всегда является следствием качественных преобразований и эффективности деятельности учреждений культуры», - делают вывод аудиторы.

Минкультуры представило свои отчёты о выполнении нацпроекта только по состоянию на 11 июля 2019 года. Документального подтверждения того, что плановые значения нацпроекта в III квартале 2019 года были достигнуты, нет. Опять приходится верить на слово.

«Наука»

Этот национальный проект должен стать драйвером экономики в перспективе, но ряд показателей – бесполезен, считают в СП РФ. запланированный выход к 2024 году на 5 место в мире по удельному весу в общем числе заявок на получение патента, не означает их практического применения.

Никто не понимает, где и как привлекать необходимые деньги. При этом запланированный объём внебюджетных средств по проекту «Развитие научной и научно-производственной кооперации» втрое превышает объем финансирования за счет средств федерального бюджета.

Ключевая трудность – невозможность удержать в России ведущих учёных и талантливую молодёжь, желающую построить карьеру в науке. «Меры по привлечению высококвалифицированных исследователей национальным проектом не предусмотрены» - констатируется в отчете

«Образование»

Нацпроект оценивается по международным рейтингам качества образования, формирующихся раз в три года. Детей, посещающих допзанятия, оценивают по нерепрезентативной выборке, оценивают только 5% детей.

В нацпроект изначально заложено невыполнение показателей. На 2018–2024 годы запланировано выполнение лишь 75 % показателей эффективности реализации программ развития ведущих университетов.

Удивительно, но серьезного роста доходов в образовании не планируется, как минимум, лет пять. В 2019 – 2021 годах расходы на образование будут на уровне 2015 – 2017 годов (3,6% ВВП).

«Производительность труда и поддержка занятости»

Россия занимает предпоследнее место в рейтинге стран ОЭСР по производительности труда и примерно в 2 раза отстаёт от среднего уровня.

Состав национальных целей, на которые направлен нацпроект, отличается от состава национальных целей по Основным направлениям деятельности Правительства до 2024 года и по Единому плану.

Счётная палата отмечает бесполезность поставленных показателей. Например, показатель «Количество измененных нормативных правовых и иных актов (доля от перечня)» не обещает улучшение регуляторной среды и качественное совершенствование правовой базы.

Реализация нацпроекта пускается на самотёк: до конца 2024 года запланировано вовлечь в национальный проект 4,1 тыс. предприятий, самостоятельно (без помощи федеральных и региональных властей) внедряющих мероприятия национального проекта, что составляет 40,8 % от общего количества запланированных к вовлечению в национальный проект предприятий.

По состоянию на 1 октября 2019 года из 11 запланированных результатов были достигнуты только 6.

«Экология»

Нацпроект провалился не только по кассовому исполнению (на 28 декабря 2019 освоено только 61,7% выделенных средств), но почти по всем направлениям.

«национальным проектом не охвачены вопросы, связанные с изменением климата, утилизацией отходов производства, медицинских и биологических отходов, восстановлением качества почв, в том числе загрязненных нефтепродуктами, пестицидами и иными стойкими загрязнителями» - отмечает Счётная палата в самом начале отчёта.

К 1 ноября 2019 года 13 из 97 нормативно-правовых актов не были приняты в установленный срок либо приняты после запланированного срока.

Сохраняется риск невыполнения в полной мере субъектами РФ мероприятий по очистке сточных вод, поступающих в Байкал, потому что не были внесены необходимые изменения в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, связанных с реализацией федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал».

Мусорная проблема так и останется проблемой до 2024 года. В нацпроекте не учтены необходимые мероприятия, направленные на решение задачи по формированию комплексной системы обращения с ТКО, включая создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления. В частности, отсутствуют мероприятия по стимулированию и популяризации использования многоразовых товаров, тары, упаковки.

Не предусмотрены меры и целевые показатели по стимулированию раздельного сбора отходов, в первую очередь пищевых, что препятствует эффективной работе предприятий по переработке отходов.

В 7 из 10 субъектов Российской Федерации (Камчатский, Приморский и Алтайский края, Чукотский автономный округ, Республика Мордовия, Ленинградская и Московская области), в которых остаточная емкость полигонов будет исчерпана в ближайшее время, критичная ситуация с местами захоронения отходов не изменится.

Нацпроект не исправит ситуацию с загрязнением атмосферы. По итогам 2018 года высокий и очень высокий уровни загрязнения атмосферного воздуха наблюдаются в 46 городах. В федеральный проект включены только 12 городов, из которых 5 городов (Красноярск, Новокузнецк, Чита, Братск и Норильск) с очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, по одному городу с высоким (Магнитогорск) и повышенным (Челябинск) уровнем загрязнения, и 5 – с низким уровнем загрязнения (Нижний Тагил, Омск, Липецк, Череповец, Медногорск).

Нацпроект предусматривает снижение на 22% только совокупного объёма выбросов и не учитывает превышение предельно допустимых концентраций отдельными веществами, определяющих качество воздуха. «Достижение цели проекта по кардинальному снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха маловероятно».

Цель федерального проекта «Чистая вода» не направлена на повышение качества питьевой воды для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения, что не соответствует цели НП «Экология». Всего в России 12,3 млн человек не обеспечены централизованным водоснабжением.

Вот такие результаты: работа ради работы и потраченных денег. Впрочем, самое интересное может быть впереди – ждем итогов оценки нацпроектов «Здравоохранение», «Демография», «Жильё и городская среда», «Цифровая экономика», «Международная кооперация и экспорт». Уже сейчас видно, что в нацпроектах не согласованы цели, отсутствуют ключевые показатели, не создана нормативная база. А главное – отсутствует ответственность. Как показал опыт предыдущего кабмина, ушёл в отставку – и нет проблем, спрашивать не с кого.

"