Posted 3 февраля 2020,, 10:59

Published 3 февраля 2020,, 10:59

Modified 17 октября 2022,, 14:39

Updated 17 октября 2022,, 14:39

Парадокс Мишустина: за что хвалят и ругают нового главу правительства?

3 февраля 2020, 10:59
Восемь лет трудился Дмитрий Медведев в должности премьера российского правительства. Отставка его кабинета и назначение премьером экс-главы ФНС РФ Михаила Мишустина стали самой настоящей информационной бомбой.

«Новые известия» взялись изучить сделанное Михаилом Мишустиным за предыдущие 10 лет работы и оценить, почему его называют «техническим премьером».

Деньги есть! Но вы держитесь…

Михаил Мишустин поставил задачу изыскать 2 трлн рублей в бюджет страны. Средства будут направлены на выполнение указов главы государства и 100-процентную надбавку сотрудникам Росгвардии за действия на митингах в столицах. Надо сказать, что искать деньги под руководством Мишустина умели всегда…

Главный показатель работы ФНС – сколько денег перечислено в консолидированный бюджет РФ и различные фонды.

Если 10 лет назад ФНС собирала 7,663 трлн рублей, то в 2018 году уже 21,328 трлн рублей. Это в 2,8 раза больше, без учета инфляции.

Как удавалось это сделать?

Во-первых, за счет цифровизации и автоматизации процессов. Все – и наблюдатели, и предприниматели – отмечают, что ФНС при Мишустине стала работать лучше.

«Стало меньше откровенно заказных проверок и нелепых придирок к уплате налогов. Электронные сервисы – удобные и простые. Но они сегодня, все же, не до конца исключают человеческий фактор и возникновение ошибок. И эти ошибки зачастую приводят к блокировкам счетов и прочим проблемам», - считает генеральный директор ООО «Национальная Дистрибьюция», председатель Комитета МТПП по развитию инвестсреды для бизнеса Анна Вовк.

Что касается администрирования, то сбор НДС – наиболее трудная задача. Сначала компании его платят, потом возвращают до тех пор, пока его не заплатит потребитель. Да и потребитель платит НДС не напрямую налоговикам, а покупая товары в магазинах. В общем, проблем со сбором НДС хватает во всех странах, где он применяется. Мы сравнили данные о начислении НДС с данными о поступлении, и тенденция улучшения налицо.

Кроме роста сборов, отмечается и рост собираемости налогов (отношение фактически полученных денег к начисленным налогам) НДС. Кризис статистику чуть испортил, но результат все равно следует признать положительным.

«За последние годы существенно выросла собираемость налогов – в Российской Федерации она сейчас одна из лучших в мире. В частности, ведомством была внедрена система контроля собираемости налога на добавленную стоимость – АСК НДС, цель которой состоит в автоматическом отслеживании цепочки создания добавленной стоимости. Сейчас в России один из самых низких в мире разрывов по НДС – он составляет лишь 0,6%. В мире данный показатель достигает в среднем 10%», - считает ведущий аналитик QBF Олег Богданов.

Впрочем, далеко не все соглашаются с тем, что рост сборов – заслуга налоговиков. Именно цифровизацию всей жизни они называют главной причиной.

Управляющий партнер «Management Development Group» Дмитрий Потапенко считает, что «основной успех по сборам налогов случился из-за того, что маркетологи банков в своё время продвинули использование мобильных приложений. И люди стали ими пользоваться. Потом законодатели обязали банки передавать всю информацию. Поэтому успехи налоговой обеспечены не внутренней реорганизацией ФНС (в среднестатистическом отделении налоговой всё по-прежнему: сотрудники сидят за 25 – 30 тыс. рублей, обложенные бумагами так, что не пошевелиться). Реорганизация произошла благодаря предпринимательскому сообществу. И эти преобразования началась как раз 10 лет назад».

Да и собираемость самого главного налога, влияющего на работу компаний, - налога на прибыль, тоже нельзя назвать сильной стороной ФНС. Рост сборов налога на прибыль обеспечен только ростом прибыли компаний. Успехов ФНС в данном случае нет. Даже в период кризиса.

«Количество прибыльных компаний после кризиса не увеличилось. Но зато показатели лидеров улучшились. В значительной степени прибыльные компании представлены предприятиями нефтегазового сектора, а также экспортоориентированной металлургией и химической промышленностью. Им очень помог сначала резкий спад курса рубля, а в последствии – рост цен на нефть. Нельзя также забывать, что стабильная прибыль крупнейших предприятий во многом обеспечена бюджетной поддержкой госкомпаний и выделением средств на реализацию нацпроектов», - полагает независимый аналитик Иван Антропов.

Как убить средний класс?

Как чувствуют себя те, кому выживать приходится, полагаясь только на собственные силы? Одни из самых выдающихся результатов показали ответственные за налогообложение малого бизнеса, к которому применимы различные специальные режимы: упрощённая система налогообложения, с которой можно платить 6% от выручки (или 15% с разницы доходов и расходов), единый налог на вменённый доход, единый сельхозналог, патенты).

Из года в год перевыполнение планов, в 2018 году сборы составили 112%!

«Для малого бизнеса в России по налогам созданы хорошие условия. Не каждая страна может похвастаться возможностью легальной работы за 6% от выручки, налоговыми вычетами на сумму уплаченных соцвзносов, дешёвыми патентами и упрощённой бухгалтерией. Но если бизнес развивается и переходит в статус средних предприятий, преференции теряются. Предпринимателям выгоднее дробить свой бизнес на мелкие части, оставаясь в статусе малого бизнеса: это наносит удар и по развитию экономики, и по объёму собираемых средств. Этим и объясняется рост популярности таких режимов налогообложения. Такой способ «оптимизировать» издержки бизнеса», - считает независимый аналитик Иван Антропов.

В России оставаться маленьким и не развиваться, выгоднее, чем стремиться к чему-то большему. В результате у нас практически отсутствуют средние предприятия как класс.

Неналоговые сборы

Помимо налогов, ФНС собирает с бизнеса соцотчисления, которые встают преградой для легального оформления сотрудников. Предприниматели вынуждены платить минимум 30% от зарплаты до уплаты НДФЛ в соцфонды. Вместе с НДФЛ отчисления составляют 49% от получаемой на руки зарплаты. В некоторых случаях ещё надо платить отчисления до 8,5% за травматизм.

«Недавно я встречалась с производителями продуктов питания. Проблемы схожи: сложившаяся фискальная политика в области налогообложения и социальных сборов вынуждает заниматься оптимизацией, отвлекает от ведения основного бизнеса, и не даёт эффективно заниматься привлечением инвестиций. Другими словами, всё, что зарабатывается – уходит на оплату налогов и сборов. Прибыли, которую можно было инвестировать в развитие компании, просто не остаётся. У малых компаний всё ещё сложнее: они либо тихо живут в тени, либо не выживают», - полагает Анна Вовк.

Опросы Фонда «Общественное мнение» в 2019 году показали, что 43% респондентов назвали условия в России неблагоприятными для ведения бизнеса. И главная причина – высокие налоги и сборы. Получается, обеспечивая рекордно высокий уровень сбора налогов, ФНС при Мишустине создавала комфортные условия именно процесса оплаты налогов, но никак не комфортной работы для бизнеса.

Также не способствует развитию предпринимательства крайне жёсткое отношение налоговиков к компаниям, которые не ведут никакой деятельности - ФНС инициирует их ликвидацию. Учредители при этом автоматически попадают в чёрный список с запретом на открытие нового бизнеса на 3 года. Ничего не нарушали, преступлений не совершали, просто не начали вести работу – и за это трёхлетнее наказание.

Налоги – причина роста цен

Масштаб проблемы можно понять, если сравнить объём обязательных отчислений в виде взносов, налогов и акцизов в соотношении к ВВП России.

Если сборы ФНС в 2013 году составляли 15,5% от стоимости всех произведённых товаров и услуг, то в 2018 году - уже 20,6% от всего ВВП России. Это значит, что доля налогов в ценах на товары и услуги становится всё больше. По итогам 2019 года налоги должны занимать ещё большую долю благодаря повышенному до 20% НДС, который принёс казне более 650 млрд. рублей. А оплачивать все эти успехи налоговиков опять нам с вами.

«Самое важное — снять барьеры для бизнеса, сократить издержки для бизнеса, во всяком случае существенно поговорить с бизнесом» - таковы были первые слова Михаила Мишустина перед назначением на премьерский пост. И здесь самая главная опасность – как бы диалог не оказался монологом. Положительная роль ФНС в вопросе развития предпринимательства видна, если рассматривать исключительно вопросы администрирования платежей. Однако Дмитрий Потапенко обращает внимание на менее официальную сторону вопроса: «Сказать, что сейчас платить налоги проще – большое преувеличение. Причина проста: налоговая служба исполняет роль палача. Они сами признаются, что есть такая-то законодательная норма, и они ей пользуются. Это означает, что нормы запутаны, и возникает много конфликтов у предпринимателей с ФНС на почве, например, возврата НДС. Налоговая всегда принимала участие в «заказниках». «Оптимизация» НДС всегда проводится с привлечением сотрудников налоговой».

Экономику развивать – не налоги собирать

Хорошо собирать налоги в ФНС умеют. Но опыта управления фискальной нагрузкой на бизнес (это налоги и все прочие отчисления в пользу государства) у Мишустина нет. Как отмечает Игорь Николаев, «налоговую политику определяет не ФНС, для этого есть правительство с Минфином и Минэкономразвития. Налоговая – это служба, которая выполняет только задачу по сбору налогов».

Таким образом, задачи у Михаила Мишустина новые, а вот принципы работы его пока знаем только старые. Подводя итог, можно их обобщить и перечислить.

Главный вопрос - сможет ли Мишустин отделить свои профессиональные подходы к сбору налогов от реализации задач премьера, которые раньше его не беспокоили и в расчёт не принимались. Например, озвученные президентом страны задачи по улучшению благосостояния населения, вхождению экономики России в пятёрку крупнейших в мире и повышению инвестиционной привлекательности противоречат привычным для экс-начальника ФНС методам. И, если Михаил Мишустин останется верен своим принципам повышения сборов любой ценой, то выжмут всех до последней капли - ради формального достижения показателей. В таком случае останется надеяться лишь на то, что планы экс-начальника ФНС потерпят фиаско.

"