Posted 4 июня 2021, 06:00
Published 4 июня 2021, 06:00
Modified 18 октября 2022, 05:40
Updated 18 октября 2022, 05:40
Минздрав Удмуртии не придумал ничего лучшего, как сделать вид, что таких больных нет.
По-быстрому не получилось
Реорганизация психиатрической помощи в Удмуртии началась в 2016 году. Тогда к Республиканской клинической психиатрической больнице в Ижевске присоединили больницы Воткинска и Сарапула. Самостоятельными на тот момент оставались 1-я республиканская психоневрологическая больница в селе Сардан Можгинского района, 3-я РПБ в селе Постол Завьяловского района и Глазовский психоневрологический диспансер.
В августе 2019 года правительство УР распорядилось присоединить к ижевской «Ягодке» и их, причем сделать это по-быстрому - за четыре месяца. За четыре не получилось. Тяжелее всего реорганизовывалась 1-я республиканская психоневрологическая больница в Сардане.
В сентябре 2019 года её персонал уведомили о реорганизации в январе 2020 года.
Как рассказал корреспонденту Udm-Info медбрат психо-туберкулезного отделения Иван Комышев, тогда дали устную команду не принимать психических больных. «Принимают только тех, кто в тяжелом состоянии. Тех же, кто потенциально вылечен и у кого есть дом и родственники, отправляют домой, либо по интернатам, а там будь что будет. Просто просят родственников забрать их на время. Идут на все, что угодно, чтобы численность пациентов упала. А медперсонал расформировывают по-тихому. Администрация больницы боится огласки».
Но по-тихому не получилось, потому что два медбрата - Иван Комышев и Юрий Григорьев - вступили в профсоюз «Действие» специально для того, чтобы отстаивать свое право на достойный труд и право пациентов на достойное лечение. После пикета и обращений в суд двух медбратьев в конце 2019-го и до 2021 года в Сардане работали более-менее спокойно. Возможно, этому способствовала пандемия, и просто было не до Сардана.
Выписали в одночасье
В январе 2021 года оптимизация накатила снова: медперсонал отправили в простой, якобы в связи с отсутствием работы.
29 января весь персонал психо-туберкулезного отделения ознакомили сначала с приказом № 148к, потом - 152к об отправке в простой с 1 по 28 февраля, «в связи с выпиской пациентов с клиническим излечением туберкулеза легких», как сформулировано в приказе.
16 февраля приказ №257 продлил простой до 31 мая в связи с выпиской пациентов с клиническим излечением туберкулеза легких. При этом во всех приказах отмечается, что делается это, руководствуясь ст. 157 и ст. 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации
По словам Комышева, 28 из 40 пациентов распределили по другим заведениям (интернат, тубдиспансер, в психбольницы), а тех, у кого есть дом, отправили домой, остались в стационаре всего 12 больных с открытой формой туберкулёза.
«В конце января 30 человек с активной формой туберкулеза в одночасье выписали – раскидали везде, создав видимость, что пациентов нет. Раз пациентов нет – койко-места не нужны, можно их сократить, штат сотрудников тоже сократить. Но если сезонный наплыв будет – они просто не справятся. Кроме того, они сейчас работают сутки через трое, то есть сутки работают - 2-3 дня отдыхают. Но сутками у нас работать запрещено. Раньше мы работали день/ночь: день работаешь – ночь отдыхаешь, и наоборот», - говорит он.
Тогда главврачу Республиканской клинической психиатрической больницы Юрию Каменщикову профсоюз «Действие» направил требование об устранении нарушения трудового законодательства, также была написана жалоба в Гострудинспекцию.
Обращались и в минздрав, чтобы узнать, сколько точно оставили сотрудников и койко-мест в отделении. «В ведомстве ответили, что в Сардане в простое находится три десятка медиков, на местах работает 11 человек, которые обслуживают 12 пациентов», - приводит слова чиновников от здравоохранения Иван Комышев.
Он вспоминает, что до реорганизации в 2018 году в отделении было 70 коек, в 2019-м - уже 50, а сколько сейчас, он точно не знает, минздрав не дал точной цифры.
Иван считает возможные последствия такого решения чиновников опасными. «Психбольные будут ходить по улицам, заходить в общественные места и распространять инфекцию. Это очень опасно, - предупреждает он. - Или, представьте, человека, болеющего двумя заболеваниями – шизофренией и открытой формой туберкулеза, помещают в тубдиспансер. Там его лечат от туберкулеза, но по психиатрии он никакого лечения не получает. Тем более, тубдиспансер – это не закрытое отделение. Туда свободный доступ. Мне не нравится то, что руководство больницы и минздрав на это закрывает глаза», - говорит он.
Нарушения ТЗ
14 марта, а потом и 19 мая пришли ответы из Государственной инспекции труда в УР на два обращения Комышева. Инспекция выявила нарушения трудового законодательства в действиях руководства больницы.
«По доводам, указанным в Вашем обращении, Гострудинспекцией в УР в отношении БУЗ и СПЭ УР «РКПБ МЗ УР» проведена внеплановая выездная проверка соблюдения работодателем трудового законодательства. По результатам проведенной проверки были выявлены нарушения требований трудового законодательства, а именно ст. 72.2 Трудового кодекса РФ, в части незаконного введения Вам простоя с марта по май 2021 г.», - говорится в ответе.
Работодателю выдали предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений, а в отношении юридического и должностного лица возбуждаются административные производства по ч. ст. 5.27 КоАП РФ.
Однако, по словам Ивана, администрация больницы не согласилась с результатами проверки и обратились в суд с намерением их опротестовать.
Породили слухи о закрытии
В марте в профсоюзе «Действие» создали петицию против возможного закрытия психо-туберкулезного отделения в Сардане (ее подписало почти 700 человек).
В апреле в соцсетях разместили пост, в котором снова высказывалось предположение о возможном закрытии отделения в Сардане:
«Жители Удмуртии! Сегодня нависла угроза над дальнейшим существованием единственного в Удмуртии психо-туберкулезного отделения, в котором оказывают медицинскую помощь больным с активной формой туберкулеза (а также с ВИЧ-инфекциями) и психическими расстройствами. Чтобы хоть как-то обосновать закрытие такого отделения, мы предполагаем, пациентов выписывают в противотуберкулезные диспансеры (где лечат только туберкулез) или в учреждения для умственно-отсталых (где лечат от психических расстройств). Если вы располагаете какими-нибудь сведениями, или у вас есть знакомые или родственники, которым отказывают в госпитализации в психо-туберкулезное отделение или даже просто не сообщают о существовании такого отделения, то сообщите об этом либо оргсекретарю профсоюза "Действие" Александру Золотареву, либо председателю первички в Сардане Ивану Комышеву».
Откликнулся главврач Республиканского психиатрического диспансера в Ижевске Юрий Каменщиков.
Не поднимая глаз
20 мая Юрий Каменщиков выступил с официальным заявлением в СМИ для того, чтобы опровергнуть слухи о закрытии психо-туберкулезного отделения в Сардане. Он объяснил, что выписка 28 пациентов отделения в Сардане была плановой. Тех, кто пролечился от туберкулеза, перевели в другие отделения больницы. 12 человек остались на лечении, а с февраля на лечение поступило только 4 новых пациента. Из-за сокращения числа больных медсестер и санитарок отправили в простой с сохранением 2/3 средней зарплаты. «Планов сокращения коечного фонда в больнице на сегодняшний день нет. Больница рассчитана на 1350 коек. Этого достаточно для оказания полноценной квалифицированной психиатрической помощи в республике. И речи о сокращении штата на сегодня не идет. И решение о ликвидации отделения на уровне больницы и министерства здравоохранения не рассматривается», - сообщил он, не поднимая глаз, корреспонденту удмуртского телевидения.
24 мая приказом №770к тридцати работникам отделения продлили простой до конца июня.
Встреча с министром
Причины подведения отделения к закрытию, а также невыплаты медперсоналу соответствующих надбавок и непредоставления социальных гарантий открылись Ивану Комышеву после недавнего посещения минздрава.
28 мая он вместе с представителем профсоюза «Действие» встречались с министром здравоохранения Георгием Щербаком. На встрече министр прямо заявил о закрытии структурного подразделения в Сардане в связи с отсутствием у отделения лицензии на оказание помощи по специальности «фтизиатрия». Иван так понял, что на протяжении многих лет отделение работало без такой лицензии, потому что надбавки за работу с туберкулезными больными сотрудникам отделения не начислялись.
Если отделение закроют, непонятно, куда определят оставшихся больных? Их, напомним, 16. И что будет с персоналом? Их около 40 человек.
Udm-Info продолжает следить за развитием ситуации.