Posted 5 марта 2020, 12:04
Published 5 марта 2020, 12:04
Modified 17 октября 2022, 14:48
Updated 17 октября 2022, 14:48
Изначально в повестке сессии Госсовета, прошедшей 27 февраля, доклад председателя Государственного контрольного комитета УР (ГКК УР) не значился. И был включен в нее непосредственно перед сессией по настоянию президиума. Как сообщил Udm-Info источник в аппарате регионального парламента, на включении доклада председателя ГКК УР настаивал лично председатель Госсовета Алексей Прасолов, однако так это или не так, теперь не важно: заложенная мина замедленного действия сработала.
Доклад замедленного действия
Причем о закладке этой «мины» депутаты и чиновники прекрасно знали. Как заявил Udm-Info депутат Госсовета Дмитрий Лукин, накануне сессии доклад председателя ГКК Бориса Сарнаева обсуждался на комиссии, а сам докладчик якобы «не был готов предоставить данные по конкретным выявленным фактам финансовых нарушений», поэтому Сарнаеву было предложено «перенести его доклад на апрельскую сессию контрольного комитета».
Но переносить доклад Борис Сарнаев не стал, и информационная бомба рванула. Премьер Ярослав Семенов тактично назвал доклад «непредвзятым», а депутаты, назвав доклад «скомканным», требовали конкретных фактов, хотя информация, содержащаяся в докладе ГКК — и есть факты, вопрос лишь в их достоверности.
Но смутиться было от чего. Гвоздем доклада стали найденные в 12 министерствах и ведомствах более 500 нарушений «стоимостью» 2,3 млрд руб. И это при том, что ГКК УР проверил расходование только 19,1 млрд руб. То есть легко представить, сколько этих нарушений нашлось бы, проверь контрольный орган расходование всего республиканского бюджета и всех денег, поступающих в регион по нацпроектам.
Это обвинение!
Ответ главы Удмуртии последовал только неделю спустя. И судя по тому, как он был дан, после отчета ГКК УР лидер #КомандыУдмуртии чувствует себя крайне неуверенно. До сих пор не понятно, когда и при каких обстоятельствах он его давал и были ли тому свидетели, но 6 марта только два государственных издания разместили комментарий главы Удмуртии к докладу ГКК.
В нем Александр Бречалов назвал доклад контрольного органа (цитируем по госизданию «Известия УР») «не столько критикой, а вполне сформулированным обвинением», причем «обвинением в мой (Бречалова — ред.) адрес, в адрес правоохранительных органов».
«К сожалению, не совсем корректное обвинение, что вызвало удивление у депутатов Государственного Совета, прежде всего», — заявил господин Бречалов.
По его словам, премьеру республиканского правительства Ярославу Семенову было дано поручение создать рабочую группу, в которую войдут прокурор, представители контрольно-надзорных и правоохранительных органов, а также депутаты и профильные министры, которые должны ознакомиться с докладом ГКК и дать ему публичную оценку.
«Если где-то в чем-то подтверждаются цифры, то это серьезный предмет не только для разговоров, но и для решений, в том числе в отношении меня. Если в обратную сторону и доклад будет признан необъективным, то Госсовет должен будет принять соответствующие решения», — заявил глава Удмуртии, назвавший доклад ГКК «обвинением на уровне Правительства РФ».
При этом он признал, что нарушения в части реализации национальных проектов в регионе и неосвоенные денежные средства были. На что, собственно, и указывал господину Бречалову полпред президента в ПФО Игорь Комаров.
«К сессии Госсовета рабочая группа сделает полный анализ и публично разберемся в данной ситуации», — подытожил господин Бречалов.
Сплошные нюансы
В этом ответе обращают на себя внимание нюансы.
Первый — упоминание правоохранительных органов, которым Борис Сарнаев своим докладом якобы также бросил обвинение. Хотя при чем тут они, не совсем понятно. Или глава Удмуртии и правда думает, что МВД, прокуратура и ФСБ также причастны к возможным нарушениям бюджетного законодательства? Все это больше похоже на просьбу о помощи и попытку «размазать ответственность»: вас, мол, этот ГКК тоже «земляным червяком» назвал.
Второй — состав «рабочей группы». Выходит так, что разбираться с нарушениями будут, в том числе те, кто их, как предполагается, и совершал — представители исполнительной власти региона: профильные министры под руководством премьера. Какой в этом случае будет «публичная оценка» доклада, предсказать совсем не сложно.
Назначать «обвиняемых» расследовать нарушения — ноу-хау #КомандыУдмуртии. И хорошо, что оно пока не касается судопроизводства, иначе бы подозреваемые, например, в кражах получали бы право эти кражи расследовать, а мошенники — искать виновных в мошенничествах.
Но в случае с «рабочей группой» все просто и понятно с самого начала. Учитывая, что создает ее «обвиняемый» глава Удмуртии, а в состав входят такие же «обвиняемые» премьер и министры, ни о каком объективном расследовании говорить не приходится.
Что зацепило?
Так что же заставило так волноваться Александра Бречалова в связи с докладом ГКК? Вряд ли то, что все и так знают благодаря полпреду Игорю Комарову, указавшему главе Удмуртии на большие проблемы с достижением показателей по нацпроектам. И, конечно, не то, что регион из-за этого «оштрафуют» примерно на 1 млрд руб., который республика недополучит в 2020 году. Это #КомандуУдмуртии, похоже, волнует меньше всего, Александр Бречалов же сказал, что «Удмуртия с задачей не справилась» — не правительство, которое ответственно за освоение денег, а все жители республики, их и накажут.
Нет, дело, похоже, в другом.
Внимательное чтение доклада ГКК позволяет разделить указанные в нем бесчисленные нарушения бюджетного законодательства на «просто нарушения и нарушения крайне подозрительные со всех точек зрения, какие есть, включая коррупционную.
С первыми все более-менее понятно, к такому явлению как «нереалистичность планирования доходной части и источников финансирования дефицита бюджета УР» в этой самой УР все уже более-менее привыкли. Труднее объяснить громадье планов #КомандыУдмуртии по оптимизации количества госслужащих при никак и ничем не подтвержденной экономии в 106,2 млн руб. и «фактическом росте расходов… в сфере государственного управления на 16,5 млн руб.» (в 2018 году).
Это что за «оптимизация», спрашивается, такая?
Подозрительные нарушения
Но и эти допрасходы — сущие мелочи в сравнении с лопающимися «мыльными пузырями» так называемых «инвестиционных проектов» в сфере образования и здравоохранения. Как утверждает отчет ГКК, таковых в Реестр инвестпроектов было внесено 22: 8 в сфере здравоохранения и 14 — образования.
Как результат, на момент проверки «7 из 8 реализуемых в сфере здравоохранения проектов по существу представляли из себя сдачу в аренду частным организациям помещений для последующего оказания населению платных медицинских услуг». Интересно, будет ли «рабочая группа» во главе с премьером Семеновым искать авторов этих «инвестпроектов», тех, кто принимал по ним конкретные решения, следил за ходом реализации, интересоваться, где деньги?
«24 из 14 проектов в области физической культуры и спорта вовсе не осуществлялись», констатировали аудиторы ГКК УР. Правда, не указав ФИО того, кто в правительстве Удмуртии отвечает за инвестиции.
Фамилия его и так на слуху, так что нет нужды уточнять. А вот что уточнить хотелось бы, так это фамилии тех чиновников, которые отвечали (и отвечают) за строительство яслей «без государственного строительного надзора».
«На конец 2018 года степень готовности 11 из 15 зданий составляла не более 75%. Вместе с тем экспертной организацией (ООО „Лидер“) выданы заключения о полной готовности объектов», — говорится в докладе.
Может быть, «рабочая группа» выяснит, кто курировал строительство зданий и кто конкретно и о чем договаривался с экспертной организацией о заключении, на основании которого наверняка и оплачивались работы сторонних организаций?
Сервис высшего уровня
Было бы также интересно узнать у «рабочей группы», почему «не ведущая коммерческой деятельности» Корпорация развития Удмуртии живет на бюджетные средства. И немалые — на ее содержание правительство выделило 69,9 млн руб. Если деятельность Корпорации, как говорится в докладе, «экономически нецелесообразна», то наверное стоит задаться вопросом, кто именно стоит за финансированием этой структуры? Бюджетные деньги израсходованы, где результаты?
Но куда сложнее «рабочей группе» будет объяснить выделение 76,5 млн руб. бюджетной субсидии АУ УР «Культурно-административный комплекс». Это та самая структура, которая, обещая «сервис высшего уровня», занимается материально-техническим обеспечением органов власти, то есть в том числе и лиц, входящих в состав «рабочей группы». Что интересно, субсидию выделили «не связанную с обеспечением собственных нужд».
Учредителем этого комплекса, судя по данным информационной системы СПАРК-Интерфакс, является администрация главы Удмуртии. И в этой связи крайне подозрительным выглядит содержащаяся в докладе информация о том, что «по письменным поручениям учредителя приобретены и переданы на баланс администрации материальные ценности стоимостью 14,4 млн руб.».
Это что за «письменные поручения» такие — официальные бумаги или просто какие-то записочки? И что за «материальные ценности» аж на 14 млн руб.? Хорошо, если «рабочая группа» во главе с премьером Семеновым узнает и даст всему этому «публичную оценку».
Хороший текст
Судя по всему, именно эти во всех отношениях подозрительные нарушения и заставили главу Удмуртии так резко отреагировать на доклад ГКК УР. Потому что он может стать поводом для других проверок, более масштабных и глубоких. С выводами, суммами и фамилиями ответственных лиц в итоговых резолюциях.
Проверяющие, если таковые найдутся, способны много чего обнаружить и понять. Ответив, например, на крайне неприятные вопросы о том, как финансируется работа «проектных офисов», или сколько в действительности регион тратит денег на содержание #КомандыУдмуртии. Такое любопытство может дорого обойтись.
Пока же мы имеем то, что имеем: скандальный доклад, крайне нервную на него реакцию и «рабочую группу». На последней теперь вся ответственность. Поскольку сам же Александр Бречалов и заявил, что если изложенные в докладе ГКК факты подтвердятся, это станет поводом для принятия решений в его отношении, а это очень рискованное заявление.