Posted 6 марта 2018, 06:09

Published 6 марта 2018, 06:09

Modified 17 октября 2022, 14:29

Updated 17 октября 2022, 14:29

Это вам не майнинг-фермы: производителей молока в Удмуртии просят потерпеть

6 марта 2018, 06:09
Власти Удмуртии предложили варианты решения проблемы с падением закупочных цен на молоко. Однако до их реализации некоторые предприятия могут попросту не дожить. Производители уже потеряли около 2 млрд рублей.

Производителей молока в Удмуртии просят потерпеть и дальше ужиматься в расходах, потому что помочь им во время развернувшегося кризиса, связанного с падением закупочных цен на молоко, республика не в состоянии. Они в свою очередь спрашивают, сколько предприятий должно разориться к осени, чтобы в правительстве осознали настоящую остроту проблемы.

На днях в Минсельхозе Удмуртии собралась рабочая группа, созданная для выработки мер по решению проблемы с падением закупочных цен на молоко. Именно предприятия Удмуртии как одного из регионов-лидеров по производству молока в России больше всего пострадали от этого.

«По выручке от продажи молока мы уходим сейчас в минус на 1,5-2 млн рублей в месяц. По году мы потеряем так 24 млн рублей – это соразмерно затратам на строительство целой фермы на 200 голов», - рассказывал еще до совещания «Udm-info» председатель колхоза им. Калинина в Дебесском районе Антон Бушмакин.

Подобная ситуация сейчас наблюдается во всех сельхозпредприятиях Удмуртии, занимающихся производством молока. Год назад закупочные цены на молоко достигали 26-28 рублей за килограмм. Такие комфортные для производителей условия позволили им вложиться в закупку техники, строительство ферм, естественно с привлечением кредитных средств, повысить зарплату работникам.

Сейчас переработчики закупают молоко за 19-20 рублей. По официальной информации Минсельхоза Удмуртии, средняя цена составляет 20,82 руб. При этом, по словам замминистра Евгения Шкарупы, идут звонки из отдельных хозяйств о закупках по цене в 17 рублей.

Впрочем, как рассказали на совещании сами производители, часто цену они узнают в конце месяца, когда переработчик делает подсчеты и рассчитывается с поставщиками.

Как говорят руководители хозяйств, выручка производителей значительно уменьшилась, при этом затраты на ГСМ и электроэнергию за год выросли. Это вынуждает их задумываться о снижении и так невысокой зарплаты. Других вариантов экономии они не видят.

Тревожной называет ситуацию председатель СПК «Восход» в Шарканском районе, депутат Госсовета Удмуртии Анатолий Хохряков. По его оценкам, затраты на ГСМ с лета выросли на 30%, а впереди посевная.

«Необходимо ввести меры, может быть, какие-то санкции, чтобы запретить ввоз сухого молока в Россию. Это, конечно, должны сделать на федеральном уровне», - считает Анатолий Хохряков.

Одной из основных причин падения закупочных цен на молоко участники рынка считают использование переработчиками куда более дешевого сухого молока, которое поступает, как правило, из Белоруссии. По предварительным данным в 2017 году сухого молока и молочной продукции было ввезено в Россию в 3 раза больше, чем за предыдущий год. По данным Росстата на 1 января 2018 года Удмуртия стала третьим в России (после Татарстана и Краснодарского края), обеспечив производство 639,8 тысяч тонн молока. В 2017 году производство молока в УР выросло на 4,7%.

Производители молока в Удмуртии несколько месяцев пытались донести об этой проблеме руководству республики, однако похоже в правительстве ее всерьез не воспринимали. Нового министра сельского хозяйства назначили только в начале февраля (Александр Прохоров покинул пост в середине ноября), и то Ольга Абрамова работает пока в статусе и.о. Вице-премьера, который бы курировал АПК как одну из основных отраслей промышленности Удмуртии, в правительстве нет до сих пор (эту должность до середины апреля прошлого года занимал Сергей Токарев). Отвечает за развитие сельского хозяйства Удмуртии 30-летний первый вице-премьер Александр Свинин, который очень далек от этой сферы и говорит чаще о майнинговых фермах, а не о тех, в которых содержится скот. Лишь в последние недели, когда острота проблемы достигла предела, он стал активнее ее комментировать.

Это совещание с участием представителей производителей и переработчиков молока, а также различных госструктур проводила Ольга Абрамова. На нем дали слово гостю – исполнительному директору Национального союза производителей молока «Союзмолоко» Артему Белову. Он пояснил, почему сложилась такая ситуация на молочном рынке.

По его словам, после введения продовольственного эмбарго российские производители молочной продукции начали заполнять ниши, которые раньше занимала импортная продукция. Происходил рост производства молока и вместе с ним рост закупочных цен. Процесс замещения продукции завершился, при этом спрос на нее у населения падает. Продолжавшийся рост объемов производства при падении спроса вылился в профицит молочной продукции. Ее стало больше, чем потребляют россияне.

Серьезнейшее влияние оказал и завоз дешевого сухого молока. В «Союзмолоко» проработали несколько предложений, как улучшить ситуацию, однако по большей части они касаются полномочий федеральных органов власти.

Для Удмуртии одно из решений, чтобы поддержать производителей молока, - организовать закупку его для муниципальных нужд – для школ и детских садов. Целесообразно проведение и так называемых молочных интервенций, однако решение здесь за федеральным центром.

На вопрос, что же делать производителям сейчас, представитель «Союзмолоко» призвал договариваться с переработчиками. Они должны понимать, что низкие закупочные цены на молоко приведут впоследствии к тому, что в хозяйствах будут сокращать поголовье и посевные площади под корма. Соответственно объемы производства молока упадут, и переработчикам его будет просто не хватать, что приведет к росту цен.

Производители на это сказали, что переработчик может просто перейти на сухое молоко, а сельские жители лишатся работы.

Не хватало на совещание представителей торговых сетей. Производители сетовали, что несмотря на падение закупочных цен на молоко, в магазинах цены на молочную продукцию растут.

В итоге руководителям сельхозпредприятий Ольга Абрамова предложила больше заниматься сокращением издержек и снижением себестоимости и перетерпеть сложные времена. Рабочая группа выработает предложения по проекту «дорожной карты».

Предложения, как выправить ситуацию по молоку, у руководителей хозяйств есть.

«Надо активнее правительству работать с федерацией и запланированные деньги на субсидирование строительства новых ферм и покупку техники пустить лучше на поддержку молочного производства. Никакие налоговые льготы и подобные меры сейчас нам не помогут никак», - считает председатель СХПК «Колос» из Вавожского района Владимир Красильников.

В этом с ним согласен и Антон Бабушкин. По его мнению, в этом году из падения цен на молоко предприятия просто не будут тратиться на строительство новых ферм и закупку техники, им бы сейчас уложиться в существующие бюджеты. Но и по субсидиям республика недорабатывает. Участники рынка отмечают, что в прошлом году уровень поддержки сельхозпроизводителей в Удмуртии составлял 2,20-2,50 рублей на литр молока, тогда как в других регионах достигал 8 рублей.

Помощь республика окажет – дополнительные 200 млн рублей выделят в качестве субсидий – изменения в бюджет были внесены на прошлой неделе. Однако, как говорят производители, ситуацию она не изменит, ведь ущерб от падения цен составил, по словам председателя Госсовета УР Алексея Прасолова, около 2 млрд рублей. Причем бить тревогу по поводу ухудшающейся ситуации руководители сельхозпредприятий Удмуртии начали еще в прошлом году, меры нужно было предпринимать, как они говорят, «вчера», однако похоже за разговорами о событийном туризме и майнинге новая команда Удмуртии не стала уделять особого внимания ключевой отрасли, благодаря которой живет село. Пока производители молока слышат только красивые обещания и слова ободрения.

Подпишитесь