Posted 6 ноября 2020, 07:20
Published 6 ноября 2020, 07:20
Modified 18 октября 2022, 05:31
Updated 18 октября 2022, 05:31
Традиционная пресс-конференция главы Удмуртии проходила в этом году не вполне традиционно. Ее решено было провести на «ИжАвто», под гул работающего сборочного цеха. Грохот конвейера, очевидно, символизировал биение сердца, давая понять, что организм республики не доходит, а уверенно сопротивляется коронавирусной инфекции и сопутствующим заболеваниям. Поскольку в помещении было, мягко говоря, прохладно, повышать градус Александр Бречалов решил «горячими» новостями о грядущих отставках в #КомандеУдмуртии, возможном открытии кинотеатров, продаже «Ижевских электросетей» и пике заболеваемости коронавирусом.
Не взлетел
Если вина экс-министра строительства Ивана Ястреба будет доказана и зафиксирована решением суда, это станет для главы Удмуртии «очень большим разочарованием».
«Потому что мы работали вместе. Сделали очень значимый проект в ОНФ. И при том, что он не справился с должностью министра, у него был шанс сделать классный и важный проект для республики», - сказал Александр Бречалов.
Отвечая на вопрос, чем же он руководствовался, назначая на должности министров людей без опыта работы в органах госвласти, Александр Бречалов сказал, что вообще не принимал во внимание такой критерий, как срок государственной или муниципальной службы.
Доставшееся ему в наследство правительство Соловьева-Савельева нового главу не устраивало своей неэффективностью (по крайней мере, в стройке и дорогах) и тем, что некоторых министров приходилось уговаривать работать в пятницу.
«Темп совершенно другой, такой, как будто у нас доходы на душу населения, как в Швейцарии. Пришлось менять», - объяснил Александр Бречалов.
Правда, желающих заменить их было не много.
«Я вас, наверное, разочарую, но вот так, с поднятой рукой: «Возьмите меня работать в Удмуртию» - по всей стране не было. Опытные менеджеры, которые делали крутые проекты с высокой капитализацией, на 100-150 тыс. рублей не пойдут. Это правда жизни», - посетовал он.
Назначать тех, кто уже работал в регионах в конкретных сферах, Александр Бречалов не хотел:
«Вынужденно главным критерием был лимит доверия и понимание, что человек будет пахать, даже если он не знает, он будет погружаться, и пока не погрузится, не уйдет домой. И мы в таком режиме до сих пор работаем».
Не все, кого назначил Александр Бречалов, были готовы для работы в предложенных им должностях. Иван Ястреб «не справился с этой позицией».
Уходят лучшие
Первого вице-премьера Александра Свинина глава считает «одним из самых сильных менеджеров региональных по экономике». Хотя тот и собирается уходить, у него есть «очень сильное предложение». И даже если Александр Свинин покинет команду, Александр Бречалов будет считать «это более чем удачным назначением, команда экономического блока своими результатами это доказала».
Вице-премьера по финансам Анатолия Строкова глава назвал «может быть, слабым стратегом и операционистом», но ценность Строкова в том, что «его знают все в минфине».
«Поверьте мне, там пока до последней подписи не дойдешь – какие-то вещи не работают», - уверял Александр Бречалов.
Что касается «социального» вице-премьера Анастасии Муталенко, то, по оценкам главы, «в целом она неплохо справилась, но ей достался безумно сложный участок». В сфере здравоохранения, которую курировала самый незаметный вице-премьер, были «кадровые ошибки, и в том числе с моей стороны», признал Александр Бречалов.
«И до сих пор еще очень много вопросов, поэтому я и контролирую это направление».
Глава подтвердил появившуюся ранее информацию об уходе Анастасии Муталенко с должности. Но отставка, по его словам, произойдет «не по каким-то там причинам», а в связи с семейными обстоятельствами. Супруга вице-премьера переводят на работу в Санкт-Петербург, Анастасия Муталенко последует за ним, тем более что ее в северной столице уже ждет «хорошая позиция» в органах госвласти.
По данным телеграм-канала «Очки Бречалова», на место Анастасии Муталенко может прийти недавно назначенная советником главы по медицинским вопросом владелица медицинских клиник Эльвира Пинчук.
Сложные расставания
Градус поднялся и стало заметно теплее, когда Александр Бречалов вынужденно коснулся темы продажи имущественного комплекса АО «Ижевские электрические сети» (ИЭС). Скандальную сделку он назвал «для нас максимально выгодной и сложной для Россетей», заверив, что «точно продадут» и оставшуюся часть имущества компании, находящуюся в аренде у покупателя.
«Все договоренности, я уверен, мы и они выполнят», - сказал глава региона.
Александр Бречалов настоял на том, что сделка состоялась не «при участии», а «по инициативе главы Удмуртии»:
«Откуда ж деньги-то брать, когда ты видишь присылаемые тебе фотографии с протекающей крышей в детском саду, как вода течет с потолка? А с другой стороны - бюджет 2017 года с дефицитом 4 млрд 860 млн рублей».
По словам Александра Бречалова, «все то, что мы продаем, возвращается на землю удмуртскую в виде рабочих мест и налогов».
Глава хорошо знает, кто «разгонял» спекуляции на тему стоимости проданного актива:
«Сложно было расстаться людям с контролем над жирным куском активов, на который нечасто обращали внимание».
Глава республики напомнил, что существовали оценки, согласно которым АО «ИЭС» стоило не 2,9, а 6 млрд рублей.
«Я задаю оппоненту лишь один вопрос: покупатель где за такую сумму? Вы прекрасно знаете правила рынка. Мало знать себе цену, надо еще пользоваться спросом. Где покупатель? Это же был открытый конкурс. Оценку в 6 млрд услышала вся страна и за ее пределами. И я был бы счастлив увидеть очередь, а на открытом конкурсе еще бы и повышали цену. На этом можно поставить точку», - считает Александр Бречалов.
Но точку не поставил, вспомнив про отремонтированные соцобъекты, из которых ему особенно запомнилась школа в Уве, где его искренне благодарили:
«А мне стыдно было – мы же просто там окна заменили».
Неожиданно предложив редактору Udm-Info стать «андеррайтером» продажи других активов (от чего редактор малодушно уклонился), Александр Бречалов пояснил, что правительство все-таки намерено продать некое дорожное предприятие (крупных у республики два – «Удмуртавтодор» и ДП «Ижевское»), «оставив контроль за собой». Речь идет о выручке в размере 2-2,2 млрд рублей.
«Нам нужны деньги на модернизацию компании и на год дорог. Я хочу привлечь 1 млрд рублей в наши деревни и села, а это через такие инструменты делается», - сказал Александр Бречалов.
Придется занимать
Имея один из самых сильных экономических блоков правительства, республика, тем не менее, вынуждена занимать деньги. До конца года правительство может взять в кредит еще 2-2,5 млрд рублей. Ожидаемый дефицит бюджета региона по итогам 2020 года – 17 млрд (при доходах в 60 млрд).
«Сейчас мы имеем историческую цифру с точки зрения разницы между доходами и расходами республики. Разница в 22 млрд рублей. С такой ситуацией Удмуртия не сталкивалась никогда», - рассказал глава республики.
Выход на пик
Пик заболеваемости коронавирусом и внебольничными пневмониями ожидается в Удмуртии в ноябре, считает Александр Бречалов. Правительство региона, по его словам, подготовилось к плохому сценарию, финансы на бесплатные медикаменты для больных коронавирусом есть.
Дефицита коек для больных коронавирусной инфекцией в Удмуртии нет, на 5 ноября свободна треть коечного фонда – 34%.
Откройте кинотеатры!
Александр Бречалов попросил две недели на решение вопроса о работе театров и кинотеатров. Они не работают в республике уже полгода, хотя на федеральном уровне запрет на их работу снят.
Сложный удмуртский
Глава Удмуртии, как и обещал, учит удмуртский язык, признавая, что приходится «тяжело»:
«Путаю все время ударения», - посетовал Александр Бречалов.
А вот Каму глава, вопреки ранее данному обещанию, пока не переплыл.
Не читайте телеграм!
Александр Бречалов не читает анонимные телеграм-каналы. Он хотел найти «качественную оппозиционную платформу, и нашел ее в виде конкретных людей».
«А вот в тех телеграм-каналах, которые мне присылали, и в том числе, иной раз, извините, не обижайтесь, и в Udm-Info, я это вычеркнул, попросил не присылать, я не читаю», - сказал глава республики.
Александр Бречалов заявил, что знает, «кто стоит» за телеграм-каналами и некоторыми публикациями (очевидно, Udm-Info), но кто именно стоит, распространяться не стал.
Телеграм глава Удмуртии не читает 2,5 года. Но ему «очень важно самому смотреть соцсети», он делает это утром и вечером.
Единственный вопрос так и остался незаданным на пресс-конференции главы республики: учитывая, что часть #КомандыУдмуртии уже не в команде, не собирается ли он сам принять какое-нибудь «очень сильное предложение»?
Прямо о своем будущем Александр Бречалов говорить не стал. Да и не стал бы откровенничать, если бы спросили. В отличие от вице-премьеров и министров, уволиться по собственному желанию, приняв «сильное предложение», сам он не может, тут необходимо решение президента. А он главу Удмуртии, в отличие от ее жителей, пока не слышал.