Posted 7 февраля 2020, 09:43
Published 7 февраля 2020, 09:43
Modified 17 октября 2022, 14:41
Updated 17 октября 2022, 14:41
Всего 16 миллиардов
Не так-то просто и вспомнить, когда в Удмуртии всерьез поднималась тема строительства мусороперерабатывающего завода. Оказалось, еще в 2016 году, когда Агентство по энергосбережению Удмуртии подготовило проект «Комплексного развития территории города Ижевска на выезде по Сарапульскому тракту».
Как заявил тогда директор агентства Павел Берлинский, идея строительства завода появилась в 2013 году, стоимость его в ценах трехлетней давности составляла 16 млрд рублей, 11 из которых должен был дать инвестор. Причем сам завод по проекту обходился только в 4 млрд, остальные деньги шли на строительство очистных сооружений, инфраструктуру и проч.
Предполагалось, что завод будет сжигать до 180 тыс. тонн мусора в год. Строить его собирались по Сарапульскому тракту, объясняя выбор места логистикой и скорой сдачей в эксплуатацию Камского моста.
Подходящего инвестора этому проекту найти не успели. У двух других проектов инвесторы были, но построить два мусороперерабатывающих завода под Ижевском и Глазовом помешал арест экс-главы Удмуртии в апреле 2017 года. Стоимость каждого оценивалась в 1 млрд рублей.
«30 млн тонн отходов хранятся в Удмуртии, ежегодно этот объем увеличивается на 560 тыс. тонн. Есть 4 действующих полигона и 5 полигонов, у которых заканчиваются лицензии в 2019 году. Надо понимать, что денег на строительство новых полигонов и мусороперерабатывающих заводов у нас нет», - говорил Александр Соловьев.
Его сменщик Александр Бречалов в феврале прошлого года на инвестиционном форуме в Сочи заявил, что проектирование мусороперерабатывающего завода в Удмуртии планируется начать в 2020 году. По его словам, республика ждет от инициаторов конкретные экономические расчеты, а в 2020 году готова начать проектирование. Интересные предложения в республику, сообщил Александр Бречалов, поступают, но от кого, не сообщил.
Нужен ли завод?
Впрочем, так ли уж необходим Удмуртии собственный мусороперерабатывающий завод – вопрос спорный. Эксперты рынка утверждают, что большой необходимости в срочном его строительстве нет – современные технологии сортировки мусора позволяют обходиться без мусороперерабатывающего завода, а тем более – мусоросжигательного.
«Строительство мусороперерабатывающего завода – проект затратный, инвестору нужно точно знать, какие объемы мусора будут поступать на предприятие, какова будет цена его переработки, что он сможет продать, что вынужден будет утилизировать. Таких расчетов сегодня нет ни у кого, идет период накопления статистической информации, который займет еще несколько лет. Только после этого можно будет говорить о том, нужен ли мусороперерабатывающий завод региону, и если нужен, то какой мощности и по каким технологиям работающий», - заявил Udm-Info один из экспертов рынка на условиях анонимности.
Но эти цифры, не исключено, уже есть в правительстве Удмуртии, а конкретно – в минприроды УР. На такие предположения наводит визит делегации республики в Белоруссию, где министр природных ресурсов региона Денис Удалов и его коллега из белорусского кабмина Андрей Худык провели переговоры с представителями ООО «СОХРА Дайнэмик» по поводу строительства в Удмуртии мусороперерабатывающего завода.
Сопровождала Дениса Удалова отрекомендованная внештатным советником премьера республиканского правительства по вопросам социально-экономического развития Людмила Ковалевская. По данным информационной системы СПАРК-Интерфакс, она числится бенефициаром трех компаний – ООО ТДЦ «Беларусь» (100% долей), ООО «Белторгальянс» (100% долей) и ООО «БТА-Сервис» (50% долей). Все три компании зарегистрированы в Удмуртии, сфера деятельности – торговля.
«Группа компаний «СОХРА» предложила для рассмотрения возможность реализации в Удмуртской Республике инвестиционного проекта строительства мусороперерабатывающего комплекса, включающего в себя современную сортировочную линию одновременно с заводом по газификации для глубокой переработки (до 95%) оставшихся после сортировки твердых коммунальных отходов», - сообщил официальный сайт Минприроды Республики Беларусь.
Кто такая «СОХРА»?
По результатам встречи был подписан протокол о намерениях. Очевидно, чтобы подтвердить эти намерения, в Минск 24 февраля отправится уже лично глава Удмуртии Александр Бречалов, о чем также сообщило белорусское министерство. Сделав это буквально накануне встречи президента России Владимира Путина и его коллеги Александра Лукашенко в Сочи – встречи, как утверждают эксперты, судьбоносной для отношений двух стран. Если эта встреча завершится с отрицательным для России результатом, попытки руководства Удмуртии договориться с белорусской стороной будут выбиваться из «федерального тренда».
Что же касается самой «СОХРА Дайнемик», то она является структурным подразделением компании «СОХРА Групп». Ее связывают с бизнесменом Александром Зайцевым (экс-помощником белорусского премьера Сидорского и сына Александра Лукашенко Дмитрия) и даже семьей белорусского президента. Компания ведет бизнес по всему миру – в странах Ближнего Востока, СНГ и Евросоюза, занимается поставками белорусской техники, строительных материалов, оружия и продуктов питания. Сообщалось о намерениях «СОХРА» добывать золото в Судане и Гане.
Популярный телеграмм-канал «Незыгарь» утверждает, что компании Александра Зайцева связаны с контрабандой продукции в Россию, а Президентский спортивный клуб, возглавляемый Дмитрием Лукашенко (средним сыном Батьки) также связан с отмыванием денег. Но это – неофициальная информация.
Без конкретики
Никакой конкретики по проекту строительства в Удмуртии мусороперерабатывающего завода в официальных сообщениях не содержится. Но удивительно даже не это, а тот факт, что инвестора под такое строительство правительство региона ищет не внутри республики (и даже страны), а за границей. Серьезно при этом рискуя: во-первых, рассчитывая на зарубежные инвестиции, зависящие от политической конъюнктуры, во-вторых, подписывая протокол о намерениях до завершения ключевой встречи двух президентов.
И даже благоприятный исход последней ничего, кажется, не гарантирует. О построенных «СОХРА Дайнэмик» мусороперерабатывающих заводах ничего не известно, строила ли их когда-то белорусская компания, имеет ли в этом деле опыт – вопрос. Да и почему, собственно, переговоры при посредстве белорусского правительства прошли именно с ее представителями? Опрошенные Udm-Info участники рынка сбора и переработки отходов утверждают, что вопрос о строительстве в Удмуртии мусороперерабатывающего завода в правительстве и Минприроды региона с ними не обсуждался, инвесторов внутри региона никто не искал.
Почему? По всей видимости, #КомандеУдмуртии, которую представлял в Белоруссии министр Удалов, выгоднее и проще работать со структурами, с Удмуртией никак не связанными. Все это укладывается в принципы инвестиционной политики региона, руководство которого спит и видит приход масштабных инвестиций, а себя в роли гостеприимных распорядителей собственности и рынков.
Как к этим проектам будут относиться жители региона, не так уж и важно, что лишний раз доказала история с РосРАО, еще одним игроком на рынке отходов. Массовые протесты жителей Камбарки против перепрофилирования объекта УХО в комплекс по утилизации отходов 1 и 2 классов опасности руководство Удмуртии попыталось не заметить. Аналогичным образом оно наверняка поступит, если что-то будет не так с переработкой отходов по-белорусски. Показатели в графе «привлечение инвестиций» важнее всего остального.