Мясорубка из Ижевска, или как живет сегодня рынок бытовой техники

Аналитика
Мясорубка из Ижевска, или как живет сегодня рынок бытовой техники
Мясорубка из Ижевска, или как живет сегодня рынок бытовой техники
8 апреля 2019, 09:41Фото: Скриншот видео РБК
Сегодня невозможно представить свой дом без бытовых помощников, которые стирают, пылесосят, моют посуду, незаменимы в готовке и сохранении продуктов свежими.

При этом у многих семей есть свои предпочтения в выборе производителя бытовой техники, и чаще всего это заграничные компании. Однако за место под солнцем на этом рынке борются и отечественные производители, в том числе и завод в Удмуртии.

Эксперты считают, что уже в ближайшем будущем все бытовые приборы будут внедряться в так называемый «умный дом». Уже сейчас к этому есть все предпосылки - большинство электронных помощников имеют встроенный wi-fi и элементы искусственного интеллекта. Техника скоро сможет подстраиваться, привыкать и угадывать желания своего хозяина.

Оборот российского рынка бытовой техники в прошлом году составил 486 млрд рублей. Две трети этой суммы приходится на крупную бытовую технику: стиральные машины, холодильники, кухонные плиты. Во главе мелкой бытовой техники - пылесосы. Их ежегодно продают на 40 млрд рублей. На прочих мелких помощников в быту приходится 120 млрд рублей, сообщает программа РБК-ТВ «Бизнес-Вектор».

Фото:Скриншот видео РБК

По данным Росстата, жители России сейчас полностью обеспечены холодильниками и стиральными машинами, а также микроволновыми печами и мультиварками. Однако при этом пылесос есть пока не в каждой семье. Кондиционеры установлены лишь в четверти домохозяйств, а посудомойкой может похвастаться только каждая десятая семья.

Фото:Скриншот видео РБК

И подавляющее большинство этой техники выпущено заграничными компаниями. Российских производителей очень мало.

– К сожалению, на сегодняшний день это по большей части зарубежные компании, которые на территории России собирают эту технику. Мы сейчас практически от импорта не зависим с точки зрения ввоза, -

говорит президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин.

Видео:Скриншот видео РБК

Чистый импорт в крупной бытовой технике не превышает 20%. Большинство иностранных компаний локализуют свои модели в России. Например, южнокорейская компания LG Electronics за 14 лет вложила почти полмиллиарда долларов в свою подмосковную площадку, где выпускаются телевизоры, холодильники и стиральные машины, а также работают смежники, производящие детали. В этом году уровень локализации корейских холодильников достигнет 38%, а стиральных машин - 59%.

С мелкими помощниками ситуация на рынке несколько иная. В магазинах их легион, в основном иностранный, в том числе российские марки заграничной сборки. АО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» - один из немногих отечественных игроков в этом сегменте. В старых оборонных цехах выпускают системы связи для армии, а также гражданскую продукцию: бытовые приборы и медицинскую технику.

«Стоимость единицы гражданской продукции варьируется от 3 до 5 тысяч. Этот сегмент самый емкий: он составляет порядка 60% от всего рынка. И, безусловно, когда мы обеспечим покрытие территории - то есть наличие наших товаров во всех точках - мы займёмся тем, что будем занимать соседние ниши. Это эконом-минус и люкс класс», -

рассказывает Денис Артёмов, заместитель директора концерна «Аксион» по производству гражданской продукции.

Основа бытовой линейки «Аксиона» - электромясорубка. В год их собирают 280 тыс. единиц (десятая часть от продаваемых в стране). Два года назад линейку ижевских бытовых приборов пополнили соковыжималка, кофемолка, блендер, чайник и сушилка для рук. Следующий на очереди – пылесос. С его помощью предприятие за пять лет хочет нарастить выпуск продукции минимум на треть, а выручку – в три раза.

Фото:Скриншот видео РБК

- Чтобы увеличить маржинальность, нам необходимо расширить товарный ряд и увеличить производство примерно в три-четыре раза. Тогда, я полагаю, мы можем достичь уровня маржинальности на уровне 25-30 % - за счёт снижения издержек, - говорит Денис Артёмов.

Достижение этой цели руководство «Аксиона» планирует не раньше 2025 года. Одна из причин медленного роста оборотов – психологическая. Отечественные производители бытовой техники говорят о недоверии потребителя к товару, сделанному в России.

- У нас создана такая организация, как «Роскачество». Она присваивает знак качества товарам, по которым они провели экспертизу, в том числе привлекают экспертов ТПП на местах. С тем, чтобы если уж этот знак присваивается, то он соответствовал действительно высочайшему качеству не только для российского рынка, но и для работы на зарубежных рынках, -

- говорит глава ТПП.

Видео:Скриншот видео РБК

По мнению экспертов, по отечественным производителям техники, с одной стороны, бьёт снижение покупательской способности россиян. С другой, через стоимость импортных компонентов давит валютный курс. Крупных производителей комплектующих в России нет. Игроки рынка бытовой техники выкручиваются, как могут. «Аксиону», в частности, так же, как пензенскому «Свару», с производством помогают «мамы» из ОПК.

«Экономически целесообразнее реализовывать это через покупку готового изделия, чем элементов для его сборки и производства на территории России. Здесь и готовность производить элементную базу, и вторая часть - это законодательство, которое должно быть отрегулировано», - считает Сергей Катырин.

Отечественные производители бытовой техники сегодня готовы включиться в гонку за потребителем. Они работают над дизайном и функциональностью своей продукции. Но им нужна помощь государства.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter