Posted 8 апреля 2019,, 05:41

Published 8 апреля 2019,, 05:41

Modified 17 октября 2022,, 14:42

Updated 17 октября 2022,, 14:42

Мясорубка из Ижевска, или как живет сегодня рынок бытовой техники

8 апреля 2019, 05:41
Сегодня невозможно представить свой дом без бытовых помощников, которые стирают, пылесосят, моют посуду, незаменимы в готовке и сохранении продуктов свежими.

При этом у многих семей есть свои предпочтения в выборе производителя бытовой техники, и чаще всего это заграничные компании. Однако за место под солнцем на этом рынке борются и отечественные производители, в том числе и завод в Удмуртии.

Эксперты считают, что уже в ближайшем будущем все бытовые приборы будут внедряться в так называемый «умный дом». Уже сейчас к этому есть все предпосылки - большинство электронных помощников имеют встроенный wi-fi и элементы искусственного интеллекта. Техника скоро сможет подстраиваться, привыкать и угадывать желания своего хозяина.

Оборот российского рынка бытовой техники в прошлом году составил 486 млрд рублей. Две трети этой суммы приходится на крупную бытовую технику: стиральные машины, холодильники, кухонные плиты. Во главе мелкой бытовой техники - пылесосы. Их ежегодно продают на 40 млрд рублей. На прочих мелких помощников в быту приходится 120 млрд рублей, сообщает программа РБК-ТВ «Бизнес-Вектор».

По данным Росстата, жители России сейчас полностью обеспечены холодильниками и стиральными машинами, а также микроволновыми печами и мультиварками. Однако при этом пылесос есть пока не в каждой семье. Кондиционеры установлены лишь в четверти домохозяйств, а посудомойкой может похвастаться только каждая десятая семья.

И подавляющее большинство этой техники выпущено заграничными компаниями. Российских производителей очень мало.

– К сожалению, на сегодняшний день это по большей части зарубежные компании, которые на территории России собирают эту технику. Мы сейчас практически от импорта не зависим с точки зрения ввоза, -

говорит президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин.

Чистый импорт в крупной бытовой технике не превышает 20%. Большинство иностранных компаний локализуют свои модели в России. Например, южнокорейская компания LG Electronics за 14 лет вложила почти полмиллиарда долларов в свою подмосковную площадку, где выпускаются телевизоры, холодильники и стиральные машины, а также работают смежники, производящие детали. В этом году уровень локализации корейских холодильников достигнет 38%, а стиральных машин - 59%.

С мелкими помощниками ситуация на рынке несколько иная. В магазинах их легион, в основном иностранный, в том числе российские марки заграничной сборки. АО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» - один из немногих отечественных игроков в этом сегменте. В старых оборонных цехах выпускают системы связи для армии, а также гражданскую продукцию: бытовые приборы и медицинскую технику.

«Стоимость единицы гражданской продукции варьируется от 3 до 5 тысяч. Этот сегмент самый емкий: он составляет порядка 60% от всего рынка. И, безусловно, когда мы обеспечим покрытие территории - то есть наличие наших товаров во всех точках - мы займёмся тем, что будем занимать соседние ниши. Это эконом-минус и люкс класс», -

рассказывает Денис Артёмов, заместитель директора концерна «Аксион» по производству гражданской продукции.

Основа бытовой линейки «Аксиона» - электромясорубка. В год их собирают 280 тыс. единиц (десятая часть от продаваемых в стране). Два года назад линейку ижевских бытовых приборов пополнили соковыжималка, кофемолка, блендер, чайник и сушилка для рук. Следующий на очереди – пылесос. С его помощью предприятие за пять лет хочет нарастить выпуск продукции минимум на треть, а выручку – в три раза.

- Чтобы увеличить маржинальность, нам необходимо расширить товарный ряд и увеличить производство примерно в три-четыре раза. Тогда, я полагаю, мы можем достичь уровня маржинальности на уровне 25-30 % - за счёт снижения издержек, - говорит Денис Артёмов.

Достижение этой цели руководство «Аксиона» планирует не раньше 2025 года. Одна из причин медленного роста оборотов – психологическая. Отечественные производители бытовой техники говорят о недоверии потребителя к товару, сделанному в России.

- У нас создана такая организация, как «Роскачество». Она присваивает знак качества товарам, по которым они провели экспертизу, в том числе привлекают экспертов ТПП на местах. С тем, чтобы если уж этот знак присваивается, то он соответствовал действительно высочайшему качеству не только для российского рынка, но и для работы на зарубежных рынках, -

- говорит глава ТПП.

По мнению экспертов, по отечественным производителям техники, с одной стороны, бьёт снижение покупательской способности россиян. С другой, через стоимость импортных компонентов давит валютный курс. Крупных производителей комплектующих в России нет. Игроки рынка бытовой техники выкручиваются, как могут. «Аксиону», в частности, так же, как пензенскому «Свару», с производством помогают «мамы» из ОПК.

«Экономически целесообразнее реализовывать это через покупку готового изделия, чем элементов для его сборки и производства на территории России. Здесь и готовность производить элементную базу, и вторая часть - это законодательство, которое должно быть отрегулировано», - считает Сергей Катырин.

Отечественные производители бытовой техники сегодня готовы включиться в гонку за потребителем. Они работают над дизайном и функциональностью своей продукции. Но им нужна помощь государства.

"