Posted 8 мая 2020,, 05:42

Published 8 мая 2020,, 05:42

Modified 18 октября 2022,, 05:21

Updated 18 октября 2022,, 05:21

Как стричься будем?

8 мая 2020, 05:42
Коронавирус жесткой гребенкой прошелся по рынку парикмахерских услуг в Удмуртии.

С 27 апреля стрижка волос в Удмуртии перестала быть полукриминальным мероприятием. В прямом эфире БречаловLive глава республики разрешил открыться автошколам, ломбардам и микрофинансовым организациям, а также парикмахерским и салонам красоты, дав на подготовку четыре дня.

Парикмахерские и салоны красоты действительно открылись, но отнюдь не все. Причем многие это сделали окончательно и бесповоротно, не собираясь возобновлять работу и после снятия любых ограничений. Да и «открытие» оставшихся на рынке можно назвать условным – без предварительной записи в ижевскую парикмахерскую попасть практически невозможно, сейчас клиентов записывают на 10-12 мая.

Приходите через неделю

На вопрос, неужели желающих подстричься так много, корреспонденту Udm-Info в одной из парикмахерских Ижевска ответили:

«Дело даже не в количестве клиентов, а в обязательных паузах: необходимо проветривать помещения, проводить дезинфекцию, плюс в одном зале можно стричь только одного клиента. Записывайтесь, приходите в маске, без нее мы клиента не обслуживаем».

Катерина, владелица парикмахерской в одном из пригородов Ижевска, говорит, что требования Роспотребнадзора к открывшимся парикмахерским предусматривают наличие запаса медицинских одноразовых халатов, шапочек, масок, перчаток и антисептиков на несколько дней.

«С трудом, но мы собрали все необходимое на пять дней, получился здоровый мешок. Но, откровенно говоря, сами себе запрещаем всем этим пользоваться. Во-первых, не купить, во-вторых, даже если и купить, то получается накладно. Выкручиваемся, как можем, экономим, халат не один раз используем, а несколько, иначе разоримся на этих «расходниках».

Но от парикмахерских и салонов требуют иметь не только «расходники» в необходимом количестве.

«Было и такое требование – обязательно иметь бактерицидную лампу для обработки. Но выяснилось, что в продаже их нет, а заказы поставщики принимают на июль. Причем поставщики любые, такая ситуация везде, и в итоге нам разрешили пользоваться кварцевыми лампами, они, слава богу, у нас есть. Хуже тем, у кого нет и их, им открываться нельзя, и если будут работать, то подпольно».

Рынок парикмахерских услуг, по ее словам, ждут большие изменения:

«Это ведь не секрет, что многие закрылись и открываться не собираются. В чатах огромное количество объявлений: люди отказываются от аренды помещений, распродают оборудование, которое в связи с этим заметно подешевело. Инструменты если и продают, то не массово, многие собираются работать неофициально – дома или на выездах».

Выйти из тени?

Кто-то уходит в «подпольный» парикмахерский бизнес, а кто-то из него и не выходил. Владелица «домашней» парикмахерской Ольга рассказала Udm-Info свою историю.

«Мне открываться и закрываться не надо, как работала, так и работаю. Да, это не совсем законно, налогов я не плачу. Но большинство моих клиентов – это родственники, друзья, друзья друзей, те, кто приходят по рекомендациям тех, кого я хорошо знаю. И если мне в качестве «оплаты» курицу свежую домашнюю привезли, я как с нее налог платить должна?

После того как ввели режим самоизоляции и закрыли парикмахерские, клиентов стало намного больше. Я даже думала с основной работы уходить. Все как будто резко обросли и захотели постричься. Конечно, был строгий отбор, только по рекомендациям, никого даже с соплями близко не подпускали. Если строго подходить, то я вряд ли соответствую всем требованиям, которые предъявляют к парикмахерским, но у меня свой строгий отбор клиентов, поверьте, очень строгий. И все инструменты я обрабатываю, как положено, и помещение проветриваю после каждого, и сама всегда в маске.

Почему идут ко мне? Да потому что сравнительно дешево. И будут идти, потому что парикмахерские, насколько я знаю, после того как сняли запрет, серьезно подняли цены на свои услуги. А я работаю дома, аренду не плачу, работников у меня нет, больших затрат - тоже. Какой доход, говорить не буду, но пока муж вынужденно сидит дома, на питание хватает».

Ольга, по ее словам, готова «выйти из тени» и легализоваться, но только в качестве самозанятой.

«Насколько я знаю, летом можно будет официально зарегистрироваться самозанятой, но условия я еще не изучала. Если это хоть что-то будет давать, зарегистрируюсь», - говорит она.

«Мы снова в больницу попали»

Выросли ли после 27 апреля цены на парикмахерские услуги – вопрос спорный, кто-то поднял их, кто-то просто учел в стоимости услуг покупку «расходников», кто-то решил привлечь клиентов старым прейскурантом.

Парикмахер Светлана, сотрудница одного из небольших салонов в центре Ижевска, согласилась на короткое интервью.

- Расскажи, как вы сейчас работаете?

- Как… Трудно… Трудно работать в масках и во всем этом «обмундировании»… Видела бы ты меня сейчас! Клиенты говорят: «Мы снова в больницу попали».

Мы все закрытые работаем – в шапочках, масках, медицинских халатах – мы их должны не менее трех штук за смену поменять.

- Это средства индивидуальной защиты, которые вам раздают?

- Нам ничего не раздают, мы сами покупаем. Те, кто работать хочет…

- И сколько это стоит?

- Халат - от полутора тысяч.

- А ты должна их три поменять? Они многоразовые?

- Нет, они одноразовые, я должна их просто менять, и чепчик с маской тоже, и перчатки…

- Слушай, подожди… Если один халат стоит полторы тысячи, ты в день-то сколько зарабатываешь?

- Ну вот, работать приходится практически только на это…

- И работодатель вас этими средствами не обеспечивает?

- Нет, конечно! Ну, а как? Нас восемь парикмахеров, плюс маникюрист. Всех обеспечить ей просто нереально, она сама сейчас в убытке.

- Но вы работаете, открылись?

- Работаем, да, кто как может…

- То есть ваш работодатель такое условие вам поставила, что вы обеспечиваете этими средствами защиты себя сами?

- Да. И я знаю, что очень многие парикмахерские открылись без этих всех средств. У нас еще хорошо: при входе обрабатываются руки, требуется, чтобы посетители были в масках. Стрижем только в маске.

- То есть посетителям маску выдаете?

- Нет. Просто при записи клиенту сразу говорят, чтобы он приходил в маске. Что без маски мы не примем.

- А как стричь человека в маске – за ушами, например?

- Ну, вот я уже научилась. Девочки не научились, не могут… Кое-как стрижем в перчатках, режем их, - в общем, надо привыкать. Держишь резиночку рукой, обстригаешь вокруг уха, потом снова надеваешь...

- И все мастера у вас вышли на работу?

- Сначала не все, мы вышли сначала четверо, потом впятером работали, остальные, наверное, подтянутся, не знаю…

- Говорит ли что-то хозяйка парикмахерской? Как будете работать в дальнейшем?

- Ничего пока не говорит. Клиенты идут пока «на мастеров», то есть свои, наработанные годами клиенты. Работаем пока так. Что дальше будет – не известно. Мы вообще думаем, что вышли ненадолго, и что нас снова могут закрыть.

- А что с ценами?

- Цены те же, абсолютно. Пока сохраняются на прежнем уровне. Просто препараты у нас сейчас могут подскочить в цене. Тогда и у нас цены будут выше, наверное.

- Ты ведь в этой парикмахерской уже много лет работаешь? Не хотелось бы уходить? Как ты думаешь, есть какие-то другие варианты работы?

- Смысл уходить? Если самой открывать что-то, там другие будут проблемы, та же аренда… Проще уж тогда работать выездным парикмахером. Раньше, когда-то давно, я ездила по организациям, все у меня было с собой, что необходимо, обработанный инструмент. Я выезжала, стригла, красила, насколько это возможно сделать в организации, если там есть вода, чтобы смывать… В основном работала на стрижках.

А по домам же не наездишься. Это и накладно, и с сумками тяжело таскаться в общественном транспорте. Я же не за рулем.

- Ты трудоустроена официально?

- Нет, не официально. У нас у всех полностью серая зарплата, никаких налогов за нас хозяйка не платит. В свое время нас всех благополучно уволили, уже больше пяти лет назад. И перевели на неофициалку. Девочки потрепыхались, поволновались – но что сделаешь?

И таких парикмахерских - подавляющее большинство. Вообще вся служба быта такая, насколько я знаю, и не только парикмахерские. Обувщики, ателье мелкие… Человек вроде как работает, но его нет нигде.

- То есть пенсию ты тоже получать не будешь?

- Да, пенсия будет мизерная, только за те годы, что я была официально трудоустроена.

…Я была бы только за, если бы вся наша служба перешла под управление государства или муниципалитета, а не частников.

Судя по происходящему, рынок парикмахерских услуг в Удмуртии ждут большие изменения. Каким он будет, предсказать чрезвычайно трудно, но уже сегодня ясно, что после победы над коронавирусом власти региона ждет еще одна битва – за возвращение «заблудших» представителей малого бизнеса в лоно регистрационных органов и налоговой инспекции. Вернуть их будет, может быть, даже труднее, чем справиться с COVID-19.

"