Posted 8 августа 2020, 12:06

Published 8 августа 2020, 12:06

Modified 18 октября 2022, 05:22

Updated 18 октября 2022, 05:22

Очередь домой: как в Удмуртии решают проблему с жильем для сирот

Очередь домой: как в Удмуртии решают проблему с жильем для сирот

8 августа 2020, 12:06
Фото: Медиахолдинг 1Mi.
Количество детей-сирот без жилья растет год от года. «Udm-info» решило выяснить, почему проблема обеспечения нуждающихся так остро стоит в нашей республике.

По данным на 1 января 2020-го, в республиканском списке очередников на получение жилья значатся 4379 человек, к июлю число нуждающихся выросло на 92 человека, до 4471 (из них старше 18 лет – 3226 человек). В прошлом году в списке очередников значилось 3981 человек, в том числе 2733 - старше 18 лет.

Приоритетная очередность

С проблемой получения жилья столкнулась молодая ижевчанка Лидия. Она решила поделиться историей продолжительной борьбы за собственный дом.

Маму девушки лишили родительских прав и Лидию сразу поставили в очередь на жилье. У нее осталась лишь прописка в Завьяловском районе.

«Когда мне был 1 год, маме на работе выдали временное жилье, потом дом сгорел. Сейчас на участке давно живут другие люди», - вспоминает девушка.

Когда Лидия в 16 лет выпустилась из детского дома, она поступила в училище в Ижевске и некоторое время жила в общежитии. После получения диплома девушка сразу обратилась в министерство социальной политики с вопросом о предоставлении жилья. На что услышала ответ: денег нет, ничем помочь не можем, ждите своей очереди.

«В 2019 году я была шестнадцатой в очереди, в 2020-м – двадцатой», - недоумевает девушка.

Но проблемы на этом не закончились, в 2016 году у Лидии родился ребенок и встал вопрос с садиком. Из-за ситуации с жильем ей пришлось «купить» временную прописку у родственников, чтобы устроить ребенка в детский сад.

Недавно родители отца ребенка согласились прописать внука в квартире. Но в детском саду потребовали именно городскую прописку. Как рассказывает девушка, сейчас, по всей видимости, им придется искать частный детский сад.

На вопрос, кому отдается приоритет при распределении жилья, в министерстве социальной политики и труда Удмуртии Udm-info ответили, что решение о предоставлении жилого помещения принимается в хронологическом порядке включения детей-сирот в республиканский список с учетом места предоставления жилого помещения (населенного пункта).

Если это действительно так, то почему Ломаева ежегодно теряет позиции в списке и сдвигается назад?

Суд не решает проблем

С того того момента, как Лидия Ломаева обратилась в суд, прошло уже 3 года. За это время не произошло никаких подвижек, очередь не сокращается, а наоборот, увеличивается.

«Три года назад я выиграла дело в Октябрьском районном суде. Министерство обязали предоставить мне жилье. Дело дошло и до Верховного суда, который также оказался на моей стороне, но никаких действий после этого не последовало, - рассказывает девушка. – В этом году я тоже подавала документы в суд на возмещение компенсации за длительное неисполнение решения суда».

И это уже не первое разбирательство, которое дошло до суда. Выходит, что проблему обеспечения сироты жилым помещением не может решить даже суд? Людям годами приходится жить на съемных квартирах, отдавая половину зарплаты за аренду жилья, что не дает им возможности накопить на собственное жилье.

Денег нет

По сведениям министерства, из республиканского бюджета на покупку жилья для сирот ежегодно выделяются денежные средства. В 2018 году - 116,2 млн руб. (из них 94,2 млн – средства федерального бюджета), в 2019-м - 300 млн (из них РФ - 104,9 млн), в 2020-м - 347,8 млн (105,8 млн руб. – федеральные средства).

Судя по количеству нуждающихся, этих средств явно не хватит, чтобы обеспечить всех сирот жильем. Список каждый год будет увеличиваться на несколько сотен человек, которые могут так и не дождаться своих квартир.

Прокурор Удмуртии Артем Николаев на заседании коллегии ведомства отметил, что гигантская очередь на жилье образуется из-за несвоевременно принятых мер по формированию специализированного жилищного фонда для детей-сирот.

В прошлом году после вмешательств прокуратуры на жилье для сирот было дополнительно выделено 170 млн рублей, заключены госконтракты на приобретение 133 квартир.

Прокурорские проверки показывают, что органы опеки и попечительства допускают нарушения законодательства в плане несвоевременного выявления и устройства детей-сирот, инициирования вопроса о постановке их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также неполноты принимаемых мер к сохранности закрепленных за этими людьми жилых помещений, получению алиментов с родителей, лишенных (ограниченных) родительских прав.

В самом министерстве заявили, что данная проблема возникла в связи с изменениями с 2013 года в действующем законодательстве и имеющимся долгом по обеспечению этой категории детей помещениями по договорам социального найма муниципальными образованиями.

Напомним, глава Удмуртии Александр Бречалов сам признавал, что республика не может обеспечить жильем всех сирот, предоставляя лишь 100-150 квартир в год. Решать эту проблему власти намерены другими способами, но им мешает федеральный закон.

«Купить такое количество квартир в Ижевске возможности нет. Мы хотим предоставить больше мер для решения жилищных проблем – это и предоставление земельных участков, и выдача ваучеров на строительство дома, но пока федеральное законодательство нам этого не позволяет», – заявил Бречалов.

«Ноу-хау по-удмуртски»

Но есть в Удмуртии сироты, которым все-таки посчастливилось получить от государства положенное им жилье. Не всегда, впрочем, пригодное для проживания. Инспекции жилья, выданного переселенцам из аварийного жилья и детям-сиротам, вскрыли пугающие подробности.

Так, в новых домах деревень Гожня, Кечево и селе Малая Пурга не оказалось… ванных комнат и туалетов, о чем во время проверки сообщила член Центрального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ) Светлана Калинина.

Возмущению представителя ОНФ не было предела, она назвала такие дома «ноу-хау по-удмуртски». Отношение властей Удмуртии к обеспечению нуждающихся новым жильем Калинина назвала неуважительным.

«Это отказ людям в чувстве собственного достоинства и абсолютное игнорирование современных стандартов жилья и городской среды», - сказала она.

В Ижевске в доме №5А по улице Д. Бедного, куда заселили 30 семей, люди пожаловались на начисления за газ, которые достигают в некоторых случаях 7 тысяч рублей в месяц, при этом газовое оборудование работает с перебоями. Не найдя поддержки у муниципалитета и управляющей компании, ижевчане были вынуждены самостоятельно оплачивать замену насоса, хотя дом находился на гарантии.

Кроме того, в квартирах, предназначенных для сирот, в нарушение требований СанПиН, не были установлены газовые плиты, текла крыша. Скользкие железные ступени подъезда оказались опасны – жительница дома, упав на них, сломала ногу.

Итоги мониторинга общероссийского народного фронта также показывают: дети-сироты очень часто просто не живут в выделенных им квартирах, потому что обосновались, учатся, работают, создают семьи в других населенных пунктах. Часто нуждающимся дают жилье в маленьких далеких поселениях, где нет работы, а к домам не проведены коммуникации. Еще на стадии проекта становится ясно, что, поселившись в городах и районных центрах, дети-сироты не поедут в такие квартиры, но чиновники продолжают направлять туда бюджетные средства, не заботясь об эффективности трат.

В связи с этим в настоящий момент на федеральном уровне обсуждается законопроект о выдаче детям-сиротам жилищного сертификата, который поможет решить проблему выбора жилья и ускорить его получение.

Подпишитесь