Posted 9 августа 2019, 07:11

Published 9 августа 2019, 07:11

Modified 17 октября 2022, 14:47

Updated 17 октября 2022, 14:47

В «Локомотиве» дернули стоп-кран. Ижевский стадион экстренно притормозил с продажей

9 августа 2019, 07:11
История с приватизацией стадиона железнодорожников обрастает новыми подробностями – в ней обнаружился след фигуранта «дела Соловьева».

Многострадальный спорткомплекс «Локомотив» обещали вернуть к жизни не меньше трех раз. И чем больше чиновники отчитывались о планах по реконструкции, тем быстрее спортивный объект приходил в негодность. С 2016 года вопрос сохранения стадиона в Ленинском районе находится на президентском контроле, но о кремлевских поручениях власти вспомнили только на этой неделе.

Стыдно смотреть в глаза

Кто знает, как повернулась бы судьба стадиона (а вместе с ним и ряда чиновников), если бы не встреча главы Удмуртии с династией железнодорожников в канун их профессионального праздника.

За праздничным столом глава семейства Михаил Русских первым делом попросил главу Удмуртии спасти местный стадион «Локомотив». Бречалов пообещал ветерану глубже вникнуть в вопрос, а через день устроил выволочку на аппаратном совещании.

Вникнуть в вопрос главе Удмуртии не помог ни минспорт, где до сих пор ищут министра, ни первый вице-премьер Свинин, курирующий в числе прочих спортивную сферу. Ответы подсказали в прокуратуре – там главе Удмуртии отрапортовали, что стадион планируют задешево продать. Для чуткого к проблемам спорта Александра Бречалова это стало ударом.

«У нас что, все так хорошо со спортивной инфраструктурой? – отчитывал глава республики собравшихся на аппаратном совещании. - Стадион нужно реконструировать, создать там условия для занятий спортом. Мне было стыдно смотреть в глаза железнодорожникам». На утренней «аппаратке» глава республики также перевел управление спортивными объектами в ручной режим. «Без моей подписи, без моего личного акцепта ни один объект нельзя передавать в долгосрочную аренду, а тем более продавать. Запомнили?» - обратился Бречалов к чиновникам.

Сошел с бюджетных рельс

Мину замедленного действия, от которой в понедельник взорвался эмоциями глава Удмуртии, под стадион заложил его предшественник.

Еще в 2015 году с одобрения Александра Соловьева «Локомотив» вместе с трибунами и административными помещениями продали частной фирме, а землю под ним сдали в аренду до 2064 года. Соловьев сотоварищи решили столкнуть «Локомотив» с бюджетных рельс, устроив на объекте государственно-частное партнерство.

В минспорте тогда заверяли, что за три года это позволит вернуть стадион к жизни. Обещанные три года истекли в 2018 году. Сегодня по бумагам стадион относится к республиканскому культурно-спортивному комплексу «Зенит», который, в свою очередь, принадлежит министерству имущества Удмуртии. В действительности республика может распоряжаться лишь землей под стадионом, но и здесь власти связаны по рукам договором долгосрочной аренды.

«Если продать, потом не отмотаем назад, – предупреждал Бречалов на совещании. – Нельзя, чтобы получилось, как в свое время в Москве: давали землю под строительство ФОКов, а потом выросли торговые центры. Не надо в иллюзиях жить, у нас мало людей, которые действительно за город и за Удмуртию».

Опасения главы республики о полной продаже «Локомотива» не напрасны. В 2016 году в Удмуртию спустили кремлевское поручение сохранить стадион. Нарушение договоренностей с президентом могло бы иметь далеко идущие последствия.

Спасти и сохранить

В октябре 2016-го в Ижевск с рабочим визитом прибыл советник президента России Герман Клименко. В ходе работы мобильной приемной Клименко изучил жалобы ижевчан на благоустройство и бездействие чиновников.

Одним из первых рассмотренных обращений стала просьба Арины Игошиной посодействовать в сохранении стадиона «Локомотив».

«Факты, изложенные в обращении Игошиной, в ходе проверки с выездом на место подтвердились», - сообщал тогда сайт президента.

Республиканским властям поручили заняться стадионом и доложить главе государства до 25 декабря 2017 года. Доклад удмуртские власти откладывали трижды. К слову, «Локомотив» в 2016-м вместе с Клименко инспектировал и первый замминистра спорта Павел Вечтомов. Спустя три года вице-министр оказался не в курсе продажи стадиона.

След «дела Соловьева»

В своих докладах о президентском поручении Бречалов уверял Кремль, что ООО «Строй-Инвест» в поте лица разрабатывает смету на ремонт стадиона.

«Начало строительных работ запланировано на третий квартал 2018 года, срок завершения строительства будет уточнен после заключения договора», - отчитывался глава Удмуртии в январе прошлого года.

ООО «Строй-Инвест» появилось в истории со стадионом не случайно – эта фирма в свое время принадлежала Рустему Валееву, соратнику экс-главы Удмуртии и близкому другу его младшей дочери Юлии Башковой.

Учредителем «Строй-Инвеста» числится ООО «Дом-Инвест» – еще одна компания Валеева, которая под патронажем Соловьева занималась поставками песка для строительства камского моста. В апреле 2017-го песчаный бизнесмен засыпался по-крупному – Валеева пришили к «делу Соловьева» в статусе взяткодателя. После ареста экс-главы Удмуртии дела у бывших «валеевских» контор пошли по наклонной.

В августе 2018-го Бречалов сообщил, что у стадиона попросту нет денег на ремонт, а республика в срочном порядке ищет нового арендатора. В марте этого года глава региона вернул в отчеты привычный для него позитив. Республиканские власти доложили президенту, что стадион «Локомотив» живет полной жизнью: зимой – каток для всех желающих, летом – спорт и все остальное.

«Арендатором представлены долгосрочные планы по реконструкции объекта в целях создания многофункционального спортивного комплекса», - отчитался Александр Бречалов.

Приемную президента такой ответ удовлетворил, а удмуртские власти забыли про стадион еще на пять месяцев. КСК «Зенит» тем временем подготовил документы на продажу.

Продать нельзя отремонтировать

Изначально за спортивную землю «Зенит» планировал выручить более 35 млн рублей, но инвесторы, трезво оценивая окупаемость спортивных объектов, обошли аукцион стороной. Единственным, кто захотел приобрести землю, стала частная компания, предложившая всего 7 миллионов. В «Зените» пожали плечами и согласились на эту сумму.

В понедельник сделку в срочном порядке свернули. Теперь Бречалову предстоит принять соломоново решение, поскольку на пустующем стадионе пересеклись интересы слишком разных групп. Одна из идей – попросить денег у РЖД, но здесь может возникнуть ряд сложностей, в частности, неторопливость железнодорожников в финансовых вопросах: строительство одного только вокзала в Можге руководство Горьковской ветки переносило пять лет подряд.

К тому же властям в ситуации, когда у стадиона нет единого владельца, предстоит решить тонну юридических вопросов: на каких условиях будут реконструировать комплекс и кто его будет потом содержать? А значит, и ремонт «Локомотива» еще не скоро сдвинется с мертвой точки.

Подпишитесь