Posted 9 декабря 2020, 09:20
Published 9 декабря 2020, 09:20
Modified 19 апреля 2023, 09:57
Updated 19 апреля 2023, 09:57
Город окружают кладбища, чем старше он - тем кладбищ больше, чем быстрее город растет - тем больше ощущается его жителями, что живут они в окружении многочисленных погостов - необъятных и чаще всего неухоженных: воронье, гоняющий мусор ветер, памятники и кресты до горизонта…
Дело, разумеется, не только в жутковатых пейзажах. Кладбища мешают развитию города, разрастаясь, «душат» его. И наносят ущерб экологии огромных территорий в черте города или в непосредственной близости от нее. Жить рядом с огромным кладбищем - то еще «удовольствие», никому не нужное: ни живым, ни мертвым.
Нет, это вовсе не значит, что городу стоит вовсе отказаться от кладбищ. Традиционный способ погребения был и останется основным. Но ему точно нужна альтернатива - современный крематорий: расположенный далеко от жилых домов и соответствующий всем требованиям безопасности.
Однажды в Ижевске уже собирались строить крематорий. По планам МУП «Ритуал» он должен был появиться рядом с Западным кладбищем. Но жилье в этом районе строилось быстрее, чем работало муниципальное предприятие, и в итоге протесты жителей против соседства с крематорием идею его строительства похоронили.
Родственникам тех, кто завещал себя кремировать, приходится обращаться в крематории соседних городов. С учетом транспортных расходов кремация обходится в сумму около 40 тыс. рублей. А могла бы стоить почти втрое дешевле, будь в Ижевске свой крематорий.
О том, почему его до сих пор не построили, Udm-Info рассказал директор ООО «Терра» Павел Берлинский, инициатор строительства в Ижевске современного крематория.
Нужен ли Ижевску крематорий?
- Ижевску действительно нужен крематорий?
- Да, нужен. Я это понял, ежегодно посещая Хохряковское кладбище, на котором покоятся мои родственники, ветераны Великой Отечественной войны. Приезжая к ним ежегодно 9 мая, поражаюсь разнице между нашими кладбищами и европейскими - разнице не в нашу пользу.
О строительстве крематория в Ижевске я всерьез задумался благодаря случайному знакомству с владельцем крупной европейской компании, производящей оборудование для крематориев.
- До этого вы на рынке ритуальных услуг не работали?
- Мой основной опыт работы связан с крупными промышленными предприятиями. Опыт строительства и привлечения финансирования в инфраструктурные проекты связан с последним местом работы в сфере энергоконсалтинга. В сфере ритуальных услуг я не работал, а темой строительства крематория занялся в 2019 году. Заручившись поддержкой нескольких заинтересованных инвесторов, посетил предприятия, которые производят оборудование, познакомился с работой действующих европейских и российских крематориев. В результате был разработан бизнес-план и концепция объекта для нашего региона.
- Наверняка знаете о том, что первая попытка построить в Ижевске крематорий оказалась неудачной? Не боитесь, что жители республики и сегодня скажут, что крематорий им не нужен?
- Я понимаю деликатность темы, связанную, в том числе, с опытом прошедшего войну старшего поколения, для которого само это слово - «крематорий» - имеет резко негативную окраску. Но его строительство никоим образом не отменяет уважительного отношения к усопшим и памяти о них. Это хорошо понимают и жители республики, с которыми мы разговаривали на общественных слушаниях, как понимают и то, что современные технологии решили все экологические вопросы работы крематориев.
Крематории, построенные по типовым проектам, работают в тысячах городов по всему миру. Есть они и в 20 российских городах, причем не только в «миллионниках», но и в сопоставимых с Ижевском по размерам и численности населения - Ярославле, Архангельске.
- И все они расположены в городской черте?
- В большинстве случаев - в черте города. Крематории соответствуют всем экологическим требованиям и нормам. Достаточно сказать, что санитарно-защитные зоны некоторых объектов составляют всего 100-200 метров: системы очистки работают так, что выбросы крематория в атмосферу теперь не вреднее выбросов легкового автомобиля.
Это к вопросу о том, что вреднее - строить крематории или содержать кладбища, которые становятся самым настоящим экологическим бедствием - с ними связаны риски биологического характера, заражения грунтовых вод. Проблему кладбищ необходимо решать уже сейчас, тем более - в условиях современных эпидемиологических вызовов, связанных с коронавирусом.
Автоматизация и контроль
- Какой крематорий собираетесь построить вы?
- Это небольшое одноэтажное здание площадью 500 кв метров. Поскольку оно будет находиться достаточно далеко - без прощального зала.
Дизайн здания современный, основной упор проекта сделан на технологическое оборудование и решения, связанные с экологическими нормативами. Все процессы работы крематория, включая и экологический контроль, будут полностью автоматизированы.
- Каков суммарный объем инвестиций?
Объем инвестиций в проект - 120 млн рублей. Функционирование объекта предполагает создание 15 новых рабочих мест. Налоговые отчисления в бюджеты составят более 5 млн рублей в год.
Объект запускается в эксплуатацию через год после подписания документов о выделении земли.
- В какую сумму будет обходиться кремация?
- Сегодня кремация умершего обходится жителям Удмуртии примерно в 40 тыс. рублей, сюда включаются и услуги ритуальных агентств, и транспортировка в ближайшие крематории Екатеринбурга и Нижнего Тагила.
В случае реализации нашего проекта стоимость кремации составит около 12 тыс. рублей (включая стоимость урны для праха) - примерно столько же кремация усопшего стоит в сопоставимых по размеру городах, в которых построены крематории.
- Предполагает ли ваш проект бюджетное финансирование?
- Нет, все инвестиции проекта - частные, бюджеты не несут никакой нагрузки. Сегодня в проекте пять участников, после выделения земельного участка планируется участие в нем европейской компании, производящей оборудование для кремации. Как и в большинстве аналогичных проектов источники финансовых средств - деньги акционеров и кредитные ресурсы.
Как «похоронить» крематорий?
- Если бюджетного финансирования не предполагается, что же мешает построить в Удмуртии современный крематорий?
Пока у меня нет ответа на этот вопрос, я сам хотел бы его знать.
Реализацию проекта я начал со знакомства с принципами инвестиционной политики республиканского правительства. В 2019 году ООО «Терра» заключило соглашение с «Корпорацией развития Удмуртии» о сопровождении нашего проекта. Корпорация предложила нам на выбор 10 площадок для размещения крематория, одна из них - рядом с Южным кладбищем Ижевска.
Но найти подходящую площадку в городе нам не удалось: то недостаточной оказывалась санитарно-защитная зона, то возможности по обеспечению объекта энергоресурсами. И мы остановились на предложенной нам администрацией Завьяловского района площадке бывшей свалки по Воткинскому шоссе.
- Строительство на месте свалки связано с массой сложностей…
- И сложностей, и дополнительных затрат. К тому же требованием администрации района была рекультивация свалки и разбивка на ее территории парка. Но мы согласились и на эти условия, других нам, к сожалению, так и не предложили.
В ноябре прошлого года мы подписали с Корпорацией развития и администрацией района «дорожную карту» по реализации проекта. В феврале успешно провели общественные слушания в пяти соседствующих с бывшей свалкой поселениях. Жители активно участвовали в слушаниях, задавали массу вопросов и получали все необходимые ответы, скрывать и утаивать нам просто нечего. В июне было подписано распоряжение правительства, утверждавшее генплан территории с размещением нашего объекта.
Инвесторы с опережением сроков выполнили часть проектной документации, провели на участке необходимые геологические и геодезические работы и изыскания. Работы по строительству объекта мы планировали начать в октябре.
- Почему же не начали?
- Мы тоже хотели бы понять, почему, но нам никто и ничего не объясняет. Летом выполнение «дорожной карты» прекратилось и не возобновилось до настоящего времени. Распоряжение правительства, утверждающее правила землепользования и застройки (ПЗЗ) до сих пор не подписано, участок инвестору так и не предоставлен - начинать строительство мы не можем.
Что только на руку нашим более предприимчивым соседям из регионов, в которых умеют считать деньги. Буквально на днях правительство Татарстана приняло решение о месте размещения крематория и начале его проектирования и строительства на Мамадышском тракте, близок к реализации проект в Перми. Это ставит под сомнение саму возможность реализации аналогичного проекта в столице Удмуртии, упускающей еще одну инвестиционную возможность, хотя все необходимое для того, чтобы реализовать проект, есть.