Posted 10 февраля 2021,, 12:17

Published 10 февраля 2021,, 12:17

Modified 18 октября 2022,, 05:35

Updated 18 октября 2022,, 05:35

В Удмуртии одни фермеры получают субсидии, другие судятся

10 февраля 2021, 12:17
Производители сельхозпродукции Удмуртии просят минсельхоз разъяснить им правила предоставления субсидий. Министерство, ответственное за поддержку агропромышленного комплекса, разъяснений дать не может.

Из-за непредоставления субсидий несколько фермеров подали иски в суд на минсельхоз. Верховый суд встал на сторону сельхозпроизводителей. Теперь министерство выплатит им многомиллионные убытки.

Судебные разбирательства

Не секрет, что для многих сельхозпредприятий Удмуртии субсидии государства — это чуть ли не единственная возможность свести концы с концами. Тем обиднее бывает потенциальным получателям государственных денег, когда им в этом почему-то отказывают. Скандалы с распределением субсидий на поддержку производителей сельхозпродукции в Удмуртии не редки, как, впрочем, и судебные разбирательства по поводу распределения субсидий. Причем судебная практика по взысканию с минсельхоза республики убытков в пользу предприятий отрасли складывается положительная, отмечают в «Удмуртсельхозсоюзе».

В подтверждение этому Ассоциация «Союз сельхозтоваропроизводителей Удмуртии» перечисляет дела, решения по которым были приняты не в пользу минсельхоза Удмуртии. Таковых на 25 января, по данным «Удмуртсельхозсоюза», семь - на общую сумму взысканий 12 млн рублей. Но это еще не конец разбирательствам.

«Сумма аналогичных требований, поданных для рассмотрения в Арбитражный суд УР, в настоящий момент составила 75 млн рублей (и это не окончательная сумма)», - отмечает в письме на имя премьера правительства республики директор «Удмуртсельхозсоюза» Юлия Терентьева.

И действительно, если посмотреть на материалы арбитражных дел, связанных с отказами в предоставлении субсидий, нетрудно увидеть, что в большинстве случаев заявители добиваются своего. Так, с марта 2020 года рассматривалось дело, связанное с отказом минсельхоза Удмуртии в предоставлении субсидий (в размере 2,5 млн рублей) СПК «Коммунар». В свое время СПК официально обращался в министерство за получением субсидии, но оно отказало кооперативу. Представители «Коммунара» обратились в суд, но проиграли в первой инстанции, зато позже апелляционная инстанция отменила это решение, вынеся новое – в пользу заявителей. Минсельхоз Удмуртии подал кассацию, но получил отказ, а Верховный суд России просто отказался рассматривать жалобу минсельхоза республики.

У минсельхоза нет правил

В чем причина этого победного шествия по судам заявителей, получивших от минсельхоза Удмуртии отказ в получении субсидий? По мнению представителей «Удмуртсельхозсоюза», в том,

что министерство до сих пор так и не разместило на своем сайте «ни одного проекта нормативного правового акта, вносящего изменения или вводящего новые условия и порядок предоставления субсидий сельхозтоваропроизводителям Удмуртии в 2021 году», - говорится в письме.

«У всей агропромышленной отрасли нашего субъекта отсутствует понимание того, по каким правилам в текущем году министерство планирует доведение государственной поддержки в виде субсидий до хозяйствующих субъектов», - считает директор «Удмуртсельхозсоюза» Юлия Терентьева.

Всё дело в технике

За комментариями корреспонденты Udm-Info обратились к министру сельского хозяйства и продовольствия Удмуртии Ольге Абрамовой. Она пояснила, что причины, по которым сложилась такая ситуация с субсидиями, сформировались еще три года назад.

«Эта история длится с 2018 года, когда закупочная цена на молоко составляла 18,5 руб. за литр при себестоимости 19,2 руб. за литр. Каждый произведенный литр молока обеспечивал ежедневные убытки. В связи с этим мы приняли решение увеличить объемы финансирования отрасли, забрав часть денег с субсидий на приобретение техники (судебные решения касаются именно субсидий на приобретение техники - ред.) и перебросив их на поддержку молочной отрасли. Сократив объемы финансирования на выдачу субсидий на приобретение техники, мы понимали, что заявленные показатели выполнены не будут, а заявлено было 20-30-процентное возмещение затрат», - сказала Ольга Абрамова.

По словам министра, чтобы разобраться в ситуации, нужно смотреть на ранее принятые решения.

«Если взглянуть на правила оказания господдержки предыдущих лет, можно увидеть, что они включали в себя субсидирование приобретения огромного количества видов техники: косилок, пресс-сборщиков, опрыскивателей… В 2018 году после рассмотрения вопроса на общественном совете мы приняли решение сократить перечень техники, поскольку нам просто нечем будет платить. Вопрос стоял так: или мы возвращаем сельхозпроизводителям 5% затрат, или стремимся к 20-30-процентному возмещению. Это существенная разница», - напомнила министр сельского хозяйства.

В этом году, заявила Ольга Абрамова, учитывая механику субсидирования, «мы субсидируем то, что купили сельхозпроизводители в предыдущем году».

«У нас были ожесточенные переговоры на этот счет, - рассказала Ольга Абрамова. - И общественный совет решил сократить перечень техники. Но для того, чтобы впоследствии дать сельхозпроизводителям возможность приобретать технику любых видов, которую бы они

захотели, получать господдержку, мы рассмотрели параллельно с субсидированием техники субсидирование лизинга. По лизингу мы погашаем до 30% от суммы платежа за технику. Мы установили, что процент удорожания по лизингу не должен превышать 5%. Мы исходили из предложений, которые существовали на рынке. Например, Росагролизинг предоставлял технику на условиях от 3,5% до 3,8%. И когда мы видим, что наш сельхозпроизводитель покупает технику с удорожанием 12-13%, мы искренне не понимаем, почему это происходит. Поэтому установили такое ограничение».

Суды – это опыт?

Два года назад минсельхоз Удмуртии согласовал создание Ассоциации сельхозтоваропроизводителей. Той самой, что напоминает теперь министерству о складывающейся не в его пользу судебной практике и требует четких правил предоставления субсидий.

«Мы считаем, что любые общественные организации – это очень важный инструмент продвижения мнения. Впоследствии оказалось, что именно ассоциация стала инициировать такие вещи, как суды, огромное количество судов. Верховный суд РФ принял положительное решение по запросу сельзхозпроизводителя, который не получил субсидию по технике. Соответственно, все остальные исковые заявления по такому же иску, и естественно, они удовлетворялись Верховным судом. Это нормальная практика», - считает Ольга Абрамова.

И с этим трудно не согласиться. Вопрос в том, когда минсельхоз Удмуртии озвучит четкие и понятные правила предоставления субсидий тем, кто в них нуждается. Объяснение ситуации есть, но нет решений, и когда они будут, не может сказать даже министр сельского хозяйства.

"