Раздор – на смену лицейскому братству
Аналитика

Раздор – на смену лицейскому братству

10 апреля 2019, 17:26Photo: ciur.ru
Современное школьное образование давно стало болезненной темой для обсуждения в обществе. Родителям, готовым вложиться всем, что у них есть, чтобы ребенок попал в заветную школу/лицей/гимназию, приходится выдерживать самые настоящие бои за места.

По их завершении следуют 11 лет обучения, результаты которого удовлетворяют отнюдь не всех, а дальше – затраты на репетиторов и нервотрепка ЕГЭ…

Когда-то казалось, что в Ижевске есть островок если не идеального, то близкого к нему школьного образования, где царит атмосфера педагогического творчества, лицейской дружбы, общения учителей и учеников как единомышленников. Речь о Гуманитарном лицее (известном в городе как «44-й лицей»), руководство которого, проповедуя идеи гуманистической старшей школы, сумело очаровать родительское сообщество. В год 30-летия лицея родители нынешних его учеников испытывают горькое – до скандала – разочарование.

«Беспрецедентный прорыв»

Все началось с сообщения в мажорной тональности. Авторитетный эксперт, член правления Лиги образования Михаил Кушнир написал о событии, участником которого был сам: «1-3 февраля директор Гуманитарного лицея Ижевска собрал инициативную группу знакомых экспертов, чтобы предложить городу и региону реструктуризацию системы образования и нетрадиционным способом решить традиционные ресурсные проблемы, возникающие в связи с национальными проектами».

Группа, по словам Кушнира, «разгрызла до косточек все риски и набросала несколько вариантов решения».

«Первые смотрины с участием мэра города, депутатов, министерства, коллег, школьников и приглашенных экспертов прошли успешно: все поддержали идею как достойный ход не только для покрытия дефицита ресурсов, но и для беспрецедентного прорыва в развитии системы образования региона», - сообщил эксперт.

При этом, как выяснилось позже, в инициативной группе был лишь один ученик гуманитарного лицея. Но не это вызвало гнев родителей, а противоречия, которые они вынуждены наблюдать между тем, что говорится на публику, и тем, что делается в реальности, конкретно – в лицее. «В самом Гуманитарном лицее существует множество проблем, которые директор в стремлении свершить революцию республиканского образования решать не спешит. …Реальное положение дел лицея совершенно не соответствует декларируемым нормам», - писали родители в социальной сети.

И не только писали, а еще и обращались в прокуратуру, представляя сканы документов. Особенно родителей возмущали два момента – лживые декларации директора лицея о развитии учебного заведения и внушительные поборы.

Кто в бакалавры?

«С 1 сентября 2017 года мы реализуем программу «Международный бакалавриат», освоив единственными в России сразу три направления обучения – в начальном, среднем и старшем звене», – заявлял директор лицея Михаил Черемных.

Казалось бы, родители должны обрадоваться, но они возмущены. Чем? Слово родителям учеников Гуманитарного лицея:

«Соответствующую указанной программе лицензию Гуманитарный лицей не получал. Руководство лицея даже не озадачилось тем, чтобы довести до сведения родителей подробную информацию о содержании, наполнении и методах реализации программы...», - пишут они, подчеркивая, что назвать успешным проект, в котором задействованы только 4 ученика под руководством только что закончившего Ижевский колледж учителя, не могут.

«Однако Михаил Черемных решил, что интересы данных детей находятся в приоритете, - пишут родители, - и не интересуется мнением остальных 175 учащихся (и это только начальное звено) и их родителей. Не удивительно, что большинство родителей настроены негативно по отношению к данному эксперименту, так как дети не получают полного объема знаний ни по Основной общеобразовательной программе начального общего образования (программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова), ни по программе МБ».

При этом родителям будущих первоклассников, по их словам, не дали выбора какой-либо иной программы обучения: «В страхе остаться без места в первом классе лицея родители соглашаются идти учиться на неведомую программу с красивым названием и с неизвестными учителями».

Неясными представляются в этой связи и перспективы ныне работающих учителей.

«Классы на классические рекомендованные программы по единоличному решению директора не набираются; часы обучения у начального звена сокращаются – соответственно, уровень заработной платы (и так не великой) – тоже», - пишут родители, отправлявшие своих детей учиться к конкретным учителям.

«Считаем единолично принятое директором лицея решение грубым нарушением наших прав и прав наших детей, так как вопросы по утверждению программы развития, обучения и иных стратегически важных для нас вопросов с Советом Лицея и Педагогическим советом не согласованы», - резюмируют родители учеников.

Деньги, много денег

Мнение родителей директору лицея Михаилу Черемных не особенно интересно. Хотя именно родители платят деньги за обучение, и деньги немалые – так называемый «вступительный взнос» (он же – «безвозмездное пожертвование») в Гуманитарный лицей составляет 50 тыс. руб. с каждого первоклассника. В год набирается 40 первоклассников – это, как минимум, 2 млн.

На что тратятся эти деньги, непонятно. Родителям «вопреки условиям договора и действующему законодательству …не представлены отчеты и документальное подтверждение расходов денежных средств».

Обсуждение финансовых моментов идет в соцсетях, как говорит одна из его организаторов, Алена Панина, «с такими деньгами можно стены лицея сусальным золотом покрыть, однако летом даже благоустройство пришкольной территории родители делали своими силами: цветы сажали, красили и т. д. на собственные средства».

В процессе обсуждения выяснилось, что деньги платятся не школе, а поступают в частный благотворительный фонд, созданный физическими лицами под покровительством администрации лицея. Деньги для благотворительных целей может собирать и сама школа, говорит один из родителей, Альберт Расимович, но этого не происходит, а фонд является, по сути, кошельком директора. Кстати, даже по названию фонд (ИНН 1840998516) не имеет отношения к лицею, зато может тратить до 20% поступивших средств на собственные нужды.

Сын Елены Левановой, многодетной матери и педагога, учится в Гуманитарном лицее. Слово ей:

«Мы, родители, не действовали за спиной, а озвучивали наши претензии директору лицея. Передам то, что сказала лично Михаилу Черемных…

Мое знакомство с лицеем началось с 90-х, когда я была учителем начальных классов в школе футболистов. Учить спортсменов – работа специфическая у них тренировки, сборы, соревнования, и школа не должна ломать их спортивный рост. А можно ли так же учить всех детей, чтобы не ломать их индивидуальное развитие?

Ответ искал молодой директор-новатор Михаил Черемных, я помню, как в роно обсуждали его «безумные» идеи – все было ново и непонятно.

Старшую дочь я побоялась отдать в новый лицей – так все было круто, что казалось, мы «не доросли» до предложенной планки. А с сыном мы в лицей стремились, два года он ходил на подготовительные курсы. Мне нравилось, как лицей их вел: в игре, интересно, а сам отбор шел мягко, в несколько этапов, не травмируя детей.

Я сама училась у авторов развивающих программ, но они предлагали их с 1 по 3 класс, а в лицее развивающее обучение развернули до 11 класса и брали лучшие идеи новаторов в образовании.

Все обещало высокое качество обучения, и я была готова платить деньги, поддерживая эту школу. Тем более что родителям Михаил Черемных давал гарантию: «Мы подготовим ваших детей к любому вузу».

По моим наблюдениям, перелом в работе директора произошел два года назад, когда на 30 выпускников пришлось 10 золотых медалей. Это была победа лицейского обучения, хотя родители знали, какие деньги были вложены в репетиторов. Именно тогда Михаил Черемных решил зарабатывать на бакалавриате, сделав обучение по всем предметам на английском языке, несмотря на то что в лицее нет преподавателя физики на русском языке, нет сильных математиков.

Коллектив лицея идею бакалавриата не поддержал и попал под прессинг. Теперь учителя тратят энергию на защиту от директора, а не на работу и творчество. Учителя давно не обучаются передовым технологиям, а их зарплаты оставляют желать лучшего, несмотря на то, что лицей хорошо зарабатывает: 9 000 руб. – ежемесячная родительская плата за бакалавриат; 3900 руб. – плата в обычных классах, 2200 руб. – стоимость подготовки к ЕГЭ по одному предмету (8 занятий). При этом семьи тратятся еще и на репетиторов, поскольку качество образования в Гуманитарном лицее перестало отвечать заявленному.

Сейчас родители объединяются, чтобы противостоять высоким поборам, уже была встреча с председателем республиканского родительского комитета, есть запрос в прокуратуру.

Понятно, что хочется платить за обучение разумные деньги, а мне еще очень хочется спасти то, что осталось от коллектива после «стараний» Михаила Черемных. Только команда сможет сохранить лицейские дух и братство, которыми выпускники гордятся и трепетно берегут.

Чем закончился мой разговор с директором? Его вопросом: «Может, вашему мальчику не надо учиться в лицее? На его место всегда найдутся желающие».

«Я тебя породил, я тебя и…»

И в лучшие годы в Гуманитарном лицее отнюдь не все было бесспорно, но хорошего было больше, считают родители. Все-таки Гуманитарный лицей – авторская школа, реагирующая на все личностные изменения своего создателя, Михаила Черемных. А директор с годами сильно изменился: увлеченность педагога-новатора сменилась бизнесом, построенным на детях. Будучи чутким к веяниям, Михаил Черемных уловил настроение современного образования: оказывать услуги и зарабатывать больше и больше. Вот только родители учеников с этим категорически не согласны.

Читайте ИА «Udm-Info» в:

ВКонтакте: https://vk.com/udminfo

Facebook: https://www.facebook.com/ia.udminfo/

Telegram: https://t.me/udm_info

Одноклассники: https://ok.ru/udminfonov

Twitter: https://twitter.com/udminfo

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter