Posted 11 октября 2021,, 10:48

Published 11 октября 2021,, 10:48

Modified 18 октября 2022,, 05:57

Updated 18 октября 2022,, 05:57

Смерть на взлете

11 октября 2021, 10:48
В катастрофе самолета L 410 под Мензелинском погибли два парашютиста из Удмуртии, один выжил, но находится в тяжелом состоянии.

Парашютный спорт - всегда риск. И риск вдвойне, если заниматься им в России. Все это лишний раз доказывает трагедия, случившаяся под Мензелинском в соседнем Татарстане, где в результате жесткой посадки самолета L 410 с 20 парашютистами и двумя пилотами на борту погибли 16 человек.

Если б не «Газель»…

По предварительной информации, самолет L 410 вылетел с аэродрома около 9 утра 10 октября и почти сразу же с ним была потеряна связь. Телеграм-канал Baza приводит слова очевидца катастрофы Рашида Алтынбаева, который первым оказался на месте катастрофы. По его словам, самолет шел с креном, зацепил землю крылом и задел автомобиль «Газель», борт закрутило и он врезался в бетон. Специалисты утверждают, что именно столкновение с «Газелью» могло стать для L 410 роковым - если б не оно, жертв могло быть гораздо меньше.

Что стало причиной катастрофы, разбирается следствие. Но уже существуют версии. Так, по одной из них, самолет мог быть перегружен, поскольку рассчитан всего на 19 человек. По другой, в баки могли залить некачественное топливо.

Третья версия связана с состоянием самолета, который был произведен в 1971 году. В сети появилось видео, на котором девушка, представившаяся дочерью пилота Михаила Беляева, утверждает со слов отца, что у этого борта уже отказывали двигатели, а сами моторы изношены донельзя.

Эксплуатацию самолета с якобы изношенными двигателями она объяснила желанием руководства аэроклуба заработать: «Двигатель отказывал неоднократно, но все хотят красиво жить». Но почему пилот все же брал на себя ответственность за судьбы пассажиров и поднимал машину в воздух, не объясняет.

Справка

Самолет Let L 410 «Turbolet» (в народе - «Турболет» или «Чебурашка») разработан в 1966-67 годах чешским конструкторским бюро. Способен перевезти до 19 пассажиров или 1800 кг груза на расстояние до 1500 км.

Всего было построено 1104 самолёта L 410 различных модификаций, 862 из них были поставлены в СССР. Использовались для перевозки пассажиров и грузов на местных линиях. К 2012 году использовалось около 400 самолетов L 410.

Разбившийся под Мензелинском самолет был построен в 1971 году.

Кто был на борту?

Поначалу считалось, что на борту самолета находилось 23 человека. Позже выяснилось, что их все-таки было 22, а 23-м стал очевидец, потерявший сознание от увиденного, его приняли за пострадавшего.

По данным mkset.ru, из находившихся на борту парашютистов четверо представляли Башкортостан (двое из них погибли), по одному - Марий Эл, Ульяновскую область и Кировскую область (все выжили), 9 - Татарстан (погибли все), 1 - Челябинскую область (погиб).

Три человека на борту самолета были из Удмуртии: двое погибли, один выжил. Глава минспорта региона Александр Варшавский подтвердил, что погибли мастер спорта Игорь Алексеев (по данным Udm-Info, на его счету было более 5 тысяч прыжков) и кандидат в мастера спорта Дмитрий Филинов (неоднократный чемпион России в групповой акробатике). Выживший спортсмен-парашютист Владимир Зеленин находится в тяжелом состоянии.

Выжившие в результате жесткой посадки, по данным inkazan.ru, находятся в БСМП Набережных Челнов, один пострадавший доставлен в Казань.

«Всем тем, кто остался жив, оказываем медицинскую помощь, делаем все, что необходимо для сохранения жизни», - заявил президент Татарстана Рустам Минниханов.

Тандемный борт

Источник Udm-Infо в аэроклубе Мензелинска сообщил, что полет был самым обычным, тандемным. То есть примерно половина его участников вообще не имели опыта прыжков или опыт был минимальным, поэтому они должны были прыгать вместе с более опытными товарищами.

Что касается выживших, то, по предварительным данным, почти все они находились в хвосте самолета. Погибли те, кто сидел ближе к кабине пилотов.

После крушения СКР завел уголовное дело по статье «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Место происшествия осматривается следователями-криминалистами военного СУ СКР по Центральному военному округу, изымается предполетная документация, допрашиваются очевидцы.

Семьи 16 погибших в авиакатастрофе под Мензелинском получат по 1 млн рублей, пострадавшим выплатят по 400 тысяч рублей. Это следует из постановления правительства Татарстана. Республика готова организовать транспортировку тел и похороны погибших.

ДОСААФ приостановило полеты L-410 до окончания расследования причин крушения в Татарстане. Расследуют – возобновят. И цвет парашютного спорта России так и будет летать на допотопных самолетах…

"