Posted 13 ноября 2017,, 12:46

Published 13 ноября 2017,, 12:46

Modified 17 октября 2022,, 14:16

Updated 17 октября 2022,, 14:16

Натуральное возмещение ОСАГО в Удмуртии: надежды автовладельцев не оправдались

13 ноября 2017, 12:46
Не все СТО Удмуртии согласны работать со страховыми компаниями по натуральному возмещению ОСАГО.

Вот уже полгода, как в стране действует закон о натуральном возмещении ОСАГО. Согласно новым изменениям, приоритет выплат по ущербу происходит в форме ремонта машины. Устраивает ли такая практика собственников авто? Довольны ли сами страховые компании и другие участники рынка? Об этом в материале «Udm-Info».

С 29 апреля действует новый порядок возмещения ущерба владельцев полиса ОСАГО. Выплаты теперь производятся в натуральном выражении, то есть ремонтом поврежденных агрегатов, а не в денежном, как было раньше. Данная поправка в закон была внесена, прежде всего, чтобы избежать страхового мошенничества.

Теперь страховые компании напрямую заключают соглашения с официальными дилерами и СТО на предмет ремонта автомобилей в соответствии с единой методикой расчета по оплате услуг и запчастей. При возникновении страхового случая, страховщики отправляют автомобиль сразу в ремонтную мастерскую.

Но станции технического обслуживания вовсе не торопятся заключать договоры со страховыми компаниями, поскольку им это теперь не особо выгодно. Так автоцентр СТО ГОСТ отказался работать со страховыми компаниями, поскольку денежные выплаты от страховщиков по существующим нормам расчета возмещений по ОСАГО очень небольшие.

«Тот нормочас, который они предлагают, ни один нормальный маляр не возьмет. Они хотят покупать детали с 30% скидкой. Это отразится на ремонте. Он будет очень некачественный», - рассказали в компании.

«Не укладываемся в расходники»

О подобном решении «Udm-Info» сообщили еще в одной крупной станции техобслуживания.

«Мы не готовы принимать за эти деньги автомобиль. Мы просто не выживем. Нормы занижены достаточно серьезно. Вы не сможете за эти деньги починить свой автомобиль. Для станций техобслуживания это просто убыток. Но некачественный ремонт делать мы не станем. Мы не фирма-однодневка. Давно занимаемся. Качество - наша стезя, поэтому мы не падаем в расходных материалах. Мы просто не укладываемся в расходники. Нормы они платят малые», - рассказали в СТО.

В другой станции техобслуживания Ижевска рассказали, что заключили договор со страховой компанией. Только теперь им приходится ставить самые дешевые запчасти.

«Не хватает на оригинал. Хочется работать, но руки опускаются, не дают заработать. Сейчас нормочас стоит 500 рублей. Если хотя бы сделали нормочас 800 рублей. Если все соберутся и откажутся работать, именно СТОшнки, тогда, может быть, что-то поменяется», - рассказали в СТО.

Дать право выбрать

Автоюристы говорят, что закон о натуральном возмещении ОСАГО будет еще неоднократно меняться, поскольку страховые компании будут использовать все методы и схемы для увеличения своей прибыли. «Право граждан по выбору было нарушено, - говорит юрист компании «Правопорядок» Алексей Марчевский. - Ремонт транспортного средства нужно проводить не просто по желанию страховой компании. Надо дать право собственнику выбрать: либо ремонт, либо возмещение в денежном выражении, но только после независимой экспертизы и оценки ущерба автомобиля после ДТП. Автовладелец сам решит, хватит ли ему денежных средств восстановить свой автомобиль или доверить ремонт своего железного коня мастерским, предложенным страховой компанией. Страховые компании постоянно лукавят и постоянно пользуются юридической безграмотностью граждан».

Также он считает, что оценка ремонта авто по единой методике - плохой показатель, потому что реальный ущерб автомобилю после ДТП всегда гораздо больше.

«Если бы страховые компании вели честную игру со своими страхователями, тогда отправляли бы их всегда только к официальным дилерам. По практике, на территории Удмуртии, часто отправляют в ремонтные мастерские, которые делают ремонт транспортного средства чуть ли не молотком и лопатой», - объяснил А. Марчевский.

В региональной общественной организации «Автомобилисты Удмуртии» также считают, что закон совершенно не выгоден и не удобен автовладельцам.

«Закон в полной мере еще не работает, - отметил Александр Тайгаров, председатель общественной организации. - Страховые компании все еще продолжают выплачивать страховщикам деньгами, так как не все СТО соглашаются заключать с ними договор на ремонт. Автомобилистам удобнее получать деньги. Человек даже при некачественном ремонте мог добавить свои деньги и сделать как надо. А сейчас получит ремонт такой, как сделали».

В офисах страховых компаний в Ижевске говорят, что пока рано делать какие либо выводы. Ведь еще не прошло и года.

«Аналитики, как таковой, еще нет. Она появится только к апрелю-маю 2018 года, - говорят в страховой компании НАСКО. - Хотя год – совершенно не показатель для аналитики. Конечно, еще много проблем и недоработок в законе. Это касается и качества ремонта, и сроков ремонта, и запчастей. Клиент может отказаться, а СТО уже заказала запчасти».

Да и пока слишком мало страховых случаев по ОСАГО, которые были возмещены в натуральном виде страховыми компаниями Удмуртии. Тем не менее, к вопросу о том, почему так мало станций техобслуживания заключает с ними соглашения, страховщики добавили еще один момент.

«Это зависит от уровня прибыли той или иной мастерской, потому что маржа, которую закладывают мастерские, слишком высокая, - считает директор удмуртского филиала страховой компании ВСК Сергей Черных. - Если работать по нормальной марже – 5-10%, этих денег вполне достаточно. Мы видим, что многие мастерские укладываются в расценки, которые даются по единой методике расчета, а некоторым не хватает. Это зависит от бизнес-процессов, желания зарабатывать и способности управлять издержками».

Местные страховщики говорят, что практически все игроки на рынке среди СТО и автодилеров заключили с ними договоры по натуральному возмещению ОСАГО. Но фактически, судя по ответам самих станций техобслуживания, это далеко не так. При этом отмечают, что страховщики сами не могут повлиять на расценки по возмещению, и что это прерогатива Российского союза страховщиков и Центробанка.

Комментарий от Отделения – Национального банка по Удмуртской Республике Волго-Вятского ГУ Банка России:

«Приоритет натурального возмещения действует, когда у страховщика заключён соответствующий договор со СТО (в том числе дилерской), отвечающей установленным в законе об ОСАГО требованиям.

При этом обязанности по заключению таких договоров нет ни у страховщиков, ни у СТО – это полностью добровольные взаимоотношения, и их условия устанавливаются по взаимному согласию сторон. Это нормальная конкурентная среда, когда заказчик хочет заплатить подешевле, а подрядчик – в нашем случае это станция техобслуживания – получить побольше за оказанные услуги.

И часто стороны всё-таки приходят к компромиссу. Информация, которую Банк России получает от РСА, свидетельствует, что, например, по данным на август, около 10% от всех страховых случаев в ОСАГО были урегулированы натуральным способом. В Удмуртии этот показатель даже чуть выше среднероссийского – порядка 11%. Также необходимо отметить, что некоторые крупные компании давно перешагнули этот рубеж и видят большой потенциал в натуральном возмещении».

"