Posted 13 декабря 2019,, 05:06

Published 13 декабря 2019,, 05:06

Modified 17 октября 2022,, 14:51

Updated 17 октября 2022,, 14:51

Регионы России в рейтинге по уровню медицины. Итоги

Регионы России в рейтинге по уровню медицины. Итоги

13 декабря 2019, 05:06
Фото: Медиахолдинг1Mi
Это итоговый материал из цикла о здравоохранении регионов в разрезе федеральных округов.

Новые Известия подвели итоги и составили итоговый рейтинг регионов по уровню здравоохранения. К слову, результаты оказались неожиданными, а Москва вовсе не лидер! Предыдущие первый, второй, третий, четвертый и пятый материалы можно почитать по ссылкам

*Как считали:

Авторы собрали такие показатели, как уровень расходов региона на здравоохранение в расчете на душу населения, обеспеченность врачами на 10 тыс. жителей, уровень смертности и выполнение майских указов по зарплатам врачей.

В каждом разделе - два рейтинга: 30 регионов с лучшими и 30 регионов с худшими показателями. За попадание в ТОП лучших регионы получали поощрительные баллы, а за залет в ТОП худших - штрафные. Итоговый результат – это разница поощрительных и штрафных баллов.

ПРО ДЕНЬГИ

Как правило, в границах одного федерального округа расходы бюджетов регионов на здравоохранение на душу населения несильно отличаются. Исключение - Уральский федеральный округ, где есть и богатый Ямало-Ненецкий АО, и бедная Курганская область. Да и Москва стоит особняком. А вот Приволжский и Северо-Кавказский федеральные округа, наоборот, самые «однородные».

Тем не менее, при рассмотрении всей страны можно понять, насколько сильно в регионах разнятся расходы на здравоохранение.

Первая десятка без сюрпризов: это богатые ресурсами, малонаселенные и труднодоступные регионы, а также Москва, Санкт-Петербург. Здесь же Краснодарский край, ставший первым среди прочих регионов (не северных и не столичных).

Но эксперты уверены: деньги сами по себе - еще не гарантия хорошей медицины.

«В столичной медицине все так же, как везде. Например, к гастроэнтерологу в Москве можно попасть только в одном месте, в институте гастроэнтерологии. В остальных местах эта профессия уничтожена как класс. От этого идет нарушение диет пациентов. Раньше, например, в больницах было 5-7 диетических столов под разные случаи, сейчас же только один. Создана лишь видимость того, что все есть», - говорит Ирина Канторович, правозащитник, кандидат исторических наук.

«Общий уровень развития региона дает возможность закупать хорошее оборудование, платить врачам хорошую зарплату. Но это не означает, что организационные мероприятия, обеспечивающие доступность и решение проблем региона, будут проведены, как надо. Например, богатый ХМАО не блещет результатами. А бедный Белгород гораздо лучше организует работу».

Лариса Попович, директор института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ

Разница по стране огромная. Десятка самых щедрых регионов тратит в среднем в 11,6 раз больше, чем десятка самых скупых. А разница между Сахалинской областью и Забайкальским краем - почти в 24 раза - и вовсе страшная.

Самые бедные регионы есть по всей стране от Кавказа до Байкала, но особенно отличился ПФО: его регионы занимают целых три места анти ТОП-10. А в тридцатке худших - семь регионов Приволжья – то есть половина округа. Казалось бы, по географии они расположены удачно (через них идут крупнейшие транспортные пути), много промышленных предприятий, недалеко столичный регион, где есть завидный спрос, – словом, налицо все условия для того, чтобы эти регионы имели хороший доход и могли тратить деньги на развитие медицины. Но не получается.

К слову, Удмуртия тоже вошла в тридцатку худших и занимает 13-е место в рейтинге с суммой 2,94 тыс. рублей на душу населения.

ПРО ВРАЧЕЙ

Под конец года чиновники вдруг начали «понимать» проблему дефицита врачей.

«За последние полтора года нехватка врачей в первичном звене сократилась с 35 до 25 тысяч, а среднего персонала – на 12 тысяч, со 142 до 130 тысяч», - сообщила министр здравоохранения Вероника Скворцова.

Сокращение дефицита врачей – это хорошо, но дьявол, как говорится, в деталях. Слова министра не означают, что врачей стало на 10 тысяч больше. По официальным данным Минздрава, число врачей за 2018 год увеличилось всего на 404 человека. Получается, что уменьшение дефицита было достигнуто сокращением вакансий. И значит, дефицит врачей никуда не делся.

С Чукоткой ясно: население региона менее 50 тысяч человек, дорог практически нет. Поэтому любое поселение просто вынуждено содержать своих врачей различных специальностей. У лидера 65,5 врача на каждые 10 тысяч населения.

Отметим Санкт-Петербург, который занял по этому показателю 2-е место, а также Северную Осетию, Тыву и Мордовию, которые вошли в топ, несмотря на свою бедность.

А вот богатая Москва оказалась лишь на 14-м месте с 43,5 врачами на 10 тысяч жителей.

Удмуртская Республика заняла в тридцатке обеспеченных врачами регионов 21-е место с показателем 41,4 врача на 10 тысяч жителей.

Однако некоторые эксперты не считают, что главное - количество.

«Несколько лет назад в Москве в каждой поликлинике были все специалисты, и к ним было легко попасть. Квалификация таких специалистов не всегда была высокой, частично потому, что они по большей части занимались простыми случаями. И реформа имела цель не повысить легкость записи к любому врачу, а повысить доступность качественной медицины. Пусть не сразу, но человек попадет к специалисту, у которого есть оборудование и который может решить широкий спектр проблем, - говорит Николай Авксентьев, советник директора Научно-исследовательского финансового института Минфина.

Однако есть регионы, где докторов настолько мало, что оптимизация несет прямую угрозу здоровью населения.

Курганская область – один из самых бедных российских регионов. Обеспеченность врачами почти в 3 раза ниже, чем на Чукотке, и в 1,7 раза – чем у соседней Тюменской области (не учитывая АО). Выправить ситуацию дотационному региону очень сложно. Невольно вспоминается предложение губернатора Курганской области Вадима Шумкова о том, чтобы лишить регион самостоятельности и войти в состав Тюменской области...

Тем не менее, недостаток врачей – не всегда итог бедности. В число аутсайдеров вошла Чечня, щедро финансируемая федеральным бюджетом, а также промышленные Свердловская и Калужская области. Все же многое упирается в желание и способности руководства.

ПРО ЗАРПЛАТЫ МЕДИКОВ

Всего один (!) регион из 85 по итогам 9 месяцев 2019 года выполнил «майский» указ президента, согласно которому зарплаты врачей должны быть как минимум вдвое выше средних по региону.

Это показали данные от Росстата по каждому региону. А ведь о том, что майский указ практически везде выполнен, мы уже слышали.

«Сегодня мы приходим к абсолютно четким результатам по выполнению [майских указов], у нас нет ни одного невыполнения по учителям, врачам, по среднему медицинскому персоналу», - докладывала зампредседателя правительства РФ Ольга Голодец.

Неожиданно после слов Голодец узнать, что бедная Курганская область стала единственным регионом, где продолжают выполнять майский указ в полном объеме.

Но еще более неожиданный поворот впереди.

Москва оказалась худшим регионом по выполнению майского указа.

Средняя заработная плата в Москве 90 359,48 рублей, а средняя зарплата врачей - 142 447 рублей. Конечно, по российским меркам это немало, но и расходы в Москве велики. К тому же майские указы никто не отменял. Любопытно, кстати, что мэр Москвы Собянин, говоря о зарплатах врачей, называет только суммы и сравнивает их с предыдущими периодами, но никогда не вспоминает майские указы.

«В Москве все делается для экономии. И все совершенно законно: сэкономленные по фонду оплаты труда, ЖКХ и материальным затратам деньги могут быть направлены на стимулирующие выплаты. И руководители законно творят, что угодно: платят огромные премии приближенным, экономят на зарплатах рядовых сотрудников. А премии регулируются только моралью руководителя».

Ирина Канторович, правозащитник, кандидат исторических наук

Удмуртия опять серединка-наполовинку: в списке 30 регионов, приблизившихся к выполнению майского указа по соотношению зарплаты врачей к средней в регионе, наш регион встал на 23-ю позицию с показателем 1,82.

ПРО РЕЗУЛЬТАТЫ

Главным критерием в оценке результатов работы здравоохранения можно считать смертность населения. Иначе зачем вообще стараться лечить людей?

В рамках одного округа большой разницы в уровне смертности нет. Если на Кавказе живут долго, то и в Ингушетии, и в Дагестане. Но при взгляде на всю страну целиком видно, как сильно колеблется уровень смертности.

У Кавказа действительно выдающиеся результаты по уровню смертности. Однако на это влияет масса причин. На Кавказе высокая рождаемость и много молодежи. А на Ямал люди едут только на заработки, а на пенсии живут в других регионах. Так, в десятку лидеров входит Тыва – малопривлекательный для молодежи регион с низкими доходами врачей, но при этом удивительно невысокой смертностью. Ну а Москва в ТОП-10 лучших не попала.

«В северокавказских республиках исторически низкая смертность и высокая продолжительность жизни. Это национальные особенности. Например, потребление алкоголя там существенно ниже, чем в других регионах».

Николай Авксентьев, советник директора Научно-исследовательского финансового института Минфина

«Москва перенаселена. Большие проблемы с плотностью обслуживания. К тому же реформа имеет целью сокращение финансовых издержек, а не повышение качества. В итоге - полный провал, поскольку оптимизацией занимаются не врачи, а служащие. Поэтому Москва гораздо хуже организована, чем менее крупные, но тоже богатые города».

Илья Гращенков, руководитель Центра развития региональной политики

Уровень смертности в Приморском крае примерно в 2 раза больше московского. К этому региону вопросов гораздо больше, чем, к примеру, к Псковской, Тверской и Новгородской областям, из которых молодежь уезжает в Москву и Питер.

«Там очень большие расстояния и опасные промысловые занятия людей, суровый климат, нет медицины шаговой доступности. Все это факторы ослабленного здоровья и невозможности его вовремя поправить. Онкология и отсутствие ранней диагностики, например. На Кавказе, наоборот, хороший климат, медицина более доступна, поскольку территории проживания более компактны».

Илья Гращенков, руководитель Центра развития региональной политики

ИТОГ

Итоговый рейтинг всех регионов России по качеству системы здравоохранения.

По словам Ильи Гращенкова, самые большие проблемы заметны в аграрных районах, а также на больших территориях. Наиболее остро проблемы стоят на севере - в Коми, Архангельской области, на дальнем Востоке - в ЕАО, на Сахалине и Чукотке, в ЦФО, например в Тверской, Смоленской, Костромской областях.

Главный вывод, который напрашивается: хорошо там, где много нефти с газом и мало населения. Вот такая страна.

Подробную таблицу рейтинга с баллами по каждому критерию смотрите здесь.

"