Posted 14 марта 2018, 14:22
Published 14 марта 2018, 14:22
Modified 17 октября 2022, 14:31
Updated 17 октября 2022, 14:31
«Грести в одной лодке в одном направлении у нас с вами пока не получается», - резюмировал глава Удмуртской Республики Александр Бречалов по итогу прошедшего накануне очередного совещания с руководителями сельхозпредприятий региона.
Не могут планировать деятельность
Самая большая проблема, по словам руководителей предприятий производства молока, сегодня в том, что они не могут планировать свою деятельность. Они зависят от закупочной цены на молоко, которую сейчас спрогнозировать практически невозможно. После того, как этой зимой она обвалилась из-за масштабного экспорта в Россию сухого молока (подробнее о сложившейся ситуации Udm-info уже писало), ясности до сих пор нет.
В таких условиях представители предприятий рассчитывают на субсидии, которые позволили бы им сейчас сводить концы с концами: закрыть кредиторскую задолженность, закупить семена для заготовки кормовой базы.
«Хозяйства набрали долги, а зимой цена обвалилась, хотя обычно зимой мы выходим из долгов. Сегодня это, конечно, критично. Надо ещё учесть, что на фоне снижения закупочных цен на молоко резко выросли производственные издержки, а в наступившем году ожидается очередной рост. Электроэнергия по прошлому году подорожала на 16%, топливо – на четверть. Прогнозируется очередное подорожание электроэнергии, моторного топлива ещё на 12-13%. Хочется понять: до какой степени может ещё упасть цена на молоко? Как нам считать? Сегодня в первый раз за 20 лет работы я не знаю, что делать: как считать, что планировать?», - сказала Елена Чиркова, генеральный директор ООО «Зуринский Агрокомплекс», нарвавшись на саркастическое высказывание главы УР в духе «да что вы говорите, неужели всё так плохо?».
«Я посчитала ожидаемую прибыль от производства молока и выручку при 18 рублях закупочной цены и при 16 рублях. Вычла среднее потребление ГСМ, зарплату, подоходный налог, электроэнергию, кредиты, лизинг – обязательные платежи. Есть такие месяцы, когда получаются затрат на 4 млн а расходов обязательных на 8. Есть и другие расходы. Например, техника не предупредждает нас, когда она сломается. Сейчас мы проведём посевную: посевная не так страшна, она пройдёт как по накатанной. Дальше будет больше затрат: на заготовку, на уборку. На выделенные сегодня субсидии (дополнительные 200 млн утвердили на последней сессии Госсовета – прим. ред.) многие закроют «кредиторку», которая сложилась. Часть закупит удобрения и топливо. А когда крестьянин посеял, ему надо убрать. Опять полезут в долги. А сколько сможет переработка у нас принять?», - продолжила Елена Чиркова, намекая на выделение субсидий.
Она попросила быстрее довести 200 млн рублей, а летом выделить ещё 300 млн, чтобы предприятия смогли, например, закупить топливо и убрать то, что засеют.
«Сегодня 1 млрд запланирован в бюджете, год назад был 1 млрд 380 млн. Предлагаем 300 млн вернуть на молоко», - сказала она.
Коллеги её поддержали в том, что ситуация действительно не поддаётся прогнозам.
«Многие, получив сейчас субсидии, ринутся сеять, посеют, но убрать не смогут. Я лично не пытаюсь выпросить дополнительные деньги, но 1 января, проснувшись, я всегда должен знать: сколько денег у меня будет из бюджета, сколько я планирую заработать сам, плюс я знаю приблизительно цену на молоко на ближайший квартал и могу спрогнозировать своё будущее. Сейчас у СПК не приобретены семена, нет ни грамма топлива, а есть только долги. Вот об этом разговор. Может быть, всё не так плохо конкретно сейчас, но я говорю о будущем. Посеем мы всё равно, несмотря ни на что. Но убрать не сможем, об этом речь», - подчеркнул представитель СПК «Коммунар».
Себестоимость считать, малышей не обижать…
И.о. министра сельского хозяйства УР Ольга Абрамова пыталась, как строгий учитель, в очередной раз научить руководителей предприятий уму-разуму, акцентируя внимание на необходимости снижать издержки.
«Это ваш бизнес. Несмотря на то, что он тесно связан с селом и имеет очень серьёзные социальные моменты, для вас это в том числе бизнес, почему вы не хотите считать свои деньги? <...> Субсидии – приятная вещь, которая помогает жить, но они не должны определять вашу стратегию развития. В структуре затрат сумма субсидий не оказывает прямого влияния на вашу рентабельность. Вы коммерческие предприятия, которые для себя должны определять стратегию развития такую, которая будет приносить максимальный доход», - считает и.о. министра.
Между тем, для селян это не только бизнес, но больше даже образ жизни. Если сеять они будут ровно столько, сколько надо, и коров кормить ровно столько, сколько нужно, то единственное, на чём они смогут сэкономить – снизить зарплату. Кроме того, на совещании отметили, что сложно в таких неустойчивых условиях работать над себестоимостью.
«Разве они не знают, как снижать себестоимость? Правильно, если хозяйства будут работать над себестоимостью. Но как они будут работать над этим, не зная цифр? Переработка сегодня не может конкретно сформулировать закупочные цены, которые будут через месяц и два. И не только. По топливу тоже сейчас непредсказуемо. Первоначально были прогнозы до 44 руб. за 1 кг топлива, но поставщики снова говорят, что цена вырастет до 50 руб. Нет рамок ни с той, ни с этой стороны. И цена топлива у хозяйств разная, потому что техника у всех разная. Чем более дорогая и качественная и производительная техника, тем дороже топливо – это тоже надо понимать. У каждого свои ещё болевые точки», - подчеркнул заместитель управляющего по работе с с/х предприятиями «Кезского сырзавода» Игорь Стрелков.
Денег нет
Впрочем, кажется, что работа А. Бречалова строится по принципу «денег нет, но вы держитесь», и поэтому хождение к нему с протянутой рукой у него вызывает раздражение.
«Теперь у нас замечательное время, я не раз говорил, что человек развивается, только когда выходит из зоны комфорта», - говорил А. Бречалов накануне принятия бюджета на 2018 год («очень жёсткого бюджета антикризисного формата»). Только, кажется, для сельхозпредприятий, комфортные условия существования для которых закончились, время это не такое уж замечательное. И всё равно всё пришло к тому, что они обратились к руководству республики с вопросом о том, на какую сумму дополнительных субсидий они всё же смогут рассчитывать, поскольку все остальные их предложения могут быть воплощены в жизнь только на федеральном уровне. Но вот регион, в сущности, может помочь пережить тяжёлое время лишь добавив денег.
В определённый момент глава республики всё же утомился от эмоциональных высказываний и потерял терпение: «По молоку-то чё делать будем? Плюс бесконечность? Чем больше, тем лучше?» (- о дополнительных субсидиях).
Затем он отметил, что изучил ситуацию и имеет список предприятий-лидеров и «антилидеров». Он считает, что поддерживать нужно эффективных «чемпионов».
«Ну, я же провёл работу: вот у меня топ 10 лидеров и антилидеров. И у тех, и других есть общее в цифрах, а разница по отчислению налогов – кратная. И это не север и юг, а предприятия в одном районе. Давал уже поручения главам районов: покажите нам чемпионов, в которых мы будем разными другими способами вкладываться. Вы говорите сейчас про поддержку отрасли в целом, получается. Ну, хорошо, допустим, мы сейчас изыскиваем возможность получить поддержку, раздаём всем, но эти наши затраты будут неэффективные, вообще никак. Это чистой воды социалка. Можно напрямую тогда деньги раздавать людям. <...> Что мне делать как главе? Каждой сестре по серьге дать, и лишь бы процесс ради процесса? <...> Вы прекрасно знаете, что с бюджетом. Мы вошли в год с дефицитом 6 млрд 800 млн рублей. Сейчас сокращаем, уже сократили на 2 млрд, по копейке вытаскиваем. <...> Ну, допустим, миллиард на молоко дам. И что с теми предприятиями-антилидерами? Они перезимуют или лето проведут нормально? И проблема не снимется. Вы одни и те же вопросы ставите каждый год: и по закупочным ценам, и по цене на ГСМ, и что будет с рынком, и сухое молоко уже всплывало. У вас позиция такая, слушайте: «я есть соль земли, я молоко произвожу». И это все. А дальше вы (власти - прим. ред.) там решайте, придумывайте. Сейчас вы разъедетесь, рукой (на руководство УР - прим. ред.) махнёте, мол «ай, че там, ниче они не понимают». Пока у нас не получается в одной лодке грести в одном направлении – вот резюме сегодняшней встречи», - сказал Александр Бречалов.
По итогу он всё же поручил Ольге Абрамовой обеспечить скорейшее доведение денег (речь о 200 млн, добавленных на молочное направление в ходе последней сессии Госсовета УР – прим. ред.), добавив, что сейчас уже нет времени выяснять, эффективные хозяйства или нет. Также отметил, что если будет возможность к лету найти ещё дополнительное финансирование, то это будет сделано.
Однако деньги-деньгами, но позиция А. Бречалова в отношении предприятий «антилидеров», которые не достойны поддержки, пугает. Так или иначе село живёт сельским хозяйством, и социальным аспектом самого существования таких предприятий вряд ли стоит пренебрегать.
Что ни говори, у главы Удмуртии прекрасно получается продвигать #Удмуртия_заряжает и проводить воодушевляющие встречи со студентами. Однако с сельхозтоваропроизводителями у руководящей команды добрых отношений, увы, до сих пор не сложилось.