Posted 14 марта 2020, 07:30

Published 14 марта 2020, 07:30

Modified 17 октября 2022, 14:51

Updated 17 октября 2022, 14:51

Новая структура в архитектуре

14 марта 2020, 07:30
В Удмуртии обсуждается вопрос о необходимости введения самостоятельной должности главного архитектора республики.

По словам советника главы республики и исполнительного директора Центра развития дизайна и городской среды УР Вячеслава Правдзинского, процессы развития городской среды в России и Удмуртии выводят на первый план вопросы качества и эстетики этой среды, которые, в свою очередь, невозможно решать без полноценной архитектурной политики.

Но будет ли архитектурная политика республики полноценной с введением должности главного архитектора Удмуртии?

Реанимация должности

В республике должность главного архитектора Удмуртии есть.

Сам же Вячеслав Правдзинский признается, что «эти функции выполняет начальник Управления архитектуры и градостроительства Минстроя УР, который «через запятую» ещё и главный архитектор республики».

Напомним, что до этого с 2010 по 2014 год главным по архитектуре в республике был практикующий архитектор Данил Шевкунов.

Сейчас эту должность хотят реанимировать, чтобы соответствовать федеральной повестке.

- Удмуртия во многом синхронна федеральной повестке: в республике тоже всё чётче проявляется запрос на выработку и реализацию архитектурной политики и комплексного развития территорий. Уже четвёртый год реализуется федеральный проект «Формирование комфортной городской среды», благодаря которому ежегодно благоустраиваются около сотни общественных пространств по всей республике. В последние годы в процесс благоустройства активно включились застройщики и отдельные организации. Всё это требует координации не только с точки зрения стройки, но и с точки зрения концептуального подхода и контроля качества и актуальности выбранных решений. Летом этого года будет закончена работа над стратегией пространственного развития Ижевской агломерации и реализация основных её положений и расширение этого опыта на территорию всей республики требует определения конкретного человека, - объясняет Вячеслав Правдзинский.

И уточняет, что глава Удмуртии Александр Бречалов задачу поставил, прежде всего, в контексте формирования системы управления развитием городской среды.

«Возможно, это чьи-то личные амбиции»

Александр Зорин, архитектор, доцент кафедры «Архитектура» ИжГТУ, председатель правления Удмуртского регионального отделения Союза архитекторов России, считает введение новой должности нецелесообразным и предлагает разобраться в истинных причинах этих преобразований:

- По мнению экспертов, главный архитектор субъекта должен занимать должность заместителя главы субъекта федерации и быть наделен соответствующими полномочиями и правами.

Основной вид его деятельности - это прогноз развития территорий, подготовка всех стадий градостроительной документации, выполнение которых неизбежно приведет к созданию комфортной среды. Главный архитектор должен иметь необходимую профессиональную подготовку в области архитектурной и градостроительной деятельности для управления развитием территорий, иметь представления о нормативно-законодательной основе взаимодействия с административным аппаратом всех уровней, обеспечивать компромисс интересов всех участников градостроительной деятельности.

Улучшение работы в сфере архитектуры и градостроительства возможно только при условиях стабильного законодательства.

Но при этом хотелось бы отметить, что в республике есть главный архитектор Удмуртии – это начальник Управления архитектуры и градостроительства Минстроя УР Александр Толкачев.

Должность есть, но важно разобраться, что не работает? Считаю, что с этим вопросом необходимо обращаться к главе Удмуртии, по вопросам архитектуры и градостроительства именно ему, а не министру строительства подчиняется главный архитектор республики.

Создавать сейчас параллельную структуру нецелесообразно, важнее разобраться в истинных причинах этих преобразований. Возможно, окажется, что кадровые перестановки продиктованы чьими-то личными амбициями. Это видно из того, насколько не масштабные задачи ставятся главой республики перед главным архитектором. Это задачи уровня руководителя Центра развития городской среды.

В других регионах, например, в Башкортостане, советник главы республики собирает под определенные архитектурные задачи команду, которая работает не на постоянной основе. У нас можно будет сделать так же, если руководитель Удмуртии будет заинтересован во взаимодействии с главным архитектором республики и профессиональным архитектурным сообществом. Цель – конструктивный диалог для достижения общих целей, целей, поставленных перед Удмуртией федеральной властью. В настоящее время продуктивного взаимодействия архитектурного сообщества Удмуртии с главой республики не сложилось. Действующий советник Правдзинский не заинтересован в налаживании этой связи.

В республике при всех прежних руководителях работали градостроительные советы, в состав которых входили лучшие практикующие архитекторы Удмуртии. Этот институт упразднили три года назад. А зря. Архитектурно-градостроительный совет всегда был эффективным инструментом повышения качества архитектуры и градостроительных решений объектов, заказчиком которых является республиканская власть. Такая совместная работа повышает уровень доверия, поддержки и взаимопонимания между республиканской властью и профессиональным архитектурным сообществом.

Сейчас, в отсутствии внятной республиканской архитектурной политики, союз архитекторов Удмуртии заявляет, что у профессионального архитектурного сообщества как никогда накоплен высокий потенциал для решения практических задач любого уровня. Союз архитекторов занимается подготовкой будущих архитекторов в учебных заведениях и студиях, формирует отношение молодых архитекторов к профессии в творческих мастерских, организует обмен опытом с коллегами соседних регионов и стран, повышает качество архитектуры, проводя конкурсы, в том числе с международным участием, по значимым объектам и территориям, готовит планировочную документацию для перспективы развития городских и сельских территорий, организует ставший традиционным республиканский фестиваль архитектуры и дизайна и т. д. Это и есть, на наш взгляд, архитектурная политика, которую мы все еще ждем от республики.

Практикующий архитектор, член Союза архитекторов Екатерина Могилева тоже указывает, что «есть неопытные амбициозные специалисты, которые считают, что способны занять новую должность». При этом она отмечает, что «архитекторы, которые могли бы занять ее, имеющие опыт реального проектирования территорий, высокие профессиональные качества и авторитет в городе, союзе архитекторов, профессиональном сообществе, не хотят участвовать в конкурсе на должность, но готовы участвовать в архитектурно-градостроительном совете в качестве экспертов при принятии ответственных решений.

Опасения профессионалов

Правдзинский пока отмалчивается и не называет кандидатов на должность:

- Говорить о конкретных персоналиях рано, так как пока нет зафиксированной позиции по принципиальным вопросам функционирования самой должности. Наиболее привлекательным форматом поиска кандидатур для нас представляется публичный и открытый конкурс, который позволит привлечь лучших специалистов не только из Удмуртии, но и России.

Однако в феврале на круглом столе, посвященном развитию городской среды, со своим видением должности выступила руководитель Центра развития городской среды Марина Нургалиева.

Еще раньше, в ноябре 2019 года, в интервью, опубликованном на сайте Проект Россия, она высказалась в том духе, что главный архитектор УР может и не быть архитектором. На вопрос: «Какие требования следует предъявлять к главным архитекторам субъектов и муниципальных образований?», она ответила:

«Это сложный вопрос, требующий очень деликатной проработки. Поскольку главные архитекторы субъектов — это не архитекторы в классическом понимании и должны обладать целым комплексом необходимых качеств. И не факт, что баланс таких качеств сойдется именно на практикующем архитекторе, прошедшем аттестацию. Есть пример Воронежской области, где главный архитектор имеет юридическое образование и показывает своей деятельностью пример для работы многих регионов. В данном вопросе необходимо отталкиваться от целей и задач, а также ситуации в конкретном регионе или муниципалитете, чтобы определить нужные качества на внутренней комиссии (закон должен предусматривать такую процедуру)».

Не зря профессиональные архитекторы Удмуртии, члены удмуртского регионального отделения Союза архитекторов, опасаются, что главным архитектором республики может стать специалист, не имеющий градостроительной практики.

«Мы пониманием, - говорит Екатерина Могилева, - должность главного архитектора республики будет создана, потому что это поручение правительства России. В нашей конкретной ситуации занижение профессиональной планки и узость поставленных руководством республики перед Главным архитектором задач создаст должность популяризатора безответственных архитектурных решений с минимальным бюджетом, далеких от истинного смысла слов «архитектурно-градостроительная политика».

Она уточняет, что профессиональное сообщество архитекторов Удмуртии, тем не менее, рассчитывает на конструктивный диалог и сотрудничество с офисом будущего главного архитектора. Важно, чтобы одновременно с должностью был сформирован архитектурно-градостроительный совет, куда войдут архитекторы-практики.

«Мы готовы к конструктивному диалогу в решении актуальных городских проблем, готовы сотрудничать в формировании векторов развития города и территорий, готовы развивать и приумножать ценности архитектурно-планировочной структуры города», - подытожила архитектор.

Подпишитесь