Posted 14 ноября 2015,, 09:11

Published 14 ноября 2015,, 09:11

Modified 11 ноября 2022,, 21:34

Updated 11 ноября 2022,, 21:34

Банковский обзор: Дистанционное обслуживание

14 ноября 2015, 09:11
Популярность удаленных сервисов – мобильного и интернет-банкинга – растет в Удмуртии стремительными темпами.

Услуги мобильного и интернет-банка набирают все большую популярность среди жителей Удмуртии, развиваясь стремительными темпами. Банки и их клиенты видят в этом общую выгоду – экономию времени и денег. Комиссия при оплате услуг через удаленные сервисы может вовсе отсутствовать или быть заметно ниже, чем при обычных способах оплаты. Банки же снижают свои издержки на обслуживание.

По данным Сбербанка, с начала года число пользователей сервиса «Сбербанк Онлайн» в Удмуртии выросло на 27% и достигло 308 тысяч. При этом 81 тыс. пользуется мобильным приложением. Через «Сбербанк Онлайн» осуществляется 21,5% всех банковских операций, совершаемых физлицами. Количество клиентов, использующих «Мобильный банк» в качестве информационного сервиса, на территории Удмуртии превышает 1 млн. человек.

В ижевском «Уралсибе» также отмечают высокие темпы роста: «За год количество подключенных к интернет-банку клиентов и объем операций в мобильном и интернет-банке выросли в 2 раза. Сегодня активным пользователем сервиса является каждый третий клиент нашего банка».

Почти двукратный рост регистрирует в 2015 году и ВТБ24. «Объем операций через мобильный и интернет-банк за 9 месяцев составил 7,4 млрд руб.», - комментирует Управляющий ВТБ24 в Удмуртии Екатерина Шумкова. При этом в банке отмечают, что происходит постепенное смещение аудитории в сторону мобильного банка. Если в январе текущего года только через мобильный банк совершали операции 17% клиентов, пользующихся дистанционным обслуживанием, то в октябре – уже 31%. Доля клиентов которые использовали только интернет-банк, сократилась за этот период с 73% до 58%.

Интернет- и мобильный банк, зачастую, бесплатны или предоставяются вместе с пакетом услуг. «Интернет-сервис «Сбербанк Онлайн», а также мобильное приложение «Сбербанк Онлайн», в том числе со встроенным антивирусом для платформы Android, предоставляются бесплатно. При оформлении отдельных продуктов, например кредитных карт, подключение СМС-информирования является обязательным условием, так как является способом информирования клиента о наличии задолженности», - приводит пример Станислав Безруких, начальник отдела «Банк XXI» ПАО Сбербанк.

Дистанционные сервисы постоянно развиваются, предлагая клиентам все больший функционал.

«Банки заинтересованы в развитии дистанционного обслуживания, поскольку это снижает издержки, позволяя предложить клиентам новые выгодные продукты и услуги, которыми можно управлять через интернет. Необходимо также отметить, что клиенты, совершающие операции через дистанционные каналы, существенно экономят на комиссиях. Это особенно актуально в текущей экономической ситуации, когда и банки, и их клиенты заинтересованы в снижении затрат», - комментирует Игорь Мерзлов, заместитель регионального директора Приволжского филиала Росбанка.

«Набор услуг в интернет-банке и мобильном банке для физлиц не отличается от набора услуг в обычном, физическом офисе. В онлайн-доступе для клиентов банка УРАЛСИБ – более чем 11 тысяч федеральных и региональных поставщиков услуг. Это оплата услуг связи, коммунальных и других услуг, переводы, конвертация, открытие вкладов, погашение кредитов, блокировка и разблокировка карты и мн. др.». В то же время открыть вклад в интернет-банке клиент сможет по более высокой ставке, а обменять валюту в онлайн-формате – по более выгодному курсу, отмечают в «Уралсибе».

Наиболее востребованными среди клиентов, по данным опрошенных «Udm-Info» банков, являются такие возможности мобильных и интернет-банков, как оплата услуг и сотовой связи. По оценкам «Росбанка», они занимают 70% всех операций в интернет-банке и мобильном приложении. Также клиенты пользуются удаленными сервисами для оплаты налогов, штрафов и кредитов, переводов между счетами клиента, P2P-переводы (переводы с карты на карту), открытия вкладов, конвертации валют и других операций.

ВТБ24 приводит следующий список самых распространенных операций в мобильном и интернет-банке:

Мобильный банкИнтернет банк1Сотовая связь1Перевод между своими счетами2Перевод между своими счетами2Сотовая связь3Внутренние переводы3Внутренние переводы4Операции со вкладами4Операции со вкладами5Интернет, телевидение, услуги связи5Внешние переводы

«Структура наиболее популярных операций по каналам сопоставима, с той разницей, что в операциях, проводимых с мобильного телефона, наиболее популярной является оплата сотовой связи», - отмечают в ВТБ24.

Что касается удаленного обслуживания юридических лиц то, как отмечает управляющий ВТБ24 в Удмуртии Екатерина Шумкова, это совершенно другой продукт с другими функциями и целевым назначением: «Юридическим лицам необходимо получение выписки, отправка рублевых платежных поручений, в т.ч. платежей в бюджет, работа с зарплатными реестрами. Для клиентов, работающих с зарубежными контрагентами – валютные переводы, конверсионные операции, документы валютного контроля». В ВТБ24 мобильный банк для юрлиц появится в 2016 году. «Интерес от корпоративного сектора к мобильным приложениям возник несколько позже и требования по стабильности и безопасности у корпоративных клиентов намного выше», - комментирует управляющий банком в Удмуртии.

Значительные отличия есть даже внутри корпоративного сегмента. Как поясняет Игорь Мерзлов (Росбанк), заместитель регионального директора Приволжского филиала Росбанка, «малый бизнес, по сути, использует лишь основные возможности системы: это подготовка платежных поручений, просмотр и экспорт выписки, отправка произвольных документов в банк. Лишь незначительная часть клиентов данного сегмента использует функционал валютных переводов, валютного контроля, депозитов и конверсионных операций. Это обусловлено в первую очередь потребностями и характером самого бизнеса данного сегмента».

«Средний и крупный бизнес предъявляет требования к наличию продуктов cash management и cash-pooling, так называемая казначейская система управления бюджетом, позволяющая централизованно управлять денежными потоками предприятий, входящих в один холдинг. Построение холдингов Cash-pooling позволяет осуществлять мониторинг операций дочерних компаний, подтверждать платежи дочерних компаний, а также проводить операции по их счетам, - рассказывает эксперт. - Также стоит отметить, что со стороны крупного бизнеса все более популярной становится идея перехода на технологии «host2host» при документообороте с банком (схема прямого обмена документами между системой клиента и банком, минуя Интернет-Банк). При этом для малого бизнеса также наблюдается тенденция к использованию интеграционных решений с бухгалтерскими системами (1C, Мое дело и т.д.)».

Расширение возможностей удаленного обслуживания ставят сейчас в приоритет большинство банков. «В мобильном банке вектор развития смещается в сторону облегчения проведения операций и использования функций мобильных платформ», - говорит Екатерина Шумкова (ВТБ24). Всё чаще используется определение местоположения клиента для предоставления ему интересных рекламных/маркетинговых предложений, камера мобильного телефона для сканирования квитанций, номеров карт, штрих-кодов и QR-кодов. Сканеры отпечатков пальцев используются для входа в приложения и подтверждения операций. Всё большую популярность набирают бесконтактные платежи при помощи мобильного телефона (NFC). Все эти технологии будут развиваться и в дальнейшем.

В интернет-банкинге, по словам руководителя ВТБ24, все больше развиваются такие востребованные клиентами сервисы, как инструменты анализа своих расходов, создания и достижения своих финансовых целей. «Интернет-банк стремится стать полноценным финансовым помощником клиента. На основе анализа клиентского профиля и поведения клиентам предлагаются специально подобранные под их нужды и потребности банковские продукты в виде персональных предложений, а также предоставляется возможность самим заказать/оформить банковские продукты, будь то кредит, кредитная карта или вклад. Оптимизация операционной деятельности в отделениях банка и приводит к выводу рутинных операций в дистанционные каналы, поэтому приобретает популярность онлайн консультирование клиентов через онлайн-чат».

В планах Росбанка внедрение полноценного мобильного решения для юридических лиц, которое позволит клиенту не только получать информацию по своим счетам, но и создавать, подписывать и направлять в банк все документы с помощью мобильных сенсорных телефонов и планшетов. «Мы считаем, что это крайне перспективное направление и Росбанк сможет благодаря ей занять достойное место среди наиболее технологичных банков, выходящих на рынок с этим функционалом сегодня», - комментирует Игорь Мерзлов (Росбанк).

«Уралсиб» в ближайшей перспективе планирует дополнить функционал интернет-банка такими услугами, как перевод с карты на карту (в том числе по картам любого банка РФ), автоплатеж на телефоны операторов «большой тройки», открытие счетов в рублях и иностранной валюте, отслеживание задолженностей клиента за ЖКХ и штрафов ГИБДД, заказ выпуска/перевыпуска банковской карты подачи заявки на получение кредита и ряд других услуг.

Фото с сайта http://ru.123rf.com

"