Posted 14 ноября 2019, 13:18
Published 14 ноября 2019, 13:18
Modified 17 октября 2022, 14:45
Updated 17 октября 2022, 14:45
Сообщения о так называемых «мобильных мошенничествах» в криминальных сводках встречаются чуть ли не ежедневно. С поразительной регулярностью жертвами мошенников оказываются люди, которых трудно заподозрить в неумении обращаться с мобильными банковскими приложениями. Можно посочувствовать пенсионерке, у которой «служба безопасности банка» выманила код, сняв со счета все сбережения, труднее понять, как на удочки мошенников попадаются, например, люди, занимающиеся предпринимательством.
Вал преступлений
Тем не менее, попадаются и они. В Удмуртии наблюдается настоящий бум «мобильных мошенничеств». Если в июне этого года, по словам замначальника Следственной части СУ МВД по УР Елены Петрушиной, было зафиксировано 65 таких уголовных дел, то в октябре – уже 250. За первые десять дней ноября возбуждено уже 100 уголовных дел, и кажется, что рекорд предыдущего месяца будет легко побит.
Соответственно росту количества преступлений растет и сумма ущерба. С июня по октябрь «мобильные мошенники» выманили у жителей республики в общей сложности 30,546 млн рублей: если в июне сумма ущерба составляла 1,209 млн, то в июле - уже 5,947 млн, а в октябре – почти 10 млн рублей. За первые десять дней ноября ущерб, нанесенный мошенниками, составил 6,5 млн рублей.
Чтобы оперативно расследовать «мобильные мошенничества», Следственному управлению МВД даже пришлось сформировать отделение по расследованию дистанционных мошенничеств и краж с банковских счетов, совершенных с использованием средств информационно-телекоммуникационных технологий.
Не бойтесь разговаривать
Главным способом мошенничества сегодня является «звонок из банка» (как вариант – «из службы безопасности банка»). В этом случае злоумышленники звонят потерпевшим, представляясь сотрудниками банка, и сообщают, что со счета клиента некие мошенники пытаются списать денежные средства.
Чтобы предотвратить перевод, мошенники просят жертву сообщить им реквизиты банковской карты. И, получив доступ к личному кабинету клиента, списывают со счета деньги.
«Если мошенники начинают звонить, не бойтесь, вступайте в разговор. Если вы сомневаетесь, с кем вы общаетесь, спросите имя и фамилию сотрудника, адрес офиса. Потом скажите мошенникам, что вам нужно подумать, и положите трубку. После этого перезвоните в организацию, узнайте, поступал ли от них звонок», - советует управляющий региональным отделением Банка России в Удмуртии Татьяна Жиганшина.
По ее словам, иногда злоумышленники звонят с номеров кредитных организаций, они подстраиваются и часто звонят с номера «900».
«На оборотной стороне вашей карты есть номер банка, положите трубку и позвоните по нему. Никогда не торопитесь с решением, мошенники играют на наших чувствах», - говорит Татьяна Жиганшина.
Изменения портрета
Другой распространенный способ мошенничества – направление СМС-рассылки или писем с сообщением, например, о выигрыше призов, для получения которых необходимо перевести денежные средства на уплату налогов, таможенных пошлин, транспортных расходов и других затрат. Кроме того, часто жулики направляют сообщения с предложением заполнить анкету и получить за это денежные средства.
Это опять-таки дает мошенникам доступ к личному кабинету потерпевшего, по контактным данным которого списываются со счета денежные средства.
Большое распространение получает способ хищения денег при совершении продажи либо покупки через сайты объявлений. По словам Елены Петрушиной, мошенники придумывают все новые способы хищений денежных средств граждан. При этом они являются хорошими психологами, обладают грамотной, хорошо поставленной речью.
Поэтому неудивительно, что люди «покупаются» на уловки мошенников. Причем все – от мала до велика. Условный портрет потерпевшего в последнее время заметно изменился, говорят в МВД. Если раньше от действий мошенников страдали в основном пенсионеры, плохо представляющие себе работу мобильных приложений и карт, то сегодня все чаще потерпевшими становятся молодые люди, которые только начали зарабатывать, у них появились банковские карты и постоянный доход.
«Сейчас создают достаточно много интернет-приложений для переводов денежных средств. Большинство из них не лицензированы и никем не отслеживаются, и раскрыть преступления, связанные с переводом средств через подобные приложения, очень сложно, сроки расследования могут растянуться до 6 месяцев. Потерпевший в надежде ждет, что преступление вот-вот раскроют и вернут ему деньги. Нет! Это целая паутина, как я уже говорила, перевод осуществляется через приложение на несколько счетов или сим-карт, потом опять на другие счета. В схемах перевода можно запутаться и тяжело найти», - говорит замначальника Следственной части СУ МВД по УР Елена Петрушина.
Цыганский «бизнес»
Изменился, впрочем, и условный портрет мобильного мошенника. Если раньше этим видом «бизнеса» промышляли в основном добравшиеся до сотовых телефонов обитатели колоний, то сегодня среди мобильных мошенников особенно много представителей цыганских диаспор.
В октябре этого года в суд было направлено уголовное дело, в котором фигурирует 46 преступных эпизодов. Именно столько человек пострадали от действий мошенницы-цыганки, которая обзванивала жителей Удмуртии, находясь в Челябинской области.
У этой дамы нет никакого экономического образования, однако она успела обмануть граждан на 600 тысяч рублей. Девушка представлялась сотрудницей «Сбербанка» и говорила, что карта клиента заблокирована, так как кто-то пытается совершить покупку в интернете на 5 или 2-3 тысячи рублей, потом просила реквизиты банковской карты.
Другая цыганка из Удмуртии смогла побить рекорд «коллеги», обманув 89 человек.
Таким образом, сегодня типичный портрет мошенника: это либо цыгане, либо мужчины в возрасте от 25 лет, проживающие за пределами Удмуртии.
Не переводите деньги незнакомцам
Процент раскрываемости подобных преступлений очень низкий: из 848 преступлений, которые расследуются с 1 июня, раскрыто только около 150, констатируют в МВД.
Смогут ли правоохранительные органы увеличить процент раскрываемости, вопрос. «Мобильные мошенники» чрезвычайно изобретательны, они в курсе всех технических новинок и поймать их (особенно с поличным) не так-то просто. Сохранность денег на банковском счете, таким образом, полностью остается в сфере ответственности их владельца, которому следует помнить, что, как утверждает управляющая отделением Банка России по Удмуртии Татьяна Жиганшина, представители банка и кредитных организаций никогда не звонят гражданам и не сообщают об операциях по их банковским счетам, не спрашивают о наличии на них денежных средств.
«Поэтому гражданам необходимо быть бдительными при совершении финансовых операций и ни под каким предлогом не переводить деньги незнакомым», - говорит она.