Posted 15 января 2021,, 05:20

Published 15 января 2021,, 05:20

Modified 18 октября 2022,, 05:31

Updated 18 октября 2022,, 05:31

Глава Удмуртии напомнил Владимиру Путину о долге

15 января 2021, 05:20
Впервые с момента назначения в 2017 году глава Удмуртии напомнил президенту страны, что, имея огромный государственный долг, республика отдает в федеральный центр больше, чем из него получает.

Последние попытки властей Удмуртии прямо возражать федеральному центру по поводу перераспределения налоговых поступлений относятся к незапамятным временам, когда у регионов отбирали доходы от НДПИ - самого «вкусного» на тот момент налога на добычу полезных ископаемых. С тех пор ни Александр Волков, ни Александр Соловьев не поднимали в разговорах с Президентом щекотливую тему распределения налоговых поступлений. Только сетовали, такова, мол, «государева воля», противиться не смеем.

Зачетная попытка

Третий по счету Александр во главе региона Президенту тоже прямо на явную наверняка ему известную) несправедливость не указал. Но хотя бы прозрачно намекнул на нее, пытаясь во время встречи, проходившей в режиме онлайн-конференции, обсудить с главой государства проблему увеличения госдолга республики.

Александр Бречалов напомнил президенту, что тот ставил перед ним задачу навести порядок в финансах и бюджете региона, снизив государственный долг, который к весне 2017 года вырос до 49 млрд рублей, что составляло на тот момент почти 100% доходной части бюджета республики.

За время руководства регионом Александра Бречалова госдолг Удмуртии вырос до 64 млрд рублей, чему, по словам главы региона, способствовали «обстоятельства 2020 года»:

«Объем поступивших налоговых и неналоговых платежей в консолидированный бюджет Удмуртии составил всего 61 миллиард рублей, что на 10 миллиардов рублей меньше».

Удмуртия при этом ежегодно отчисляет в федеральный бюджет все больше и больше, давно являясь регионом-донором. Это словосочетание не прозвучало, но явно подразумевалось Александром Бречаловым, сообщившим Владимиру Путину, что за девять месяцев 2020 года республика перечислила в федеральный бюджет около 85 млрд рублей.

«Всего за 2020 год мы прогнозируем объем поступивших средств в федеральный бюджет 143 миллиарда», - напомнил Владимиру Путину Александр Бречалов.

Судя по стенограмме встречи, опубликованной на официальном сайте президента, на проблему увеличившегося госдолга и тяжелого финансового положения Удмуртии президент никак не отреагировал. По крайней мере, в открытой для публики части беседы (если закрытая вообще была).

Надо отдать должное смелости Александра Бречалова - он хотя бы попытался намекнуть главе государства на проблему распределения налоговых поступлений. В лучшем для Александра Бречалова случае прозрачный намек был понят и принят к сведению, в худшем - был расценен как покушение на святое. Известно же, что разговоры губернаторов о перераспределении налоговых поступлений федеральным центром, как пишут иной раз в церквях, «не благословляются». Как именно аукнется аукнется ли) Александру Бречалову этот демарш, скоро узнаем, но смелая попытка главе Удмуртии в любом случае зачтется.

Важный тренд

Политолог Павел Заболотских отмечает, что глава Удмуртии ставит вопрос о наполняемости региональных бюджетов вслед за частью других региональных руководителей.

«Это важный тренд. И связан он с резким сокращением ресурсной базы в регионах. То есть денег перестало хватать даже на самое необходимое. А дорогие общероссийские стройки, геополитические расходы, бездумные списания долгов вызывают все большее непонимание даже среди назначенных губернаторов новой волны. И этот протест, пока немногочисленный, может стать серьезным испытанием для политической системы на предстоящих выборах в Государственную Думу и в период так называемого трансферта власти. Регионы пока терпят, но, как показала вчерашняя встреча, уже из последних сил. И в ближайшее время мы можем увидеть акции протеста в значительном числе регионов, помощь в организации которых будет оказывать региональная власть. Пока такие прецеденты были лишь в Ингушетии, Северной Осетии и Хабаровском крае. Но опыт Хабаровска показал сил и ресурсов для силового разгона такого рода выступлений уже нет. А значит, голос регионов будет звучать все громче», - заявил Udm-Info Павел Заболотских.

Эксперт отмечает и разнобой в подходах. Накануне онлайн-аудиенции Александр Бречалов и депутат Госдумы от Удмуртии Андрей Исаев высказали принципиально разные позиции по решению проблемы большого госдолга республики.

«Для Исаева возможность помочь республике это включить ее в список отстающих регионов и выделить дополнительные деньги из бюджета страны. Только почему раньше не было желания помочь с выделением средств и где были все эти бравые депутаты (Исаев, Бузилов, Загребин) последние 4,5 года непонятно», - удивляется Павел Заболотских.

Онлайн-встреча главы Удмуртии и Президента страны оставила у эксперта «тягостное ощущение».

«Вопросы, которые должны были быть подняты в рамках Года села, даже не были озвучены, благодарность медикам Удмуртии на последнем месте в спиче про коронавирус. Реакция Президента была ожидаемой Путину откровенно скучно. Также обращает на себя внимание разнобой в вопросах, которые задает Президент, и отчет главы республики. В фокусе внимания Путина COVID, жилищное строительство, строительство дорог, инфляция, безработица, развитие оборонных предприятий республики. Бречалов больше рассказывает про экспорт товаров сельхозназначения и помощь Минздрава в подготовке ко второй волне», - заявил Павел Заболотских Udm-Info.

"