Posted 16 января 2020,, 11:28

Published 16 января 2020,, 11:28

Modified 17 октября 2022,, 14:31

Updated 17 октября 2022,, 14:31

Под колокольный звон: в Ижевске «хоронили» местное самоуправление

16 января 2020, 11:28
Внесение изменений в устав столицы Удмуртии на публичных слушаниях называли то «необходимой мерой», то «похоронами местного самоуправления».

«Спасибо» законодателям

Публичные слушания о внесении изменений в устав Ижевска по воле организаторов начались с демонстрируемых с экрана церковных обрядов и сопровождавшего их колокольного звона. Не хватало только заупокойной, которая многим показалась бы вполне уместной: поправки в устав столицы с трибуны называли «хоронящими местное самоуправление».

Называли отнюдь не все. Сторонники и противники внесения поправок разделились поровну, что в зале, что в списке на очередность выступлений. Сказать дали всем, и этот разгул демократии мог бы свидетельствовать о наличии в столице Удмуртии натурального самоуправления, если бы не одно (из множества) «но». Слушания носили рекомендательный характер, никакого решения не принималось и не оформлялось: послушали друг друга и разошлись. За что отдельное «спасибо» надо сказать федеральным законодателям: если раньше общественные слушания завершались неким вердиктом по итогам голосования, то теперь никакого голосования не предусматривается.

Голосовать за внесение изменений в устав будут депутаты гордумы Ижевска, формально и внесшие эти поправки на рассмотрение. Но далеко не все они почтили своим присутствием слушания, давая понять, что в советах не нуждаются. Да и сторонники внесения изменений говорили о них как о деле неизбежном, если требуют их не только желающие знать своих депутатов горожане, но и прокуратура.

Законная полумера

Основная часть выступлений касалась тех поправок, что предусматривают изменение численности депутатов гордумы (сокращение с 42 до 35) и соотношения избираемых в одномандатных округах и по партийным спискам. Последних сегодня в гордуме половина, а предполагается 10 из 35.

За увеличение количества избираемых в округах депутатов, как «наиболее близких избирателям», высказывались едва ли не все. Причем даже те, кто несколько лет назад твердо высказывался за «усиление партийной составляющей в представительных органах местного самоуправления». Предваряя выступления, некоторые извинялись перед избранными по партийным спискам депутатами: мол, вы нам дороги, но истина дороже, вас должно стать меньше.

Это «резко снизит шанс на избрание для тех, у кого нет 5 млн рублей для избрания в одномандатном округе», возражал лидер фракции коммунистов Госсовета Удмуртии Алексей Конорюков, и «превратит представительный орган в послушный придаток партии большинства и администрации города».

«Поправки в устав назвали «похоронами местного самоуправления», но давайте вспомним, сколько депутатов было в гордуме Ижевска в период «расцвета местного самоуправления» - 30. Все они избирались в одномандатных округах, ни о какой партийной составляющей речи не шло. По сути, мы возвращаемся к этой системе, хотя соотношение 25 на 10 – это, конечно, полумера.

Рано или поздно город, активные жители которого так много говорят о местном самоуправлении, придет к тому, что все депутаты будут снова выбираться в одномандатных округах. Пусть депутатов будет меньше, но система должна быть такой, чтобы депутатом можно было стать, только реально поработав в округе, пройдя избирательную кампанию, а не получив партийный мандат «по наследству» от выбывшего коллеги», - считает политтехнолог Константин Труфанов.

Колебания тренда

Сокращение количества депутатов сторонники внесения поправок в устав называли «следованием общефедеральному тренду» и приводили в пример соседние города (Казань, Уфу, Екатеринбург и др.), в которых количество депутатов в представительном органе близко к минимальному для городов с численностью населения больше 500 тыс. человек.

Но, как назло, «федеральный тренд» изменился как раз в день слушаний – президент Владимир Путин предложил внести поправки в Конституцию, в том числе расширяющие полномочия представительных органов. Но вовремя уловить колебания партийной линии в Ижевске успели далеко не все участники слушаний, а успевшая это сделать депутат Фания Федорова напомнила, что «Конституция еще не изменена», новый «федеральный тренд» не закреплен, так что и говорить не о чем.

100? 200? Кто больше?

Звучали и предложения не сократить, а напротив – увеличить количество депутатов. Инициатор создания общественного движения по защите местного самоуправления «За Ижевск!» Сергей Щукин напомнил, что до 1990 года в горсовете Ижевска было 200 депутатов, плюс по 50 депутатов было в каждом из пяти городских районов.

Он предложил разработать «проект совсем других поправок», предусмотрев «увеличение численности депутатов городской думы Ижевска до 100 человек (75 одномандатников, 25 – по партийным спискам)».

«Вы внесли на утверждение гордумы поправки в Устав, которые ослабят представительный орган власти, но и вас, как главу города, они не укрепят», - обратился к главе Ижевска Олегу Бекмеметьеву Сергей Щукин, объяснив, что «сильный глава может опираться на избирателей и депутатов – своих сторонников в думе».

«Избирателей у вас нет, вас назначили депутаты. Но ваши поправки в Устав – это вотум недоверия им, тем, кто за вас голосовал, вы ж им не доверяете даже согласование назначения начальника управления муниципальной милиции. Почему после этого депутаты должны доверять вам?» - сказал Сергей Щукин.

По его словам, «мы обсуждаем вопрос о «последнем гвозде», который собираются «вбить в крышку гроба» местного самоуправления Ижевска».

«Не надо этого делать», - заявил он.

Что поправки в устав Ижевска – «последний гвоздь» в крышку гроба местного самоуправления, не согласен политтехнолог Константин Труфанов.

«Предложения сделать 100 или даже 200 депутатов в гордуме – часть политического балагана несистемной оппозиции. Почему-то эти люди молчали, когда еще при экс-главе Соловьеве сократили численность депутатов Госсовета с 90 до 60. Никто о наступлении на демократию тогда не говорил».

По его словам, не так важно, сколько их, сколько эффективность их работы.

«Если у города не будет полномочий, а главное, финансов для реализации этих полномочий, то нет никакой разницы, сколько депутатов будет в гордуме.

В этом смысле то, что происходит в последние 10-15 лет, это действительно «похороны местного самоуправления». Существующая налоговая система подразумевает, что Ижевску достаются только 3% собранных на его территории налогов», - считает он.

Где они были раньше?

Обсуждение никто не прекращал даже после призывов, желавших высказаться было не остановить, и сидящему в президиуме главе Ижевска Олегу Бекмеметьеву пришлось услышать еще массу неприятного в связи с попыткой забрать у гордумы право согласовывать кандидатов в заместители главы города, глав районных администраций и начальника муниципальной милиции.

Начальник правового управления администрации Ижевска Олег Кузин заявил, что на этот счет имеется требование прокуратуры Октябрьского района, которая, ссылаясь на действующую судебную практику, считает «необходимым признание утратившими силу норм устава города Ижевска, предусматривающих полномочия городской думы по согласованию возможности заключения трудовых договоров с лицами для назначения их на должности».

Кроме того, существует и судебная практика: Верховный суд УР в августе вынес решение по заявлению главы Малопургинского района, который также счел незаконным согласование назначений своих заместителей с представительным органом. Суд посчитал, что согласовывать назначения глава действительно не должен, и это решение суда уже вступило в законную силу.

Дело, однако, не только в требованиях прокуратуры. Осенью 2019 года своим заместителем глава Ижевска пытался сделать некую Динару Алпашаеву, на тот момент руководителя секретариата первого вице-премьера Александра Свинина. 31-летнюю Алпашаеву, которую, как уверял Олег Бекмеметьев, он «знает достаточно давно», предлагалось наделить функциями первого заместителя главы

«Функционал, связанный с управлением имуществом и земельными ресурсами, а также экономикой и развитием инвестиций города, включая стратегическое планирование, будет закреплен за новым заместителем», - заявил он.

Однако депутаты гордумы отказались рассматривать кандидатуру секретаря вице-премьера на должность замглавы Ижевска. Этот демарш народных избранников и связывали с намерением отобрать у них право согласования кандидатур на должности в администрации.

По информации источника «Udm-Info», близкого к руководству городской администрации, сегодня речь о возможном назначении Алпашаевой замглавы города не идет, она уже где-то трудоустроена. Что же касается самой инициативы забрать у думы право согласования кандидатур, то, по словам источника, позиция прокуратуры вызвала удивление и в администрации. «Где же, спрашивается, они были раньше, когда заместителей главы традиционно согласовывали с думой? Ведь законодательство в этой части не поменялось».

Очищение огнем

Два часа публичных слушаний превратились для сидевших в президиуме главы Ижевска и председателя гордумы в нечто вроде обязательного, но крайне неприятного очистительного обряда – огнем критики и несанкционированными криками «Позор!» Когда все закончилось, Олег Бекмеметьев и его тезка Гарин наверняка мысленно поблагодарили федеральных законодателей за то, что никаких голосований на общественных слушаниях теперь не предусмотрено. Иначе провести изменения в устав через слушания было бы чрезвычайно трудно.

Теперь дело за малым – провести изменения в устав Ижевска через гордуму, но, учитывая партийную принадлежность большинства депутатов и высказанное кем-то из выступавших мнение, что «поправки выгодны только «Единой России», препятствий не предвидится. После чего процесс окончательного встраивания когда-то отделенного местного самоуправления можно будет считать завершенным.

"