Posted 16 августа 2019, 06:09
Published 16 августа 2019, 06:09
Modified 17 октября 2022, 14:49
Updated 17 октября 2022, 14:49
Больше десяти лет чиновники пытаются решить проблему с ижевскими остановками. Если сложить обещания администрации, то новые павильоны должны были появиться в каждом уголке города примерно дважды. «Udm-Info» проследило, как менялись подходы и сколько всего наобещали ижевчанам.
Плановый снос
Навести порядок с остановками власти решили в середине нулевых. В 2007-м городская администрация – в то время ее возглавлял Александр Ушаков – утвердила «План развития объектов торговли в легких конструкциях на территории Ижевска». Документ предлагал снести больше 100 остановок с ларьками и модернизировать еще 140.
Распоряжение Ушакова не понравилось антимонопольщикам и после арбитражных споров борьбу с «ларечниками» приходилось то отменять, то откладывать. В итоге летом 2009-го администрация заморозила снос киосков до 1 января 2011-го. Всерьез за наследие 90-х взялся уже другой сити-менеджер.
«Это позор для Ижевска»
Ларьки, а вместе с ними и навесы, на остановках начали сносить в 2011 году. Мэрию раздражала нелегальная торговля алкоголем и уродливый вид киосков. В ответ звучали упреки, что чиновники рубят бизнес под корень.
«То, что сейчас творится на наших остановках, особенно в центре города, я считаю позором Ижевска. Мы будем наводить порядок», - писал глава администрации Денис Агашин в своем блоге.
По словам сити-менеджера, предприниматели уговаривали дать им время, чтобы отмыть ларьки от грязи и привести их в пристойный вид. «Прошло три года и ровным счетом ничего не изменилось», - сетовал Агашин весной 2014-го.
К тому времени город активно избавлялся от ларьков в центральном районе. Малый бизнес в ответ вывешивал на остановках баннеры с обвинениями городских чиновников в произволе. Мэрия, в свою очередь, продолжала отказывать коммерсантам в продлении аренды, а затем через суд требовала снести торговые киоски.
Принципиальность Агашина в этом вопросе открыто поддерживало и МВД республики. Круглосуточная торговля алкоголем по соседству с региональным главком очевидно злила полицию и стражи порядка усилили борьбу с ночными нарушениями «сухого» закона.
В канун 2014 года администрации озвучила наполеоновские планы об установке в городе 500 новых остановок. Приступить к масштабной работе планировалось после определения единой концепции остановочных комплексов.
Впрочем, денег на такой энтузиазм в городском бюджете явно не хватало. Власти еле успевали возводить новые остановки на месте снесенных, и жителям иногда приходилось ждать транспорт под открытым небом.
К следующему году планы администрации стали более реалистичными – в 2015-м планировалось установить 20 остановок в едином стиле. Один такой комплекс обходился бюджету в 400 тысяч рублей, вариант попроще стоил 250 тысяч.
В то время власти обсуждали варианты и подороже, в частности, с подогревом сидений, но идею свернули за нецелесообразностью. Чиновники переживали за хулиганов: если сломать такое сиденье, можно крепко пострадать, да и бюджету лишнее электричество влетит в копеечку. Вандалы такую заботу так и не оценили.
Повандалили на миллион
В 2017-м столицу Удмуртии накрыла новая волна вандализма – неизвестные били по ночам стеклянные остановки. По оценкам «Горсервиса», за неделю хулиганы разбивали по 50 каленых стекол, замена которых обходилась в сотни тысяч рублей.
Чтобы сэкономить на ремонте, коммунальщики заколачивали дыры фанерой – за эстетику администрация Тюрина беспокоилась заметно меньше своих предшественников.
Позже чиновникам пришла идея поставить в Ижевске антивандальные павильоны: никакого стекла и изысков – только металл, который максимум можно изрисовать. Цена такой неуязвимой остановки колебалась в пределах 300 тысяч, в администрации рассудили, что вандалы обходятся дешевле.
Врио главы республики Александр Бречалов в то время поручил мэрии изучить опыт других городов и разработать дорожную карту по модернизации остановок. Как и тремя годами ранее, власти снова сели за разработку концепции, а к обсуждению вернулись лишь через год.
«Одна компания готова инвестировать 40 млн рублей в течение года в строительство 100 остановок и в дальнейшем регулярно обслуживать их», - радостно отчитывался в соцсетях директор Корпорации развития Удмуртии Константин Сунцов в июле 2018 года.
Другая компания, по словам Сунцова, была готова обслуживать из своего кармана 200 остановок. Взамен инвесторы просили позволить им распоряжаться рекламными площадями.
«Для граждан – 300 новых и чистых остановок, для предпринимателей – новый рынок, для города – ежегодная экономия на 17 млн. Win-Win-Win», - не скрывал своего оптимизма гендиректор Корпорации развития.
Сотня умных
Через месяц инвестиционные предложения стали еще привлекательнее. В августе 2018-го мэр Ижевска Олег Бекмеметьев рассказал о планах построить в городе 100 «умных» остановок с видеонаблюдением, обогревом, мультимедийным таблом, вай-фаем и освещением.
Минимальные инвестиции оценивались в 70 млн рублей, а срок окупаемости - в 10-15 лет. Отбивать вложенные средства бизнесмены планировали на рекламе.
Пересчитав внимательнее затраты и потенциальные доходы, инвесторы осознали, что в Ижевске им не удастся выйти даже «в ноль». Проект к концу года свернули, а городские власти начали спешно искать другие возможности отремонтировать остановки. На ремонт 41 комплекса требовалось 19 миллионов.
В апреле этого года Бречалов потребовал перейти от слов к делу. Причем к уголовному. В утреннем радиоэфире глава республики публично раскритиковал содержание и ремонт остановок. По его словам, теперь необходимо не только исправлять ситуацию, но и возбуждать уголовные дела на ответственных лиц.
Не дождавшись новых предложений, власти решили действовать за свой счет. В июне этого года мэр Бекмеметьев объявил о пилотном проекте современных остановочных комплексов. Вместо инвесторской сотни «умных» остановок, город потянул лишь 7 новых павильонов. К середине сентября они появятся вдоль Пушкинской: на центральной площади, Кирова, у филармонии и администрации Ижевска. Бюджет заплатит за них порядка 5,6 млн рублей – по 800 тысяч за штуку.
При этом старые комплексы после демонтажа перевезут подальше от центра – «донашивать» остановки за Пушкинской будут в Ленинском и Устиновском районах.
Имидж вместо благоустройства
Пока же худо-бедно вопрос с остановками получается решать только в центре, но и здесь остается закономерный вопрос. Для чего городу менять относительно пригодные остановки из своего кармана, если комплексы в центре – то немногое, что действительно интересует инвесторов? Глупо ожидать, что бизнес заинтересуется рекламными площадями на остановках в промзонах и посреди спальных хрущёвок. А нет рекламы – нет инвестиций, других способов отбить затраты чиновники предложить не в силах.
Сегодня в городе около 700 остановок, но лишь треть из них имеет хоть какой-нибудь навес. А если подсчитать, сколько из таких комплексов находятся в аварийном состоянии, то 7 декоративных остановок напротив мэрии и дома правительства – это обычная история про имидж, причем за наш счет.