Posted 16 ноября 2021, 13:17

Published 16 ноября 2021, 13:17

Modified 18 октября 2022, 05:44

Updated 18 октября 2022, 05:44

Забота или равнодушие: как в Удмуртии работают дома престарелых?

Забота или равнодушие: как в Удмуртии работают дома престарелых?

16 ноября 2021, 13:17
Фото: Медиахолдинг1Mi.
В Удмуртии функционируют более двадцати специальных учреждений для одиноких престарелых граждан — их финансирует государство. Кроме того, открыты десятки частных пансионатов для пожилых людей. Редакция Udm-info сделала обзор этих учреждений, изучила отзывы и цены.

Этический вопрос

Согласно опросу «Левада-Центра»*, 53% россиян считают, что ухаживать за пожилыми людьми должны родственники. 34% населения возлагает ответственность за пенсионеров на службы социального обеспечения и другие госучреждения. 6% считают, что оказывать помощь должны некоммерческие организации, 3% — частные организации или наёмные работники. При этом ответы напрямую зависят от потребительского статуса. Большая часть обеспеченных респондентов (86%) считают, что забота о престарелых лежит на плечах близких, малообеспеченные респонденты, напротив, готовы возложить ответственность на государство — 54%.

Практика показывает, что чаще в спецдомах проживают одинокие пожилые люди или пенсионеры, которым из-за болезни требуется постоянный медицинский уход. В таком случае стоит внимательнее отнестись к выбору учреждения. Если дом престарелых хорошо функционирует, старики там живут в комфорте, знакомятся и даже женятся. А есть учреждения, где медперсонал не уделяет должного внимания старикам, их плохо кормят и обижают.

Чисто, красиво и смертельно опасно

Несколько десятков частных спецдомов для пожилых людей функционируют в Удмуртии, большая часть из них — в Ижевске. Один из них — пансионат «Лесной хутор», расположенный в Липовой роще в Ленинском районе города. Пансионат представляет собой двухэтажный коттедж с большой приусадебной территорией. На фотографиях все выглядит прекрасно — чисто, красиво, современно. Кажется, что это идеальное место для жизни. Но картинка, мягко говоря, не соответствует реальности.

Редакции стало известно о смерти пожилой женщины в пансионате. Пенсионерке со всеми признаками сердечной недостаточности (хрипы и затруднённое дыхание) более суток не вызывали скорую. По мнению родственников, сотрудники учреждения посчитали, что женщина заболела ковидом. Они пытались убедить семью в том, что лечить это опасное заболевание нужно в пансионате. Но есть ли у учреждения необходимая медицинская лицензии? Неизвестно. Женщина умерла спустя сутки, не дождавшись медпомощи.

Семья погибшей отказывается давать комментарии до вынесения соответствующих решений компетентными органами, так как руководство пансионата грозилось подать в суд на родственников за клевету.

Стоит отметить, что пребывание в этом пансионате обходится в 50 тысяч рублей в месяц.

Другие отзывы также свидетельствуют, что не все в пансионате «красиво».

«С виду приятно и красиво! Но никому не рекомендую! Привезли маму ходячую, а увезли лежачую. Непонятно, вызывали ли скорую при поднятии высокого давления? Какая была оказана помощь? Нехватка медперсонала», — пишет Назия Благодатских.

Переплюнуть «Лесной хутор» удалось сети пансионатов «Золотая осень», о которых также есть негативные отзывы, пугающие истории… Согласно информации из интернета, стоимость суточного размещения в пансионате составляет 1 тыс. рублей.

«Это оказалось ужасом. Мама находилась в пансионате на ул. Джамбула, 89. Нас к ней не пускали, говорили, из-за карантина. Она была ходячая. Случился инсульт, и они вызвали скорую. Увезли её в стационар. Там всё и всплыло. На теле не было живого места — чесотка. Её не мыли и уход был минимальный. Откуда бы чесотке взяться в наше время? Все тело в свежих ссадинах и очень худая стала за 3,5 месяца. Все это зафиксировали в приёмной покое в карте. Когда звонила и спрашивала, как она там, говорили, что все хорошо», — сетует Альфия Шутова.

Ее отзыв дополняют и другие родственники.

«Наш дед временно находился в пансионате „Золотая осень“ на ул. Джамбула, 89. Через три месяца мы его забрали. На его теле не было чистого места — весь был покрыт язвами. Отвезли в больницу, оказалось, что у него чесотка. Два с половиной месяца лечили его дома. За время проживания там дедушка очень похудел, торчат рёбра. В пансионат нас практически не пускали, говорили, что у них карантин. А когда им звонили, каждый раз говорили, что у дедушки все хорошо. Администратор пансионата просто отвратительная — после того как деда забрали, бабушка звонила ей два раза. Вопросов у бабушки было очень много, вплоть до того, почему дед вернулся домой с чужими вещами. Когда спросили про чесотку, администратор стала все отрицать, а после предложила денег за возмещение лечения от чесотки. Боимся представить, что могло случиться, если бы мы его не забрали», — негодует Виктор.

«Пансионат «Золотая осень», расположенный на ул. Курортной, 2, привлек к себе внимание своей рекламой. Обещали заботу и уход за тяжелобольными деменцией и инсультом, болезнями Паркинсона и Альцгеймера. В нашей семье старческой деменцией последний год страдал папа. Когда возникла необходимость на месяц поселить папу в пансионат, вспомнили про "Золотую осень". Предварительное знакомство оставило благоприятное впечатление.

Между тем, при посещении пансионата в дальнейшем выяснилось, что за отцом не ухаживали, еду (если ее вообще можно так назвать) оставляли на столе, если к ней никто не притрагивался, просто уносили. Памперсы не меняли, при каждом посещении он был мокрый, в палате было холодно, в результате чего он простудился. В выходные дни маму к отцу не пустили, в грубой форме указав на дверь, мол, нечего так часто приходить. А ведь ей тоже уже восьмой десяток, и она хотела просто помочь персоналу поменять памперсы, подмыть отца, покормить пирогами. Так и не повидавшись с мужем, мама вынуждена была уехать домой, где от переживаний у нее поднялось давление. О том, что у папы поднялась температура, нам сообщили по телефону лишь на четвертый день, видимо, полагая, что смогут скрыть данный факт, пытаясь снизить ее парацетамолом. В итоге папа умер, не прожив в пансионате и 10 дней. Обещанные уход и забота остались лишь на бумаге.

Но остались вопросы у нас: Как заведение, принимающее пожилых людей, не имеет медицинской лицензии и ни одного врача в штате? Куда пропали личные вещи нашего папы? Почему руководство пансионата не посчитало нужным извиниться перед нами за свой непрофессионализм и равнодушие? , — вопрошает Эдуард Ильин. — Столкнувшись с безответственностью и халатностью сотрудников пансионата, считаем необходимым обратиться за правовой оценкой ситуации в вышестоящие организации, министерство социальной политики, прокуратуру и суд».

«Грубость персонала, постоянное вымогание подгузников и лекарств, которые не факт, что доходили до бабушки. И я бы, честно говоря, написала на них заявление в прокуратуру, но бабушка умерла. Единственное, что я могу сказать, — бог им судья», - пишет пользователь Akastiya Ray.

Цена проживания в частных домах престарелых варьируется от 600 рублей до 3 тыс. рублей за сутки. Но даже наивысшая стоимость не гарантирует первоклассный уход.

Бесплатно — значит плохо?

Три года назад районные дома-интернаты для престарелых объединили в один республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов. Слились «Алнашский дом-интернат для престарелых и инвалидов», «Воткинский психоневрологический интернат», «Глазовский психоневрологический интернат», «Ижевский дом-интернат для престарелых и инвалидов», «Нагорный психоневрологический интернат», «Пижильский психоневрологический интернат», «Сарапульский психоневрологический интернат», «Синтекский психоневрологический интернат», «Якшур-Бодьинский психоневрологический интернат».

Наибольшее количество коек-мест в ижевском интернате, расположенном в поселке Машиностроителей, 76. Об этом учреждении также имеются неоднозначные отзывы.

«Я проживаю в этом учреждении уже 12 лет, но такого хамства со стороны охраны я ещё не видел. Охрана таскает продукты со столовой у инвалидов. Когда видишь, что они несут сумки с едой, и делаешь замечание, то они внаглую посылают. А когда говоришь врачу, то она ещё за них заступается», — писал на одном из сайтов три года назад Сергей Юнусов.

Тем не менее, родственники постояльцев отмечают, что с приходом нового руководства в учреждении произошли положительные перемены.

«С приходом нового директора Руденко Ларисы Владимировны жизнь проживающих в доме-интернате ежедневно меняется. Обслуживающий персонал поменялся практически полностью. Очень сплоченный коллектив. Пришли молодые, инициативные специалисты. Много проводится мероприятий, практически времени свободного у проживающих нет, а это значит, что им некогда хандрить. Люди с огромным удовольствием занимаются творчеством. Есть свои поэты, свои чемпионы, свои артисты. Но проблем ещё хватает. Необходима помощь волонтёров, а также благотворительная помощь», — считает Александр Телицын.

Стоит отметить, что бюджетные места в республиканский интернат ограничены, родственники могут написать заявление о постановке в очередь. Кроме того, поступление на стационарное социальное обслуживание в учреждение возможно на платной основе, без очереди.

* Левада-центр включен в реестр иностранных агентов.

Подпишитесь