Вынос сора из «Удмуртавтодора»

Аналитика
Вынос сора из «Удмуртавтодора»
Вынос сора из «Удмуртавтодора»
17 февраля, 18:10Фото: удмурт-автодор.рф
Один из дорожных «флагманов» Удмуртии - АО «Удмуртавтодор» - скорее всего, уйдет с молотка. Власти республики хотят выручить от его продажи 2-2,2 млрд рублей, но получится ли?

Обещанного три года ждут

Идее объединения активов двух флагманов дорожной отрасли Удмуртии - АО «Удмуртавтодор» и АО ДП «Ижевское» - с последующей продажей части акций объединенной компании, уже три года. Еще в декабре 2017-го Александр Бречалов, только-только избранный главой региона, заявил, что акционирование двух предприятий связано с привлечением денег в регион. Суммарная стоимость активов двух предприятий составляла на тот момент, по оценкам главы Удмуртии, 3 млрд рублей. Деньги от продажи активов Александр Бречалов пообещал направить в том числе на ремонт непроезжих участков дорог.

Несколько позже глава региона в разговоре с тогдашним вице-премьером правительства страны Аркадием Дворковичем уточнил, что от продажи акций объединенного дорожного актива на ремонт непроезжих дорог пойдут 1,6 млрд рублей. По словам Александра Бречалова, власти республики намеревались сначала слить предприятия в одно, а продать 75% акций объединенного актива - как раз за 3 млрд рублей (в такую сумму оценил стоимость 3/4 акций на тот момент не объединенного предприятия ВЭБ-Капитал).

Тогда же Александр Бречалов заявил, что процедура слияния активов уже запущена. А тогдашний первый вице-премьер Александр Свинин, позже отбывший работать торгпредом в Сингапур, уточнял, что 75% акций будут продавать только «профильному» инвестору, отсекая тех, кто собирается покупать предприятия ради «распила» имущественного комплекса.

Последнее заявление также относится к 2018 году. В следующем, 2019 году, объединение дорожных активов комментировал уже не первый вице-премьер, а премьер республиканского правительства Ярослав Семенов. Он затруднился назвать конкретную стоимость так и в итоге пока и не появившегося объединенного актива.

«Нас устраивает цена от 3 млрд руб. и выше. У нас масса дорог в жутком состоянии — 4,5 млрд руб. необходимо на их реконструкцию», - заявил он в августе 2019 года.

В конце прошлого года в ходе пресс-конференции к теме дорожных активов вновь вернулся глава республики. Александр Бречалов подтвердил, что власти все-таки намерены выручить 2-2,2 млрд рублей, но на этот раз речь шла о продаже одного из дорожных предприятий, а не части акций объединенного актива.

«Нам нужны деньги на модернизацию компании и на год дорог. Я хочу привлечь 1 млрд рублей в наши деревни и села, а это через такие инструменты делается», - объяснил Александр Бречалов.

Уйдет с молотка

К решительным действиям власти региона перешли в феврале этого года - «Региональный центр закупок Удмуртии», как уполномоченный орган, объявил тендер на определение рыночной стоимости принадлежащего государству АО «Удмуртавтодор». Согласно документации, будет оцениваться рыночная стоимость 3 183 599 обыкновенных акций АО «Удмуртавтодор», 100% которых находятся сегодня в собственности регионального правительства.

Между тем, по данным информационной системы СПАРК-Интерфакс, один из факторов риска при работе с АО «Удмуртавтодор» - значительный рост исков к компании в последнее время.

И действительно, два январских иска к АО «Удмуртавтодор» попали в пятерку крупнейших арбитражных дел Удмуртии по итогам января. Истцы - ООО «Русская нерудная компания» и ООО «Трейд Групп» в сумме требуют у принадлежащего региону акционерного общества больше 101 млн рублей.

По официальным данным, чистая прибыль АО «Удмуртавтодор» в 2019 году составила 247 тыс. рублей. В 2020 году доходы от основной деятельности компании составили 3,405 тыс. рублей - не так уж и много для компании, от возможной продажи которой хотят выручить 2-2,2 млрд. Да и эти официальные цифры и показатели у многих вызывают сомнения. Буквально через несколько дней после объявления тендера на определение рыночной стоимости акций предприятия на change.org появилась петиция, автор которой требует «проведения полноценной проверки деятельности государственных дорожных предприятий» Удмуртии за 2017-2020 годы. Проверять дорожные предприятия предлагается «на предмет наличия коррупционной составляющей, фактов растрат, нецелевого использования денежных средств, искажения данных бухгалтерского учета, а также действий руководства, ведущих к преднамеренному банкротству предприятия».

По мнению автора петиции, которую на 17 февраля подписали 110 человек, «за 4 года команда Бречалова довела ранее прибыльные предприятия до банкротства многомиллиардной задолженности, колоссальных убытков».

Если «беспредел», как называет его автор петиции, на АО «Удмуртавтодор» и АО «ДП «Ижевское» «будет продолжаться в том же духе, то скоро предприятия уйдут с молотка за бесценок, а 4500 человек останутся без работы».

Где проверки?

«За все это время на предприятиях не проводилось ни одной серьезной проверки контролирующими органами», - сообщает автор петиции. И если это так, то все основания для проведения такой проверки имеются, поскольку речь идет о государственной собственности.

Не все так благополучно у АО «Удмуртавтодор», как об этом свидетельствует официальный сайт компании, и с исполнением контрактов, по крайней мере в прошлом году. В информационной системе Интерфакс-Маркер содержится информация о 41 контракте, по которому предприятие выступало в качестве поставщика, основным заказчиком предприятия являлось казенное учреждение «Управтодор» (14 контрактов), второй по значимости заказчик - муниципальное предприятие Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства», остальные контракты - с муниципальными районами республики и предприятиями.

При этом все без исключения контракты заключались без снижения в размере 0-2%, в 37 случаях АО «Удмуртавтодор» выступало в качестве единственного участника торгов. В 12 случаях контракт с АО «Удмуртавтодор» был завершен после срока (44ФЗ), шесть раз контракты пришлось расторгать по соглашению сторон, еще в пяти случаях торги сопровождались жалобами в ФАС.

Что касается заранее расторгнутых контрактов, то наиболее крупным стал контракт с «Управтодором» ремонт региональных и межмуниципальных дорог общего пользования в Балезинском, Глазовском, Дебесском и Кезском районах стоимостью 191,668 млн рублей, всего же расторгнутых договоров с «Управтодором» - четыре.

По одному из контрактов - с ФКУ УПРДОР «Прикамье» - АО «Удмуртавтодор» и вовсе пришлось выплачивать штрафы и неустойки. Контракт на 119,638 млн руб. (ремонт подъездов к Ижевску и Перми на автодороге М-7 «Волга») был расторгнут по соглашению сторон в ноябре прошлого года. За ненадлежащее исполнение обязательств АО «Удмуртавтодор» оштрафовали на 100 тыс. рублей и еще на 123,370 тыс. рублей - за просрочку исполнения обязательств.

Так или иначе, вопросы (а порой и не очень приятные) есть ко всем контрактам 2020 года, в которых поставщиком выступало АО «Удмуртавтодор». Предприятие, которое, по всей видимости, и намерены продать власти республики ради денег на ремонт дорог. Вопрос теперь в том, насколько будет соответствовать рыночная стоимость предприятия, которую определят после тендера, реальному положению дел в АО «Удмуртавтодор», не всегда справляющемся с выполнением обязательств. Тем более что новому собственнику акционерного общества (если таковой найдется и будет готов платить столько, сколько хотят власти республики), никто не гарантирует - ни выгодных заказов от государственных и муниципальных структур, ни сохранения на рынке того положения, которое у одного из дорожных «флагманов» есть сегодня.

Сюжеты:
Эксклюзив
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter