Posted 17 марта 2020,, 03:23

Published 17 марта 2020,, 03:23

Modified 17 октября 2022,, 14:51

Updated 17 октября 2022,, 14:51

Черная пятница генерала Прасолова

17 марта 2020, 03:23
Кому в руководстве Удмуртии понадобилась отставка спикера Госсовета республики?

Я устал, я ухожу

Это всего лишь совпадение, но в последний раз спикера Госсовета Удмуртии почти насильно отстраняли от должности ровно 7 лет назад. В апреле 2013 года под нажимом президента республики Александра Волкова и фракции «Единая Россия» уходил с поста будущий глава республики Александр Соловьев.

Вместо него спикером был избран Владимир Невоструев, руководивший парламентом в «эпоху перемен», когда главы республики менялись один за другим. В должности председателя Госсовета он отправлял в сенат Александра Волкова, аплодировал на инаугурации Александра Соловьева и приветствовал на удмуртской земле Александра Бречалова.

Не исключено, что Владимир Невоструев станет этаким запасным спикером на все случаи политической жизни. Эксперты полагают, что именно ему предстоит возглавить Госсовет после «добровольной» отставки Алексея Прасолова, которая произойдет на ближайшей сессии республиканского парламента. Не может не произойти, что сам Алексей Прасолов и подтвердил, вышло почти что по-ельцински: я устал, я ухожу.

Пора на отдых

Более того, по словам Алексея Прасолова, это он сам стал инициатором собственного ухода с поста спикера. Комментируя это решение, он заявил, что после долгих размышлений обратился к главе республики.

«Он поддержал мою просьбу уйти в отставку. С этим предложением я выйду к депутатам Госсовета», - пообещал Алексей Прасолов.

Свою отставку он объяснил усталостью и тем, что «забыл, когда по-настоящему отдыхал», а также необходимостью отгулять шесть неиспользованных отпусков.

«Надо когда-то сказать себе, что хватит и пора на отдых», - заявил он.

Почему сделать это нужно было именно сейчас, сразу после одобрения Госсоветом поправок в Конституцию и накануне всенародного голосования по ним, спикер пояснять не стал. Да в этом и не было необходимости. О том, что между Алексеем Прасоловым и Александром Бречаловым имеется некий конфликт, говорили с середины 2018 года. Но это были именно разговоры: ни природы этого конфликта, ни причин, ни даже его следствий никто объяснить не мог.

Не сошлись характерами

Природа этого конфликта явно не была политической, 69-летний Прасолов действующему главе Удмуртии точно не конкурент. Судя по комментариям источников, знакомых с ситуацией, это был межличностный конфликт, из тех, что укладываются в емкую формулировку «не сошлись характерами».

«Они абсолютно разные, несовместимые между собой люди. Александр Бречалов до какого-то момента мирился со, скажем так, некоторыми странностями в поведении и действиях Алексея Прасолова, недовольство им копилось, но что стало причиной обострения отношений именно сейчас, доподлинно не известно», - сообщил Udm-Info на условиях анонимности источник, хорошо знакомый с ситуацией.

Пусть так, в силу возраста и разных взглядов на жизнь общего между спикером и главой было только армейское прошлое и членство в «Единой России». Но довести взаимное раздражение до почти открытого конфликта – это нужно очень постараться, причем обеим его сторонам.

Предъявили обвинение

Чем они какое-то время и занимались. Спикер продавливал через Госсовет «закон о сыне», получая в ответ временное отстранение этого сына (бизнес-омбудсмена) от должности. Прасолова-младшего, (по данным информационной системы СПАРК-Интерфакс, работая уполномоченным по правам предпринимателей, он владел ООО «Тамал»), с 2014 по 2018 годы при официальной зарплате в 170 тыс. руб. заработавшего 109 млн руб., в итоге признали чистым в коррупционном отношении и на должность вернули, но второго акта ждать оставалось недолго.

В конце февраля с подачи спикера в повестку сессии был включен скандальный доклад Государственного контрольного комитета с данными о многочисленных нарушениях бюджетного законодательства органами исполнительной власти региона, суммарно потянувших на 2,3 млрд рублей.

Доклад был воспринят главой Удмуртии как «вполне сформулированное обвинение», причем «обвинение в мой (Бречалова – ред.) адрес, в адрес правоохранительных органов».

«Если где-то в чем-то подтверждаются цифры, то это серьезный предмет не только для разговоров, но и для решений, в том числе в отношении меня. Если в обратную сторону и доклад будет признан необъективным, то Госсовет должен будет принять соответствующие решения», - заявил Александр Бречалов, принимая вызов.

Мы к вам, и вот по какому делу…

В ситуации «пан или пропал» расторопнее оказался глава Удмуртии. По информации источника, знакомого с ситуацией, события развивались следующим образом. После состоявшейся 12 марта сессии Александр Бречалов собрал членов президиума Госсовета и поставил вопрос об отставке спикера. Под «черной меткой» - коллективным обращением к спикеру, была поставлена 21 подпись, среди них были и подписи членов президиума республиканского парламента.

На следующий день, в пятницу, 13-го, к спикеру заявились парламентеры, которые якобы и вынудили Прасолова написать заявление «по собственному». Какие именно были приведены аргументы, в точности не известно, но спикер был вынужден согласиться на почетную отставку.

«Для Алексея Прасолова это обращение стало полной неожиданностью и настоящим ударом, поскольку обращение подписали и достаточно близкие ему люди, на которых он опирался и кого считал членами своей команды», - заявил Udm-Info хорошо информированный источник.

Малопочтенная миссия

Ставившие подписи под обращением к спикеру никак ситуацию не комментируют, и скорее всего не будут этого делать. Признание того, что такое обращение было, разрушит миф о «добровольной отставке» и вынудит назвать фамилии подписавшихся. А те вряд ли будут от этого в восторге: миссия им досталась малопочтенная – просить об отставке того, чьим мудрым решениям они еще вчера бурно аплодировали.

Кто-то из подписавшихся наверняка ставил подпись, того вовсе не желая. Но как говорят в одной соседней стране, гуртом и батьку бить легче – для усиления эффекта инициаторам обращения понадобились подписи трети депутатского корпуса. Теперь этой трети уже не придется вставать, видя спикера, как того пытался требовать генерал Прасолов, но придется жать ему руки на сессиях. Сложить депутатские полномочия уходящий спикер не захотел.

Кто следующий?

Ему теперь не будет дела до конфликтов, а вот членам президиума Госсовета придется жить в ситуации, описанной еще в Библии: «умри сегодня ты, а завтра я». Не в прямом, конечно, смысле, а в политическом: сегодня глава Удмуртии «не сошелся характерами» с Прасоловым, и где гарантия, что сойдется с теми, кто остался?

Главу Удмуртии в этой ситуации понять как раз можно, он из тех, кто не будет терпеть чем-то не понравившегося ему человека, не важно, кто он – спикер, депутат, министр или не приглянувшийся клерк проектного офиса. Кажется, он и команду формирует исключительно из тех, кто безоговорочно признает его лидерство и авторитет, у прочих шансов почти нет.

Как нет их и у тех, кому выпало оказаться по другую сторону политических баррикад. После официальной отставки спикера наблюдатели прогнозируют «зачистку», первым кандидатом «на вылет» они считают председателя ГКК при Госсовете Бориса Сарнаева, автора скандального доклада.

В этой должности руководству Удмуртии нужен не экс-прокурор, вытаскивающий на свет многочисленные нарушения бюджетного законодательства. А тот, кто, обнаружив таковые, будет шептать заклинания типа «Удмуртия заряжает!» и наглухо молчать про то, что видел и слышал. В противном случае он будет признан покусившимся на высокий авторитет руководства Удмуртии, что автоматически повлечет за собой исключение из команды.

Снова Невоструев

Что же касается спикера, то опрошенные Udm-Info эксперты видят в этой должности Владимира Невоструева. Которому не привыкать занимать еще теплое кресло спикера Госсовета и обживаться в знакомом кабинете. Единственное, что всерьез настораживает – как бы его руководство Госсоветом не пришлось на очередную «эпоху перемен» с меняющимися, словно в калейдоскопе, главами Удмуртии.

"