Posted 17 октября 2018,, 06:09

Published 17 октября 2018,, 06:09

Modified 17 октября 2022,, 14:31

Updated 17 октября 2022,, 14:31

Малый бизнес: грезы властей и реальность

17 октября 2018, 06:09
О программах поддержки малого и среднего предпринимательства в России мы слышим чуть ли не ежедневно в течение многих лет.

Тем не менее, на этот сектор приходится всего около 22% ВВП, а опросы ВЦИОМ показывают, что 63% предпринимателей в текущем году заметили ухудшение положения их бизнеса, а 23% и вовсе заявили, что им придется свернуть свое дело.

В чем причина недовольства российского малого бизнеса, и почему при всей кажущейся поддержке со стороны государства сектор МСП продолжает стагнировать, решили выяснить «Новые Известия».

Грезы власти и реальность экономики

В актуальных «майских указах» Владимира Путина и докладах Минэкономразвития четко сказано о том, что малое и среднее предпринимательство необходимо развивать:

  1. К 2024 году в сфере МСП должно быть занято 25 млн. человек вместо нынешних 19,3 млн. (по данным Минэкономразвития на май 2018 года).
  2. Доля МСП в экспорте должна дойти до 10%.
  3. Доля МСП в экономике должна вырасти с 22,3% аж до 40%.

Планы, конечно, наполеоновские. Но вот, например, Счетная палата усомнилась в том, что они достижимы. Аудиторов смущает то, что меры поддержки МСП в 2014-2017 годах не принесли желаемого результата, а в Стратегии развития МСП до 2030 предусматривается увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике на 1 процентный пункт в год. То есть, если будем продолжать такими же темпами, то к 2024 году придем к доле где-то в 28%-29%, но явно не к 40%.

Счетная палата, безусловно, имеет основания справедливо сомневаться, но одно можно сказать точно: раз Путин обозначил приоритеты, значит, российские чиновники в направлении развития малого и среднего предпринимательства работать будут. Так уж у нас принято. Меры, по традиции, примут. Другой вопрос – что это будут за меры, и не стоит ли малым предпринимателям опасаться того, что принцип «не навреди» окажется здесь не во главе угла? Или же, наоборот, малым предпринимателям теперь будут открыты все двери и будет оказываться всесторонняя поддержка?

Некоторые эксперты полагают, что сейчас самое подходящее время для того, чтобы реализовать свои мечты и стать самостоятельным предпринимателем. Например, бывший управляющий директор Национального рейтингового агентства (НРА) Павел Самиев отмечает:

Количество и доступность тех программ поддержки малого и среднего бизнеса, которые сейчас работают, в том числе и финансовая поддержка, различные программы рефинансирования кредитов, выдачи поручительств и гарантий под кредиты для малого бизнеса, в том числе субсидирование ставки и субсидирование части выделяемых средств на стартапы, на новый бизнес, конечно, сейчас существенно выше, чем было несколько лет назад. Прогресс здесь очевиден. В этом смысле есть позитивная динамика, и для открытия бизнеса время достаточно удачное.

Впрочем, поддержка МСП началась не вчера, и о том самом времени, подходящем для бизнеса, говорят давно.

А помнишь, как все начиналось...

Правительство озаботилось вопросом поддержки МСП еще в далеком 1996 году по той причине, что запал «делать бизнес», характерный для самого начала 90-х, иссяк, почти все уже поделили, и рост числа малых предприятий остановился. В 1995 году их стало больше только на 1%. Надежды о выходе России на мировой уровень по доле МСП в экономике, оказались тщетны. Тогда разработали и приняли национальную программу поддержки МСП, основной Закон «О государственной поддержке МСП», в то же время был образован специальный Государственный Комитет развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. В дополнение к этому Федеральный фонд поддержки МСП был преобразован в независимое учреждение, ответственное за обеспечение финансовой поддержки программ МСП, а в конце 1995 года была введена упрощенная система налогообложения и подачи данных о доходах для части сектора малого и среднего предпринимательства.

Так что начало поддержки отрасли было положено неплохое. Только дальше формальных документов и программ, к сожалению, как-то не пошло. Крупные предприятия переживали взлеты и падения, а вот сектор малого и среднего бизнеса законсервировался, и до сих пор все никак не хочет расти должными темпами: по оценке Росстата, в 2004 году на долю МСП приходилось 12,7% ВВП, а теперь - 21%. Динамика далека от желаемой: в Китае, например, на сектор МСП приходится 70% ВВП.

За что боролись, и что получили

Сейчас российское правительство пытается изо всех сил продемонстрировать поддержку и заботу о малом и среднем бизнесе: обязало госкомпании и бюджетные организации проводить часть закупок у представителей МСП, создали комфортные налоговые режимы, предоставляют льготные кредиты, проводят программы обучения предпринимателей... Звучит оптимистично. Но посмотрим на результаты всех этих потуг.

  1. Формальное дробление крупных предприятий вместо создания новых независимых предприятий.
  2. Льготные кредиты составили только 3% от всего объема выданных МСП в 2017 году кредитов.
  3. Объем поддержки МСП по линии Минэкономразвития по различным программам к 2019 году будет сокращен до 5,02 млрд рублей с 21,5 млрд, которые были в 2014 году.
  4. По программе льготного кредитования с говорящим названием «6,5%» бизнес получал кредиты на самом деле в среднем под 9,6-10,6%.
  5. Основной продукт Корпорации МСП сейчас – это сервис по бесплатному созданию сайтов, при том, что на рынке уже существуют хорошо зарекомендовавшие себя бесплатные сервисы.

Как видим, «побочки» у этих мер поддержки оказалось не меньше, чем полезного эффекта - как у лекарств, не прошедших клинических исследований. Обязательство проводить часть госзакупок у представителей МСП привело к тому, что крупные компании создали фиктивные малые предприятия и продолжили работать через них. Почему так произошло?

«Когда у нас говорят о поддержке малого и среднего бизнеса, подразумевают, в первую очередь, поддержку именно малого бизнеса. Переход из категории малого в категорию среднего бизнеса крайне болезненный: предприниматель сразу же лишается ряда налоговых и надзорных поблажек», - объясняет Председатель Комитета Торгово-промышленной палаты Москвы по развитию инвестиционной среды для бизнеса Анна Вовк.

К тому же создание комфортных условий для малого бизнеса без стимулов роста формирует предпосылки к отсутствию контроля за важными объектами. Печальной иллюстрацией к такой ситуации является пожар в «Зимней вишне», который произошел именно поэтому: весь торговый центр был разбит на массу кусков с множеством владельцев и арендаторов, которые относились к малым предпринимателям. А многие нормы контроля не распространяются на малых предпринимателей. Поэтому средний бизнес в России почти отсутствует как класс. В нашей стране выгоднее оставаться маленьким, «не отсвечивать» и не развиваться.

Но даже готовым «не отсвечивать» приходится совсем не сладко. Малый и средний бизнес постоянно сталкивается с массой проблем. Предприниматель Дмитрий Потапенко акцентирует внимание на неформальных отношениях между бизнесом и чиновниками: «Чтобы что-то получить в Корпорации МСП, нужно быть там своим парнем. Ну и на собственное существование там тратят немало. Получается классическая схема распила государственных денег: себе и своим».

На первый взгляд-то все хорошо: при участии Минэкономразвития было создано около 700 различных центров, фондов и других организаций. Есть региональные центры инжиниринга (РЦИ), кластерного развития (ЦКР), поддержки предпринимательства (ЦПП), поддержки экспорта (ЦПЭ) и много других. Только толку от них мало. Выделенных государством денег катастрофически не хватает, они заканчиваются уже спустя пару месяцев после начала года.

А все эти многочисленные центры ориентированы, по мнению экспертов, на оказание, по сути, ненужных услуг: подавляющее большинство подобных структур нацелено на производственные предприятия, которых в секторе МСП не более 10%. А все потому, что у чиновников стоит задача оказать как можно больше услуг, независимо от их качества. В итоге меры поддержки часто дублируются. Помочь составить тот же бизнес-план готовы все, кому не лень. Но бизнесу от этого легче не становится и больше реальной поддержки предприниматели не ощущают.

«Правительство не понимает природу малого бизнеса и поэтому то, о чем говорит правительство – какие-то кредиты малому бизнесу, какие-то попытки заставить сети покупать продукцию малого бизнеса, разговоры об участии малого бизнеса в закупках госкорпораций – это то, что не нужно в принципе» - считает cтарший научный сотрудник Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара Сергей Жаворонков.

Солидарна с ним и Анна Вовк: «Масса различных бизнес-планов не поможет предпринимателю получить кредит в банке, который интересуют, в первую очередь, залог и финансовое положение предприятия».

А вот Антон Оника из «Опоры России», генеральный директор компании, производящей системы пожаротушения, столкнулся с другими проблемами: субсидии, как выяснилось, могут предоставляться на оборудование, но не на оснастку. «У нас 30% стоимости этого оборудования составляет оснастка. Станок стоит полтора миллиона, из них полмиллиона стоит оснастка, она достаточно дорогостоящая, но оснастка в этот перечень не входит. То есть мы могли рассчитывать на поддержку только на сам станок, который стоит миллион рублей», - жалуется бизнесмен. Но все равно получить поддержку не вышло: купить оборудование необходимо в период с января по сентябрь. Но обычно в начале года никто ничего не закупает, потому что денег нет, прибыль не заработали. Обычно все под конец года, объясняет эксперт.

Надежды на сельское хозяйство тщетны

Что еще, кроме дешевых денег, может помочь? Может быть, предпринимателям просто стоит обратить внимание на другие отрасли? Например, все чаще раздаются голоса надежды в адрес сельского хозяйства. Вот и в Госдуме уже обсуждают законопроект, который должен помочь аграриям, представляющим малый бизнес: в будущем на землях сельхозназначения можно будет построить жилой дом. То есть наконец-то можно будет жить на своей земле, на которой и работаешь. Николай Харитонов, глава Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока заявил, что «если человек переехал из города в деревню и хочет заниматься хозяйством, то именно там он и должен постоянно жить. Причем официально, не боясь, что его жилище признают незаконным. Заниматься сельским хозяйством вахтовым методом невозможно».

Раз уж с промпроизводством не сложилось, то, может быть, действительно рвануть куда-нибудь в деревню подальше от мегаполиса, и заняться сельским хозяйством? Тем более мы уже усвоили, что и хамон теперь у нас свой, и пармезан. И опять-таки, какая-никакая господдержка имеется: аграрии и вовсе могут взять кредиты под 5% годовых.

Теоретически все это возможно. Но, по оценке IPT Group, одобрение на льготный кредит получают только 15-18% заявок. Кому-то просто денег не хватило, а кому-то банк не доверяет. Банки, переживая о своем финансовом благополучии и соблюдении нормативов (а то ведь ЦБ может и лицензию отобрать), предпочитают работать с крупными агрохолдингами, которые уж наверняка вернут кредит. Такая же история и с инвесткредитами: Минсельхоз одобряет финансирование крупных и влиятельных организаций. А крестьянские и фермерские хозяйства остаются за бортом. По оценке Центра агропродовольственной политики, 1,2% сельхозорганизациям достается 41% всех субсидий.

Подтверждают это и эксперты:

«Что касается агробизнеса, которому якобы можно взять кредит под 5% - это нереальная история. Где вы возьмете кредит на таких условиях? В Россельхозбанке? Не возьмете, потому что физическое лицо под имущество еще может как-то получить, а когда ты приходишь с бизнес-планом юридического лица, там эта мелочь не интересна. Банки не злодеи, они не хотят брать на себя риски», - говорит Сергей Жаворонков.

Как справляются за рубежом и почему не получается у нас

В развитых странах как-то справились и довели долю МСП до 50-60% в экономике. В итоге что Европа, что США могут быстро подстраиваться под изменчивый мир и не боятся погрузиться в пучину кризиса на длительный срок. Например, и в Германии, и в США применяются, по сути, практически одни и те же инструменты поддержки малого и среднего бизнеса. Это субсидии, госгарантии для получения кредитов, юридическая и управленческая поддержка. Главное отличие в том, что там не распыляют силы на сотни бесполезных проектов, которые сами по себе съедают значительные суммы денег. В России же, как отмечают аудиторы Счетной палаты, с 2014 по середину 2017 года из федерального бюджета подконтрольным регионам было выделено на поддержку МСП 34,4 млрд рублей, а в бюджетной отчетности регионов отмечено использование только 9,3 млрд рублей. Краснодарский край так и вовсе отличился тем, что полученные на пополнение фонда микрофинансирования субсидии размещал на банковских депозитах. В 2014 году таким способом было размещено 92,4% субсидий, а в 2016-м – 41,8%. Малый и средний бизнес чиновников не интересует, у них свой «бизнес» - на нецелевом использовании выделенных средств. В Германии в рамках Центральной инновационной программы для МСБ одобряется 70% заявок, а средний объем поддержки на один проект – 128 тыс. евро, это почти 10 млн рублей! Куда уж тут нашей программе «Умник», в рамках которой можно получить 500 тыс. руб. на двухлетние научно-исследовательские работы с массой ограничений и условий вроде необходимости прохождения преакселерационной программы на одном из аккредитованных предприятий. Даже звучит запутанно и угрожающе, а уж прохождение всех условий - и вовсе непростое занятие, считают эксперты.

«Малый бизнес, и особенно те, кто только начинает стартапы, предприниматели, у которых не было такого опыта, до сих пор продолжают жаловаться на ряд бюрократических препятствий, сложностей и не очень понятную процедуру старта, оформление многих документов, особенно в части подачи документов на различные госпрограммы», -поясняет Павел Самиев.

Выходит, что вся поддержка малого и среднего бизнеса у нас остается на бумаге.

Зато в «бумажной гонке» красивых отчетов мы впереди планеты всей! Более 700 центров и масса различных программ на 147 млн жителей – это нужно постараться! Если и это не помогает, то что же еще нужно?

«А вот что действительно влияет на малый бизнес, так это увеличение налогов, появление новых неналоговых сборов вроде курортного сбора и рост существующих, массовая и необоснованная блокировка банковских счетов, увеличение объема отчетности и прочее. Здесь все должно быть наоборот: низкие налоги, упрощение отчетности и, конечно же, ситуация с банковскими кредитами. Бизнесу нужны дешевые деньги!» - объясняет Анна Вовк.

«Восемьдесят процентов малого бизнеса – это торговля и услуги. Наше правительство, когда вводило освобождение от налогов для новых предприятий, все это не касалось торговли. В представлении чиновников, торговля – это что-то такое постыдное, отвратительное. Малый производитель непосредственно связан с малой торговлей. Он не интересен торговой сети. Он продает свой товар в малые торговые форматы. От погрома торговли страдают малые производители, которым некуда сбывать свой товар. То, что малый бизнес займется нанотехнологиями, бананотехнологиями – выдумки! Он нигде в мире этим не занимается и не будет заниматься» - резюмирует Сергей Жаворонков.

Более того, у нас игнорируются востребованные отрасли. Например, Антон Оника отмечает, что в Московской области невозможно получить поддержку при развитии бизнеса по мусоропереработке.

Хотя мусоропереработка – один из основных и самых проблемных аспектов в Московской области. Полигоны позакрывали, все возят в соседние регионы, а они не особо рады, уточнил эксперт.

Увы, но, как видим, пока что все эти и другие чаяния сектора малого и среднего бизнеса остаются без ответа. А процесс попытки оказания поддержки МСБ, к сожалению, для чиновников намного важнее результата и реального оказания этой самой поддержки.

"