Posted 18 июня 2020,, 07:18

Published 18 июня 2020,, 07:18

Modified 18 октября 2022,, 05:16

Updated 18 октября 2022,, 05:16

Хоккейная «Ижсталь» ставит на Сочи

18 июня 2020, 07:18
В ХК «Ижсталь» идет полномасштабная перестройка: сменились исполнительный директор, главный тренер, появился новый клуб-партнер, представляющий элиту отечественного хоккея.

Межсезонье в хоккее — пора суетливая. Банальная, казалось бы, фраза, но именно она и точна. В столице Удмуртии уже привыкли к тому, что каждое межсезонье команда меняется до неузнаваемости.

Очередная перестройка идет полным ходом: у команды сменились исполнительный директор, главный тренер, появился новый клуб-партнер, представляющий элиту отечественного хоккея. Еще наполовину поменяется состав игроков, но это дело житейское.

Что сможет новая метла?

Назначение на пост исполнительного директора «Ижстали» Евгения Лойфермана болельщики восприняли с плохо скрываемым энтузиазмом: «Ну, наконец-то!» Чего в этом «наконец-то» было больше — удовлетворения от ухода Константина Билана или радости от назначения на высокий пост коренного «ижсталевца», сразу и не ответишь. Второго, наверное, все-таки больше.

И не в биографии дело. Билана недолюбливали не за то, что не «ижсталевец», а за то, что он делал на своем посту. Или, точнее, не делал, что привело к двум провальным с точки зрения результата сезонам. Скомканная подготовка, формирование состава в последний момент по принципу «слепила из того, что было — и так сойдет» — фирменный «почерк» хоккейной «Ижстали» эпохи Билана. Наконец, подписание партнерского соглашения с омским «Авангардом». Сильный, как поначалу казалось, ход на поверку оказался пшиком.

Но все это в прошлом. Как страшный сон. Теперь-то заживем?

По словам Лойфермана, «Ижсталь» планирует развиваться эволюционным путем. «Шаг за шагом, поэтапно хочется наладить хоккейную вертикаль от школы хоккея до команды мастеров, чтобы в будущем в „Ижстали“ играли преимущественно наши воспитанники», — подчеркивает директор «стальных ежей», а по совместительству — глава Федерации хоккея Удмуртской Республики.

Легким этот процесс не бывает. Но судя по первым шагам, новое руководство понимает цели и задачи команды весьма отчетливо. Не было бы проблем с финансированием, а ждать и терпеть мы уже научились.

Тем временем требование к минимальному размеру клубного бюджета в ВХЛ выросло до 120 миллионов рублей на сезон, вместо прежних 100 миллионов. Впрочем, министр спорта УР Александр Варшавский заверил болельщиков, что поводов для беспокойства нет и сезон 2020/21 «Ижсталь» проведет в ВХЛ, деньги на сезон будут выделены из бюджета. Поиск партнеров и спонсоров со стороны клуба не прекращается, но пока никакой конкретики нет.

Старый знакомый

Не только нам, никому на свете не дано предугадать, как наше слово отзовется. В конце марта Евгений Лойферман, рассуждая о будущем клуба, предположил, что партнером ижевчан может стать любой клуб КХЛ. Ну, почти любой, за исключением финского «Йокерита», китайского «Куньлуня» и омского «Авангарда». Шансов не отозваться у его слов практически не было — массой слухов в болельщицкой среде. Умами болельщиков завладевали то одна версия, то другая.

Но так, наверное, и должно быть, иначе какое же это межсезонье — без слухов и прогнозов? Примерно, как свадьба без застолья — так не принято. Сначала в пару к металлургам настойчиво сватали нижнекамский «Нефтехимик»: «у Михалыча (Лойфермана, — прим. ред.) там связи». Потом новосибирскую «Сибирь». Поводом стало интервью генерального директора «сибиряков» Кирилла Фастовского, в котором он обмолвился о хорошем варианте с новым партнером из ВХЛ. А вдруг он говорил про «Ижсталь»?

В клубе тем временем молчали. Часто серьезные дела творятся в тишине. Но сохранять тишину при современном развитии средств массовой информации практически невозможно: рано или поздно случится «утечка». О том, что новым главным тренером «металлургов» станет Константин Полозов, стало известно еще в конце апреля, новость о партнерстве с ХК «Сочи» появилась накануне Дня Победы.

В стане «металлургов», однако, не торопились раскрывать карты до последней недели мая. Может быть, перестраховывались, может быть, была другая причина. Да это сейчас и не принципиально.

По словам Лойфермана, изначально на пост главного тренера «Ижстали» рассматривалось больше тридцати кандидатов — солидный конкурс, даже если предположить, что Евгений Михайлович по-ноздревски оговорился (но это вряд ли). Выбор был сделан в пользу 54-летнего Константина Полозова. Есть в этом выборе ирония спортивной судьбы: пять лет назад возглавляемый им «Торос» одолел в финале Братины разинскую «Ижсталь».

В квалификации Полозова сомневаться не приходится — слабые тренеры кубки не выигрывают по определению. Но можно и с другой стороны зайти. Ни до, ни после Полозов ничего не выигрывал. Опыт работы в ВХЛ у него весьма скромный — всего полтора сезона с «Торосом». И еще один момент. Коренной уфимец Полозов — человек очень «домашний». Вся его игровая карьера прошла в Уфе, а как тренер за пределами Башкирии он никогда никого не тренировал. Ижевск, конечно, не Владивосток, но вопрос адаптации тоже очень важен.

Вопреки предположениям Полозов не стал окружать себя «проверенными» людьми, с которыми он в Уфе или Нефтекамске полпуда соли съел. Помогать ему будут знакомые всем ижевским болельщикам лица: Игорь Кропотин, Алексей Митрошин и неожиданно для всех вернувшийся в структуру клуба Владимир Маслов. Какого результата они добьются, в значительной степени зависит от нынешнего клуба-побратима ижевчан — ХК «Сочи».

Союз «ежа» и «леопарда»

— Хоккейный клуб «Сочи» зарекомендовал себя амбициозной командой, способной бороться за самые высокие места, — прокомментировал подписание соглашения Александр Варшавский. — «Ижстали» сейчас нужен именно такой крепкий и надежный партнер.

За всю историю партнерских отношений между клубами КХЛ и ВХЛ «Ижсталь» успела посотрудничать с нижнекамским «Нефтехимиком», ярославским «Локомотивом» и московским «Спартаком». Все было неплохо, кроме результатов. Пятое место с конца турнирной таблицы было пределом, а о плей-офф никто и не заикался.

Самым крепким и надежным получился союз с череповецкой «Северсталью». За шесть лет сотрудничества в «Ижстали» получили «обкатку» 67 хоккеистов из Череповца. А «Северсталь», в свою очередь, напомнила Ижевску, что есть жизнь после «регулярки». Два раза подряд «Ижсталь» доходила до финала плей-офф ВХЛ. Главный секрет успеха — невыполнившая задачу попадания в плей-офф КХЛ «Северсталь» продлевала сезон нескольким своим игрокам, откомандировав их в столицу Удмуртии. Плюс командный дух, беспримерное мужество и много-много везения — что там еще говорят в подобных ситуациях?

Что было дальше, мы помним: «перезагрузка», потом у команды, которая быстрее всех лезла в гору, началось падение. Так Алиса летела в кроличью нору, не понимая, что происходит.

Зачем весной прошлого года нужно было прекращать отношения с «Северсталью» ради контракта с омскими «ястребами» — до сих пор загадка. Вполне возможно, у Константина Билана было свое видение ситуации. Правда, это видение нуждалось в расшифровке, а пресс-конференции с Биланом ответов на многочисленные вопросы не давали. В результате случилось то, что случилось. «Северсталь» уже второй сезон сотрудничает с пермским «Молотом-Прикамье», хотя об Ижевске не забывает — прошла информация, что череповчане планируют летом провести предсезонный сбор в Чекериле. А у нас с вами теперь все внимание на Сочи. Город, который ассоциируется с поговоркой про прикуп, а с хоккеем — меньше всего. Здесь и зимы-то не бывает — какой хоккей? Выбор кажется не самым очевидным. Смущает даже не столько инфраструктура «леопардов», сколько географическая пропасть между городами: новоявленных партнеров будет разделять расстояние в 1756 километров, это почти в два раза больше, чем между Ижевском и Балашихой, где по факту свил «гнездо» прошлый партнер «металлургов». Но если клубы подружатся, о расстоянии будут вспоминать реже всего. Это «если» сейчас очень важно.

Когда легендарного капитана «Ижстали» Александра Смагина попросили прокомментировать ситуацию в его родном клубе, он усмехнулся и дипломатично ответил: «Жизнь покажет». Не поспоришь. Сочи — темные ночи. Что там впереди — ни черта не видно. Во всяком случае, пока.

"