Posted 18 августа 2021,, 04:59
Published 18 августа 2021,, 04:59
Modified 18 октября 2022,, 06:03
Updated 18 октября 2022,, 06:03
Мы объясним, что делать при обнаруженной ошибке в квитанции ЖКХ. А также ответим на следующие вопросы: Почему может возникнуть ошибка? Что делать, если УК отказывает в перерасчете? Как обезопасить себя от ошибок в квитанциях ЖКХ?
Ошибка в расчетах может произойти по нескольким причинам. Например, в программе вычислений мог произойти сбой. В таком случае стоит обратиться в управляющую компанию. В следующем месяце вам сделают перерасчет.
Нередки случаи, когда неправильный расчет связан с мошенничеством обслуживающей организации, которая составляет начисления и платежные документы.
Чтобы разобраться в начислениях, нужно понимать, за какие услуги вы платите. В платежке ЖКХ могут быть включены следующие услуги: содержание и ремонт общего имущества, водоснабжение, электричество, отопление, вывоз мусора, вывоз снега, консьерж и т. д. За каждую услугу устанавливается тариф. Например, вы платите 25,15 рубля за квадратный метр за содержание и ремонт общего имущества МКД. Эту сумму нужно умножить на площадь квартиры. За другие услуги также установлены свои тарифы – в каждом регионе они свои.
Если сумма в квитанции значительно превышает стоимость услуг за предыдущие месяцы, если платежный документ содержит явные ошибки, то жильцам необходимо обратиться в управляющую компанию. Если же УК необоснованно откажет в перерасчете, то жильцы могут обратиться в контрольно-надзорные органы, прокуратуру и суд.
Если у вас неправильная квитанция ЖКХ, то в первую очередь нужно обратиться в управляющую компанию. Но прежде стоит внимательно изучить все данные.
В управляющую компанию можно позвонить или прийти лично (телефоны и адреса указаны в платежном документе).
Если вы сами ошиблись в передаче данных со счетчиков, то в следующем месяце вам произведут перерасчет.
Согласно статье 157 ЖК РФ, УК, которая допустила ошибку при расчетах, обязана вернуть удержанные деньги и выплатить штраф - половину от завышенной стоимости. Эти деньги не переводятся на личные счета жильцов, их используют в счет последующих месяцев.
Если вы пришли в офис УК с платежкой и составили заявление на перерасчет, то вам должны сделать перерасчет. Таким образом, в следующем месяце вы заплатите меньше, чем обычно.
Но если «управляйка» отказывает в перерасчете, то вы вправе обратиться в контрольно-надзорные органы (жилищная инспекция, прокуратура, суд).
Кстати, если вы недовольны качеством обслуживания (УК допустила аварию в доме, отопление не соответствует нормам, газ отключили на долгое время), то вы также можете направить заявления в вышестоящие инстанции.
В первую очередь жильцы МКД могут обратиться в жилищную инспекцию. Жалобу можно подать через портал Госуслуг или лично. В Удмуртии этот государственный орган находится в Ижевске на улице Максима Горького, 73. Регистрируют обращение в течение недели, ответ дают в течение месяца после регистрации.
Также жалобу можно подать в Роспотребнадзор (в Ижевске находится на улице Ленина, 106). По результатам рассмотрения обращения принимается решение о проведении проверки. Если нарушения были выявлены, то на «управляйку» накладываются штрафы.
Если вам отказали в УК, в Роспотребнадзоре, в жилищной инспекции, то вы вправе обратиться в прокуратуру своего района.
Прокуратура организует проверку после обращения. Если нарушения будут обнаружены, то обслуживающей организации направят предписание об устранении нарушений закона.
УК в обязательном порядке должна исполнить требования прокуратуры. В противном случае административное дело будет передано в суд, что чревато наложением больших штрафов.
Направить жалобу в прокуратуру вы можете во время личного посещения или по почте заказным письмом.
К заявлению нужно прикрепить следующие документы: техпаспорт на дом или на квартиру, копию договора с УК, документ, подтверждающий право собственности на недвижимость, квитанции, копию жалобы, которая была направлена руководству УК, ответы от УК и жилищной инспекции.
Прокуратура рассмотрит жалобу жильцов в течение тридцати дней после регистрации.
В суд нужно обращаться, когда управляющая компании регулярно допускает ошибки в расчетах. Если жильцы окажутся правыми, то суд обяжет УК возместить ущерб. Также будет назначен штраф. Если же суд признает действия «управляйки» мошенническими, то будет возбуждено уголовное дело. Так, в Удмуртии осудили преступную группу за хищение денег у жильцов МКД - ООО «Домовой» похищало деньги, предназначенные для проведения капремонта.
В суде жильцы должны предоставить платежки.
Иск в суд нужно направить по месту жительства ответчика. В иске указывается следующая информация: ФИО истца, данные ответчика, описание проблемы со ссылками на законы, требования (штраф, компенсация).
Также необходимо подготовить такие документы, как право собственности на квартиру, платежки, копии заявлений в «управляйку» и надзорные органы. Документы подаются в двух экземплярах. Второй комплект направляется обслуживающей компании.
Дело рассматривается в течение нескольких месяцев.
Кстати, депутаты Госдумы предложили разработать законопроект, согласно которому недобросовестные управляющие компании должны будут отдавать жильцам 15% от всей суммы переплат.
Стоит отметить, что коллективная жалоба жильцов рассматривается в более короткие сроки.