Posted 18 декабря 2020, 09:27
Published 18 декабря 2020, 09:27
Modified 18 октября 2022, 05:29
Updated 18 октября 2022, 05:29
Пик эпидемии коронавирусной инфекции и заболеваемости внебольничными пневмониями власти Удмуртии прогнозировали в ноябре. Прогноз главы республики Александра Бречалова оказался ошибочным. Ежедневное количество выявленных случаев ковида перевалило за 200 в декабре, о новых скончавшихся больных коронавирусом теперь становится известно практически ежедневно. К середине декабря Удмуртия стала четвертой в рейтинге регионов по избыточной смертности, а заявления главы региона, как и обычно, держащего ситуацию под контролем, категорически расходятся с имеющимися в открытом доступе данными.
Где 6 тысяч?
В декабре глава Удмуртии несколько раз прокомментировал рост числа заражений коронавирусной инфекцией. По словам Александра Бречалова, он связан с увеличением количества тестирований.
«Это все объяснимо, - сказал глава региона «Интерфаксу». - Если в июне у нас делали тестов около 1,5 тыс. в сутки, то сейчас больше 6 тыс. И мы сознательно наращиваем объем тестирования, у нас добавляются новые лаборатории».
Однако озвученные главой цифры не подтверждались имеющейся статистикой. Телеграм-канал «Это Щукин» обратил внимание на то, что с 1 ноября количество тестов ежедневно не увеличивалось, а наоборот, сокращалось, «и по ситуации на 12 декабря в Удмуртии делают столько же анализов на ковид, сколько в самом начале «второй волны» (30 авг. – 5 сент)».
По данным телеграм-канала, количество тестов выросло в декабре, однако общая ситуация с тестированием осталась на уровне начала сентября.
«В среднем в период с 6 по 12 декабря было обработано 3188 анализов в сутки. Если верить главе УР – это, действительно, «около 6 тысяч», - пишет телеграм-канал «Это Щукин».
Проанализировать коронавирусную статистику «второй волны» в Удмуртии редакция Udm-Info попросила создателя проекта «Поисковик фальсификаций» ижевчанина Олег Аникина, анализировавшего летнюю статистику (подробнее - в материале «Странная статистика: как считают больных коронавирусом и голоса избирателей?»).
- Олег, можно ли верить удмуртской статистике по ковид-19?
- Статистика выявленных новых случаев коронавируса в Удмуртии – это, с одной стороны, простая линия, которая все последние месяцы ползет вверх, с другой, не такая уж и простая, давайте посмотрим, что в ней есть, а чего нет.
Первое. Есть ли в ней естественные колебания, связанные с днем недели или случайным разбросом чисел? Сравним с аналогичным графиком по столице нашей страны.
Обратите внимание: несмотря на то, что порядок чисел больше, относительные колебания их больше, чем в Удмуртии. Вдобавок имеются еженедельные спады, связанные с бюрократическими вопросами. На фоне московского наш график выглядит несколько сглаженным.
Второе. Есть ли в удмуртской статистике «срезание горба»? Бывает, что цифры день ото дня идут вверх, но, доходя до определенной отметки, внезапно замирают и все последующие дни остаются на одном уровне. Вот как это выглядит в Санкт-Петербурге:
К чести удмуртской статистики замечу, что «срезания горба» в последнее время не происходило.
- Есть ли в статистике выявленных случаев ковид-19 зависимость от количества тестов?
- Недавно глава Удмуртии Александр Бречалов заявлял, что количество тестов выросло до 6 тысяч в день и рост связан именно с этим. Давайте сопоставим число выявленных новых случаев заражения и количество тестов за каждый день в последние недели.
Во-первых, господин Бречалов, где ваши 6 тысяч тестов в день? Их, согласно официальным данным оперштаба Удмуртии, нет. Во-вторых, нет и корреляции с количеством тестов.
- Есть ли в удмуртской статистике отражение реальных тенденций пандемии?
- Если значения цифр не внушают доверия, имеет ли смысл судить по ним о том, как идут дела на самом деле? Этим летом я проводил анализ заболеваемости по статистике поисковых запросов в Яндексе и повторил зимой. Как и летом, число поисковых запросов, связанных с характерными симптомом коронавируса, отражает тенденцию в статистике. Так, количество запросов «пропал вкус» за месяц, на 15 июля составляло 286, а на 15 декабря – уже 826. Что касается отражения статистикой реальных тенденций пандемии – да, тенденцию развития пандемии она отражает.
- Можно ли доверять статистике по смертности?
- Статистика смертности от коронавируса также должна пройти испытание на достоверность. Сперва посмотрим, как она выглядит на графике, где отражена черными столбиками.
До 12 ноября число летальных случаев растет вместе с числом заболевших опасным вирусом. Затем число заражений и число смертей расходятся в разные стороны: первых все больше, вторых все меньше. Либо от коронавируса изобрели какое-то новое лекарство и начали его применять с 13 ноября, либо статистику смертности нужно проверять еще каким-либо образом, например, сравнить с избыточной смертностью, т.е. превышением смертности в этом году по сравнению с предыдущими. Пока у нас есть цифры по количеству смертей в УР только за первые 3 квартала.
По данным ЗАГС Удмуртии, смертность в первых двух кварталах 2020 года примерно соответствовала смертности в предыдущие 2 года, но в третьем квартале превысила предыдущие значения на одну тысячу. При этом, согласно федеральной статистике, от ковид-19 в республике скончалось на 1 октября (конец 3-го квартала) всего 70 человек, а согласно данным местного оперштаба - 96. Не спрашивайте меня, почему у нас две статистики по смертности, а не одна. Понять можно только то, что около 900 человек скончались по причине пандемии с июля по сентябрь (возможно, от других заболеваний, возможно, от самого коронавируса), но не попали в статистику смертности от ковид-19.
Каковы цифры избыточной смертности за октябрь-декабрь, мы узнаем только в январе, но уже сейчас, на 15 декабря, официальные данные по смертности от ковид-19 в нашем регионе за все время составляют 342 летальных случая – по федеральным данным и 273 – по данным оперштаба УР.
- Что можно сказать в итоге?
- Статистика числа новых случаев заражения в Удмуртии имеет слишком сглаженный вид, чтобы считаться достоверной, но отражает общую тенденцию заболеваемости. Статистика смертности имеет странный провал с середины ноября, а число умерших от коронавируса в 3 квартале минимум в 10 раз ниже избыточной смертности за тот период.
Тенденции заболеваемости и смертности очень негативные, хотя не надо забывать, что в других регионах ситуация с пандемией не лучше. Не лучше и дела с достоверностью статистики у соседей Удмуртии. Думаю, что все могло быть намного лучше, если бы политические цели руководства страны не влияли на борьбу с пандемией. В июне все силы были брошены на проведение голосования по поправкам, сегодня по политическим мотивам Россия отказывается от разнообразия вакцин в пользу одной вакцины своего производства. Стоит ли упоминать, сколько средств наша страна тратит на внешнюю политику в условиях пандемии? Нам есть что менять к лучшему, чтобы меньше болеть и дольше жить.