Posted 19 января 2020, 12:00
Published 19 января 2020, 12:00
Modified 17 октября 2022, 14:32
Updated 17 октября 2022, 14:32
Позже Европейский суд признал Василия Шаталова пострадавшим и обязал выплатить ему из государственного кармана свыше €3000. Следствию за 4,5 года так и не удалось доказать его вину в крупном мошенничестве – Василий Шаталов ушел из жизни неосужденным.
Скандальное «дело Шаталова» доказало: оказаться под политическим прессингом в Удмуртии могут не только представители антирежимной оппозиции, а правовой инструментарий репрессий может быть самым неожиданным.
Udm-Info вспоминает самые громкие политические преследования в республике второй половины «десятых».
Штраф за критику фашизма
Пожалуй, самое абсурдное обвинение последней пятилетки предъявили оппозиционному активисту Тимофею Клабукову: летом 2015 года убежденного антифашиста осудили по статье за пропаганду нацизма.
Поводом для приговора послужила запись активиста в Facebook о проведении в Питере «Русского консервативного форума», на который съехались представители националистических движений со всей Европы. Клабуков выложил фотографии ультраправых участников мероприятия с фашистскими знаменами и раскритиковал организаторов слета неонацистов.
Впрочем, сотрудники отдела «Э» начали трактовать публикацию Клабукова как пропаганду фашизма. Оруэлловское двоемыслие обрело вполне официальное воплощение в Индустриальном суде Ижевска – судья Денис Кочетков признал активиста виновным в демонстрации нацисткой символики и оштрафовал на тысячу рублей.
«Это не один воспаленный мозг – это, как минимум, два подразделения МВД, прокуратура, которые касались этого дела, еще и суд. Я два месяца все думал: ну в какой-то же инстанции должен появиться здравомыслящий человек, который остановит этот феерический бред, но такого человека не нашлось», – написал Тимофей Клабуков после оглашения проговора.
Решение суда вывело оппозиционера за скобки той же избирательной кампании в гордуму, за бортом которой из-за уголовного преследования оказался опальный вице-спикер гордумы Шаталов. По закону, осужденные по «нацистской административке» не имеют права участвовать в выборах в течение года.
Подставное вымогательство
В том же 2015 году департамент миграции Литвы предоставил политическое убежище удмуртскому журналисту Андрею Некрасову – в родном Ижевске он был заочно арестован по делу о крупном вымогательстве у гендиректора «Ижмаша» Константина Бусыгина.
Вторым обвиняемым по уголовному делу проходил издатель интернет-газеты «День.ORG» Сергей Щукин.
По версии следствия, на пару с Некрасовым Щукин вымогал 2,5 млн рублей у гендиректора «Ижмаша», угрожая публикацией разоблачающих материалов.
По версии обвиняемого, руководитель оборонного предприятия предложил профинансировать публичную кампанию против президента Удмуртии Александра Волкова и никакого вымогательства в их договоренностях не было в помине.
Защита депутата уверяла, что в уголовном деле больше политики, нежели юриспруденции, а сам Константин Бусыгин на одном из допросов обронил фразу, что «Щукина просто подставили».
«Все попытки устранить меня из политической жизни совпадают с периодами, когда в Удмуртии происходит или готовится смена власти», – писал издатель «Дня» за полтора месяца до оглашения обвинительного приговора.
Сергей Щукин подчеркивает, что в момент фабрикации уголовного дела, в резиденции боролись за президентский указ о назначении временного главы Удмуртии, а на время «соловьевской» кампании 2014 года его отправили под домашний арест.
В 2017 году, после высадки в Удмуртию десанта столичных общественников, Сергея Щукина приговорили к 2,5 годам строгого режима. Из сарапульской колонии издатель «Дня» освободился прошлой осенью.
Экстремистские интервью
В начале 2015 года удмуртский центр по борьбе с экстремизмом потребовал объяснений от журнала «resPUBLIKA» – по мнению правоохранителей, два интервью на страницах издания «тянули» на 282-ю УК РФ.
Первой «экстремистской» публикацией стала беседа с бывшим депутатом гордумы Ижевска Василием Крюковым, получившим политическое убежище в Германии. На родине Крюков объявлен в федеральный розыск по той же 282-й.
Поводом для повторного обращения в редакцию борцов с экстремизмом стало интервью с православным фермером Германом Стерлиговым. Со страниц издания убежденный ультраконсерватор настаивал на необходимости рожать детей дома – это заявление вызвало неподдельный интерес центра «Э».
Позже выяснилось, что правоохранители обратились к главному гинекологу Удмуртии и другим республиканским врачам с просьбой «заявить» на журнал за возбуждение ненависти к медикам и унижение их достоинства.
Несмотря на то, что никаких юридических последствий для издания не наступило, история с преследованием журнала «resPUBLIKA» достойна занять строчку в рейтинге политических дел – согласитесь, современную гинекологию в качестве репрессивного инструмента используют не каждый день.
Уволили за жалобу Путину
Зимой 2016 года в Якшур-Бодьинском районе разразился политический скандал: районный глава Владимир Ефремов открыто обратился к президенту России Владимиру Путину с жалобой на республиканские власти.
Ефремов упрекнул резиденцию в закулисных играх по смещению неугодных глав, угрозах в свой адрес и организации против него клеветнической кампании в СМИ. Кроме того, районный руководитель обвинил Александра Соловьева в игнорировании проблем территорий и рассказал президенту, что за два года ни разу не смог встретиться с новоизбранным главой Удмуртии – «он не принимает».
За политический демарш райглаву тут же попытались сместить со всех должностей, однако сельские депутаты не поддержали рвение «соловьевского» аппарата. Позже Ефремова исключили из «Единой России», но районный скандал к тому времени вышел на новый уровень – ситуацией в Якшур-Бодье заинтересовались в приволжском полпредстве.
В должности районного главы Владимир Ефремов проработал еще полгода – свой пост он покинул в начале осени.
Оскорбитель власти
Земляк Ефремова – 46-летний Алексей Вересов – вряд ли подозревал, что всего два неосторожных слова сделают из него политического узника. В сентябре прошлого года Вересов эмоционально отреагировал на суровый приговор московского судьи Алексея Криворучко актеру Павлу Устинову.
За короткий комментарий следственный комитет возбудил на Вересова уголовное дело по 280-й – «экстремистской» – статье. 12 ноября его дом обыскали оперативники, а самого подозреваемого этапировали в Москву, где отправили в изолятор на время следствия.
На днях Мещанский суд Москвы приговорил его к штрафу в 160 тысяч рублей. На суде Алексей Вересов полностью признал свою вину.
Instagram-оскорбление
Отдельно стоить отметить и еще одного «оскорбителя власти». Весной прошлого года на 20-летнего хоккеиста Даниила Фертикова завели «административку» за пост в Instagram.
В середине мая молодой человек, недовольный запретом кальянов на набережной, обматерил Александра Бречалова в stories, и через два месяца предстал перед судом по статье об оскорблении власти.
Октябрьский суд Ижевска счел, что Фертиков оскорбил человеческое достоинство Бречалова и проявил явное неуважение к государственным органам. За острый язык студента оштрафовали на 30 тысяч рублей, однако решение суда в Совете по правам человека назвали «неадекватным».
«Как мог судья не заметить, что этот закон наказывает за матерщину в адрес не всех госструктур, а только органов, осуществляющих государственную власть, – упрекнул председатель СПЧ Михаил Федотов. – В Конституции черным по белому написано, что госвласть в стране осуществляют президент, Федеральное собрание, правительство и суды. Неужели здесь что-то может быть неясно?».