Posted 20 августа 2021,, 11:32

Published 20 августа 2021,, 11:32

Modified 18 октября 2022,, 06:05

Updated 18 октября 2022,, 06:05

За что мы платим: как разобраться в квитанции ЖКХ?

За что мы платим: как разобраться в квитанции ЖКХ?

20 августа 2021, 11:32
Фото: Медиахолдинг1Mi
Каждому россиянину ежемесячно приходят квитанции ЖКХ, но не каждый знает, как правильно читать платежку. Какие виды услуг входят в квитанцию и как их расшифровать, что обозначает та или иная строка или сокращения? В этой статье постараемся разобраться, что входит в квитанцию.

Кто формирует квитанции на оплату ЖКХ

Каждая квитанция содержит формулировку, или название услуги, и тариф, по которому ее необходимо оплачивать.

Часть из них формирует и начисляет управляющая компания. Это:

  • водоснабжение;
  • капитальный ремонт;
  • обслуживание помещений в доме.

А вот за газоснабжение и электроэнергию квитанции на оплату формируют сами компании-поставщики этих услуг. Электроэнергия в квитанции ЖКХ формируется исходя из показаний счетчиков.

Как выглядит квитанция за ЖКУ

Каждый потребитель должен уметь правильно читать информацию в квитанции ЖКХ. В ней прописаны основные данные о плательщике и поставляемых ему жилищно-коммунальных услугах.

В квитанции ЖКХ также есть сведения об исполнителе (УК, ТСЖ или ресурсоснабжающие организации), тарифы по каждой предоставленной услуге и сумма оплаты за каждую, объем их потребления, данные о задолженности потребителя, переплате и перерасчете.

Следует обращать внимание на следующие пункты в квитанции ЖКХ:

  1. ФИО собственника или нанимателя жилья.
  2. Адрес МКД, в котором располагается жилое помещение.
  3. Данные о занимаемом помещении: его размеры, число зарегистрированных и проживающих, наличие льготников.
  4. Название компании-поставщика услуги, его банковские реквизиты.
  5. QR-код - это картинка, при наведении на которую смартфона можно оплатить задолженность.
  6. Услуги, которые были предоставлены потребителю.
  7. Тарифы для расчета платежей.
  8. Итоговая сумма для оплаты.

Управляющая компания сама решает, включать ли в квитанцию ЖКХ услуги по вывозу мусора, водоотведению (канализация) и отоплению. Иногда квитанции приходят от компаний-поставщиков.

ЖКХ и ЖКУ: что это, и в чем разница

Многие потребители путают два похожих понятия: ЖКХ и ЖКУ. А во многом от этого зависит, как правильно читать квитанции.

Итак, ЖКХ расшифровывается как "жилищно-коммунальное хозяйство". Это важнейшая сфера экономики любой страны. В нее входит комплекс услуг для обеспечения устойчивого обеспечения всех сфер жизни государства.

ЖКУ - эта аббревиатура означает "жилищно-коммунальные услуги": электричество, водоснабжение, газ, отопление, канализацию, предоставляемые потребителям.

В квитанциях обозначаются именно жилищно-коммунальные услуги.

На основании чего формируется сумма квартплаты в квитанции

Необходимо правильно читать квитанцию ЖКХ и различать коммунальные и жилищные услуги. Первые - это поставка потребителю холодной и горячей воды, электрической и тепловой энергии, газа, услуга по водоотведению (канализации). Жилищные услуги включают в себя содержание и ремонт общедомового имущества, которые осуществляет УК или ТСЖ: благоустройство территории возле дома, уборку в подъездах и т. д. Из суммы платежей за все эти услуги и составляется общий размер квартплаты в платежке.

Но расчетные листки будут разными у собственников жилья и у нанимателей: в большинстве регионов для этих категорий потребителей ЖКУ действуют различающиеся между собой тарифы и нормативы потребления. Следовательно, и пункты в квитанциях будут различаться.

Что входит в платежку при аренде квартиры

Для нанимателей жилья (например, у муниципалитета) правильно прочитать квитанцию не составит труда: в жилищно-коммунальные платежи включат и плату за найм помещения.

Если же человек арендует жилье у собственника, то чаще всего арендатор оплачивает лишь потребляемые им электричество и воду, за остальные услуги платит сам владелец квартиры или дома.

Эксперты рынка недвижимости советуют прописывать эти условия в договоре об аренде.

Правовое регулирование

За последние 30 лет в российской отрасли ЖКХ сформировался комплекс законодательных актов, которые регулируют правовые взаимоотношения. В них можно найти информацию о том, как формируются тарифы, какие требования предъявляются к УК и ТСЖ, как защитить свои права в суде при возникновении споров по оплате или погашении задолженности за жилищно-коммунальные услуги.

К основным документам относятся:

  1. Конституция РФ.
  2. Жилищный кодекс РФ.
  3. Закон о приватизации.
  4. Постановления правительства РФ в сфере ЖКХ.
  5. Региональные правовые акты.

К правовым документам в сфере ЖКХ также относятся и контракты, например, между жильцами МКД и ресурсоснабжающей организацией, между ТСЖ и ресурсоснабжающей организацией и т. д.

Расшифровка аббревиатур в квитанции ЖКХ

Расшифровка квитанции подразумевает и понимание значения того или иного сокращения, которых в платежке множество.

СЭОН

Расшифровывается как «система экстренного оповещения населения». Предназначена для информирования об угрозе природных катаклизмов: сильных ливнях, граде, ураганном ветре, смерчах и т. д.

СОИ

СОИ – это содержание собственниками помещений общего имущества дома: подъездов, лестничных площадок с лестницами и лифтов, чердачных и подвальных помещений и т. д. Сюда входит как уборка этих помещений, так и содержание их в надлежащем состоянии.

Размер платы за СОИ определяют собственники квартир и представители управляющей организации, закрепляя это в договоре. В одностороннем порядке УК не может менять ставку без собрания жильцов.

А что означает строка «техобслуживание» в квитанции? Это то же самое, что и СОИ, но с другим наименованием.

ПЗУ

Расшифровывается как «переговорно-замочное устройство», то есть домофон. Он также нуждается в обслуживании, за которое с жильцов берется плата. Может прописываться в отдельной квитанции, но чаще включается в общую согласно заключенному договору.

ОДН

Это общедомовые нужды. То же, что и СОИ. Разные управляющие организации по-разному могут называть расходы на содержание общего имущества дома.

УУТЭ

Узел учета тепловой энергии. Он нужен для расчета платы за отопление. Обозначает тариф, согласно которому насчитана сумма платы за поставленные ресурсы. Ее включают в квитанции в зависимости от сезона.

ДСКПТ

Это оплата связи и общей антенны, которая установлена на доме. Если у владельца квартиры установлено кабельное ТВ, то он может отказаться от этой услуги.

Она осталась в считанных регионах страны – где еще нет повсеместного перехода на цифровое телевизионное вещание, при котором граждане пользуются собственными спутниковыми антеннами или кабельным телевещанием. В таком случае человек может отказаться от оплаты ДСКПТ.

ПОВК

Этот пункт означает дополнительную плату за доставку тепла в квартиру. После ПОВК обычно проставляется аббревиатура ТГВ (горячее водоснабжение) или ТХВ (холодное водоснабжение), в зависимости от подвида услуги.

АППЗ

Означает «автоматическая противопожарная защита». Это плата за содержание системы, отвечающей за противостояние пожарам в помещениях: в подъездах, чердачных и подвальных помещениях, а также системы оповещения и эвакуации людей. Система недешевая, и не каждый МКД может позволить себе ее содержание.

Оплату распределяют среди владельцев квартир.

АУР

Это «административно-управленческие расходы». Включают в себя необходимые траты на работу администрации управляющей компании. А что означает строчка «АХР» в квитанции ЖКХ? Этим термином - «административно-хозяйственные расходы» - некоторые управляющие компании именуют услугу АУР.

ОПУ

Расшифровывается как «общедомовой прибор учета». Плату начисляют за их установку, обслуживание, ремонт и замену. Они бывают газовые, водные и т. д. По их показаниям начисляется оплата за поставленные ресурсы всему МКД.

ЭЛДТ

Этот пункт показывает информацию о дневном потреблении электроэнергии конкретным потребителем. Актуален для домов, где действуют двойные тарифы: днем потребление выше, ночью ниже, в этом случае показания прописаны в квитанции двумя строчками.

ТЭС

Обозначение переводится как «теплоэнергоноситель» и означает оплату за снабжение водой.

ВДГО

Эта «внутридомовое газовое оборудование». Не путать с внутриквартирным. Имеется в виду общедомовое: трубопровод от места подключения к дому до запорного крана, который находится непосредственно перед квартирой.

Номер ПД

Дословно переводится как «номер платежного документа», который управляющая организация использует для своей отчетности.

Собственнику квартиры он может понадобиться в случае разрешения каких-либо долговых споров в суде или в налоговой инспекции.

Водоотведение

Эта строка обозначает услугу по отведению от дома канализации. Платить за нее, как и за другие ЖКУ, необходимо каждый месяц. Общегодовая плата разделена на 12 равных частей. Расчет платежа производит управляющая компания.

Водоснабжение

В современных МКД, где организовано централизованное горячее водоснабжение, эта строчка в квитанции имеет два пункта: оплата за горячую и холодную воду. Но еще остались дома, где не проведены сети горячего водоснабжения, и в таком случае в платежке будет только одна строка – оплата за холодную воду.

ГВС

Расшифровывается как «горячее водоснабжение». Некоторые управляющие компании именуют ее ГВ - «горячая вода». Услуга оплачивается по приборам учета, если они установлены в квартире, или по нормативам, утвержденным в каждом регионе. Эта строка отсутствует в домах с автономными газовыми водонагревателями.

ХВС

Означает «холодное водоснабжение». Сумму оплаты рассчитывают по индивидуальным приборам учета в зависимости от потребления, либо по общедомовому прибору. В последнем случае общее количество использованной воды делят на количество квартир и умножают на тариф или норматив.

Отопление

Раньше эту строку можно было увидеть в платежке только во время отопительного сезона, с осени по весну. В последние годы в некоторых регионах поднимается вопрос о способе оплаты отопления равными долями в течение всего года, по т. н. схеме «1/12». В этом случае проводится расчет объема потребления тепла за предыдущий год, и эта сумма делится на 12 частей.

Пример квитанции за коммунальные услуги

Квитанция ЖКХ выглядит как обычный документ с таблицей, где прописаны жилищно-коммунальные услуги и сумма оплаты за каждую из них. Чаще их указывают в виде сокращений и аббревиатур.

В квитанции обязательно указывают дату, наименование управляющей организации, ее адрес и контактные данные, лицевой счет. Также в квитанции должны быть прописаны адрес получателя услуг, площадь занимаемого им помещения, количество проживающих и сумма задолженности, если она имеется.

В квитанциях, направляемых непосредственно компаниями-поставщиками, должны быть прописаны следующие данные: название организации, адрес, контактные данные и счет для оплаты услуги.

Квитанция за капитальный ремонт

Обычно сумму платы за капитальный ремонт вписывают отдельной строкой в общую квитанцию. Тариф для оплаты определяют власти региона. Собственники помещений могут выбрать один из двух вариантов накопления средств: либо направлять их в «общий котел» - Фонд капремонта, и ждать, когда подойдет очередь ремонтировать их дом, либо копить деньги на спецсчете дома. В последнем случае сумму ежемесячных взносов определяют сами жители дома и на общем собрании решают, какие виды ремонтных работ проводить в первую очередь.

Квитанция за газоснабжение

Квитанция по оплате за газоснабжение приходит отдельно, непосредственно от газоснабжающей компании. С ней указана сумма к оплате и расчетный счет для перечисления средств.

Тарифы и норму потребления определяют власти региона. Если в квартире установлен прибор учета, то владелец жилья оплачивает только тот объем газа, который потребил. Если установлен общедомовой прибор учета, то объем потребленного газа делится поровну на всех.

Есть дома, где нет технической возможности подключить централизованное газоснабжение газом, и жильцы используют баллоны со сжиженным газом. В этих условиях оплачивать услугу не нужно.

Нормативы и показания приборов

Сегодня 90% собственников имеют в квартирах счетчики воды или газа. С ними оплата получается дешевле. Если счетчиков нет, тогда объем потребленных ресурсов делится поровну на всех жильцов дома.

Собственники жилья ежемесячно передают показания в управляющую компанию, та делает расчет и заносит его в квитанцию.

У каждого прибора есть срок эксплуатации, затем счетчик необходимо менять. Если он сломался, то оплата будет по общим нормативам.

Ошибки в квитанциях: что предпринять

Иногда платежки могут содержать некорректные данные по суммам оплаты или долга. В этом случае сначала необходимо узнать расчетные тарифы, посмотреть показания счетчиков и посчитать сумму. Если вы считаете, что ваши расчеты верны, необходимо позвонить в управляющую компанию и узнать причину ошибки. Если сработал «человеческий фактор», то ошибку устранят и сделают перерасчет. Иногда потребуется обратиться в ресурсоснабжающую организацию. Если вы считаете, что «ошибку» допустили намеренно, с целью незаконного обогащения, тогда необходимо обратиться в прокуратуру, которая обязана провести проверку. В крайнем случае, можно подать исковое заявление в суд. Но стоит помнить, что тогда придется доказать свою правоту.

Как снизить оплату

В законах предусмотрены категории граждан-льготников: малоимущие семьи, инвалиды, ветераны войны и труда.

Необходимо написать заявление к поставщику услуги, либо в многофункциональный центр.

Есть еще несколько случаев, при которых оплату за ЖКУ можно уменьшить:

  1. Когда плата за ЖКУ на 20% больше, чем доход семьи.
  2. В случае высокой платы (придется доказать).
  3. Когда ответственные лица не проводят обслуживание приборов учета.
  4. Когда поставщик услуг предоставляет их некачественно и с нарушениями.

Для снижения платы нужно написать заявление в ресурсоснабжающие компании.

"