Posted 20 октября 2019,, 04:10

Published 20 октября 2019,, 04:10

Modified 17 октября 2022,, 14:38

Updated 17 октября 2022,, 14:38

Неплохая наследственность. Спикер Госсовета Удмуртии продавливает «закон о сыне»

20 октября 2019, 04:10
Проблемы республиканского бизнес-омбудсмена председатель парламента намерен решить по-семейному.

Нулевое чтение закона о бизнес-омбудсмене в Общественной палате Удмуртии едва не обернулось крупным политическим скандалом. Депутаты настаивают, что назначать государственного правозащитника должен не глава республики, а Госсовет. Кроме того, парламентарии намерены добавить ему помощников и увеличить финансирование на полтора миллиона.

Их инициатива, возможно, осталась бы незамеченной, если бы не одно но: председатель парламента Алексей Прасолов и бизнес-уполномоченный Александр Прасолов не простые однофамильцы, а родные отец и сын.

В правовом управлении уверяют, что законопроект не готовили под конкретную фамилию, а конфликта интересов нет и в помине: да – родственники, но с кем не бывает? Впрочем, в кулуарах Госсовета скандальный документ уже прозвали «законом о сыне», и никто из защитников семьи Прасоловых так и не смог убедить общественников в обратном.

Один за всех

Рассказывают, что за день до слушаний в парламентском аппарате кипела работа по сбору группы поддержки. Действительно, желающих выступить в защиту законопроекта в Общественной палате собралось немало: видные депутаты, давние товарищи Прасолова-старшего, коммерсанты из соседних городов и районов – все они безоговорочно поддержали инициативу законодательного органа.

Избегая ответов на неловкие вопросы, уполномоченный всякий раз настаивал: послушайте, что говорят предприниматели. Те в свою очередь не скупились на комплименты: Прасолов стеной защищал коммерсантов, сохранил тысячи рабочих мест, да что там – спасал целые отрасли! И вообще – индекс административного давления на бизнес у нас «лучший» по стране. Говоря проще, нигде так нежно не душат предпринимателей, как в Удмуртии. Даже если и прижали бизнес по налоговым ставкам, то благодаря уполномоченному сделали это ласково – мягче всех в Приволжье, добавлял автор законопроекта, депутат Госсовета и тезка бывшего мэра Ижевска Юрий Тюрин.

Сам Прасолов-младший рассказал, что за прошлый год получил 91 обращение. Дабы защитить права предпринимателей, в 7 случаях пришлось судиться. Пусть не везде, но всё же выиграл суды, отчитывался омбудсмен.

Коммерсанты вторили: никто так не защищает нас от произвола, как Александр Алексеевич. Хотя тут же оговаривались, что из 56 тысяч малых и средних предпринимателей в республике многие и знать не знают о существовании должности омбудсмена. Мол, информационная политика провальная, уполномоченного нет даже в соцсетях.

Третьи добавляли, что Прасолов один из самых активных омбудсменов в стране, но его структура практически недееспособна. Логика таких противоречий была простой: Александр Алексеевич – единственная причина всех достижений, а что до минусов его работы, то во всем виновато правительство. Собственно, поэтому уполномоченного необходимо вывести «из-под» главы республики и передать в подчинение Госсовету – там у него будет максимум независимости.

«Закон об уполномоченном приняли в 2013 году, и до этого времени ничего не мешало омбудсмену эффективно работать "под" главой Удмуртии, показатели одни из лучших в стране, – прокомментировал руководитель правового управления правительства Владислав Поджаров. – Для чего в 2019-м потребовалось все поменять, в пояснительной записке закона никак не объясняется».

В ходе дискуссии Александр Прасолов невольно опроверг аргументы своих сторонников. По его словам, за время работы с Александром Бречаловым тот ни разу не помешал правозащитной деятельности. Мало того, за два года они даже не провели ни одной кабинетной встречи: ну чем не полная независимость?

Омбудсмен-бизнесмен

Родственные связи Прасоловых – не единственный конфликт интересов в истории с «законом о сыне». Независимый профсоюзник Михаил Назаров заявил, что уполномоченный, занимая госдолжность, является владельцем юрлица, что, мягко говоря, незаконно. Выходит, государственный правозащитник отстаивает интересы, в том числе, и личной коммерции.

Александр Прасолов в ответ не стал скрывать, что является совладельцем бизнеса, однако заверил: его доля ныне находится в доверительном управлении, и никаких претензий от надзорных органов он не слышал.

По информации СПАРК-Интерфакс, Прасолову-младшему принадлежит ООО «Тамал» – строительно-столярная фирма, зарегистрированная в 2007 году. Сегодня «Тамал» находится в стадии ликвидации – бизнес у профильного омбудсмена, по всей видимости, не пошёл.

Впрочем, декларации омбудсмена говорят об обратном. С 2014 по 2018 год официальные доходы Александра Прасолова составили более 109 млн рублей. То есть при бюджетной зарплате в 170 тысяч рублей (₽2 млн в год), в среднем правозащитник зарабатывал ежегодно свыше 20 миллионов.

Сегодня в собственности омбудсмена находится 6 квартир в России, апартаменты в Болгарии, 5 земельных участков и 17 нежилых помещений. На него также оформлены «Audi A8», внедорожник «Range Rover», прицеп и снегоход.

Копейка рубль принесёт

Против спорного законопроекта выступил и Минфин региона. По словам представителей ведомства, сегодня на аппарат уполномоченного бюджет тратит 5,2 млн рублей. «Депутаты предлагают увеличить расходы на 1,4 миллиона, при этом в законопроекте не указано, откуда они возьмут на это деньги», – заявила замминистра финансов Наталья Походина.

Предпринимателей позиция Минфина не устроила – они предлагают не скупиться на омбудсмена, поскольку любые траты на него с лихвой окупаются. «Затраты – ерунда. Вложив копейку в него, мы получим рубль», – парировал коммерсант-общественник Александр Бабушкин.

В ответ прозвучало мнение, что бизнес может скинуться на своего заступника самостоятельно. К тому же, исходя из рентабельности «копейка – рубль», годовые расходы на Прасолова должны были окупиться на полмиллиарда рублей.

Ни авторы инициативы, ни ее сторонники пока не в силах объяснить законодательную спешку: глава Удмуртии в декабре прошлого года переназначил Прасолова на новый – последний по закону – срок до 2024 года, и к чему опережать события на 4 года – неясно.

Стороны не могут договориться и о штатной численности аппарата омбудсмена: автор инициативы Тюрин предлагает подчинить уполномоченному 4 человека, сам Прасолов говорит о семи сотрудниках, коммерсанты просят расширить штат до 10 работников.

Взвесить все позиции и выступить с оценкой законопроекта Общественная палата планирует на следующей неделе.

Udm-Info продолжит следить за развитием событий.