Posted 23 мая 2022,, 15:05

Published 23 мая 2022,, 15:05

Modified 18 октября 2022,, 05:52

Updated 18 октября 2022,, 05:52

Какие перемены ждут агропромышленный комплекс России

Какие перемены ждут агропромышленный комплекс России

23 мая 2022, 15:05
Фото: Медиахолдинг1Mi
Западные санкции стали причиной тревог и даже паники жителей России, которые бросились запасаться продуктами и сметать продукты с полок магазинов. В умах многих возник вопрос: будет ли голод? Сегодня эксперты уверенно отвечают: голода не будет. Но российский АПК ждут большие изменения.

Как агропром будет адаптироваться к новым условиям, разбирались «Новые Известия» и Udm-info.

По информации минсельхоза Удмуртии, сегодня регион обеспечен продуктами сельского хозяйства местных производителей. Так, уровень самообеспеченности по молоку и молочным продуктам достиг 154,1%, по мясу – 106,7%, яйцу – 214,4%, овощам – 111,9 %. В расчете на одного жителя среднегодовое производство молока в Удмуртии сегодня составляет 470 кг (по России данный показатель – 223 кг), мяса – 110 кг (81 кг), яиц – 592 штуки (294 штуки).

В целом в российском животноводстве активное импортозамещение происходит в последние 8 лет с введением эмбарго на ввоз в Россию сельхозпродукции из ряда стран. Значительно выросли отрасли быстрой окупаемости: свинина, птица. На начало 2019 года доля производства отечественной свинины выросла до 98%. А импорт птицы и говядины за годы эмбарго упал вдвое. Хуже дела обстоят с говядиной. У КРС выше стоимость, меньше спрос, дольше срок окупаемости и эмбарго не затронуло основных импортеров.

2014 год научил, что с образованием дефицита и увеличением стоимости потребитель быстро корректирует привычку, переходит с говядины на свинину, со свинины на курицу/индейку. Это вопрос не выживания, а рациона. Однако каждая отрасль животноводства, даже рынок свинины, сильно интегрирована в глобальную экономику. Зависимость цепочки производства от импорта остается немалой.

СЕЛЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Потеря собственной инфраструктуры селекционной деятельности – основная угроза отечественного животноводства, которая отразится на потреблении следующие 3-5 лет, пока не будет решена, считают эксперты.

«Когда СССР распался, оказалось, что завозить животных из-за рубежа намного проще, чем самим заниматься племенным разведением. И вся советская масштабная система селекции просто погибла. Отсутствие централизованной системы учета, устаревшая морально система племенной работы — всё это привело к тому, что производителям было проще покупать всё за границей», - говорит Александра Сермягина, ведущий научный сотрудник НИИ животноводства им. Л. К. Эрнста.

Сегодня, тем не менее, благодаря государственной поддержке, селекционные центры активно развиваются в регионах: Белгородской, Ростовской, Волгоградской, Нижегородской, Свердловской областей, в Татарстане и Удмуртии.

На территории Удмуртии, в частности, селекционной работой и семеноводством занимаются Ижевская Государственная сельскохозяйственная академия и Структурное подразделение ФГБУН УдмФИЦ УрО РАН (Удмуртский научно-исследовательский институт сельского хозяйства).

На рынке производства свинины более чем на 90% доминируют крупные промышленные агрохолдинги. Все они массово закупали свиней за рубежом. И только с 2014 года ряд начали работу в своих селекционных центрах. А в 2019 году такие центры открыты в Белгородской, Липецкой, Ростовской, Волгоградской, Оренбургской областях, Красноярском крае.

Также отмечается, что лидер производства и крупнейший импортер свинины в мире сегодня Китай (50% всего рынка). Доминирование достигнуто благодаря скрещиванию своих пород и импортных. Эксперты полагают, что произойдет переориентация российских производителей на китайские генетические компании.

ПРЕПАРАТЫ ВЕТЕРИНАРИИ

На сегодня ветеринарные препараты не входят в список санкционных товаров. В региональных минсельхозах считают, что при любом стечении обстоятельств дефицит препаратов маловероятен: есть запас препаратов; есть другие страны, где ветеринария развита не хуже европейской; есть отечественные производители. Но есть нюансы.

В условиях возможного сокращения поставок зарубежных вакцин импортозамещением займется Федеральный центр охраны здоровья животных (ФГБУ «ВНИИЗЖ»). Его мощности позволяют выпускать не менее 9,2 млрд доз вакцин для птиц, 98 млн доз вакцин для свиней и 30 млн доз для профилактики болезней КРС.

Также поставщиками лекарств для животных могут стать компании Китая и Индии. Они же могут поставлять сырье для производства ветпрепаратов и кормовых добавок.

По данным Национальной ветеринарной ассоциации, дефицита препаратов не будет. Российские производители готовы заместить до 100% фармацевтических и до 40% иммунобиологических ветпрепаратов.

Однако у участников рынка есть недоверие к отечественной продукции.

«Нет у нас своих хороших лекарств для сельхозживотных. Придется искать аналоги производства тех стран, кто не присоединился к антироссийским санкциям. Но неизвестно, как это скажется на здоровье дойного стада и на производстве молока»,прокомментировал Udm-info Владимир Капеев, председатель «Колхоза (СХПК) имени Мичурина» в Вавожском районе УР.

ПОДДЕРЖКА КФХ

АПК традиционно остается высокодотируемой сферой и по распространенному мнению экспертов не может существовать без действенных мер поддержки: субсидий, льготного кредитования, возмещения капитальных затрат, налоговых преференций.

Наиболее уязвимыми в сфере животноводства остаются малые и средние фермерские хозяйства.

В 2021 году были введены новые виды поддержки, в том числе на приобретение кормов для молочного стада, что будет сохранено в 2022-м и далее. С этого года действуют субсидии – на обеспечение прироста объема молока, переработанного на пищевую продукцию. Предоставление фермерам льготных кредитов и субсидий может стать одним из векторов работы крупных банков.

ТОВАР НА ЭКСПОРТ

В 2020 году Россия впервые в постсоветской истории стала нетто-экспортером сельхозпродукции, то есть оборот экспорта ($29,7 млрд) превысил оборот импорта. Подавляющая доля экспорта – не брендированные товары растениеводства. На животноводство приходится чуть меньше 3% ($887 млн). С 2020 года Китай открыл рынки российскому мясу, и теперь половина всего экспорта мяса уходит в Поднебесную (54% вместе с Гонконгом).

Сложнее обстоят дела с брендированными товарами. Не зерно, а макароны, не мясо, а, например, тушенка. У этой продукции мизерная доля экспорта. С точки зрения государства, экспорт переработанной продукции не играет особой роли, важен скорее общий зачет, но, с точки зрения регионов, наоборот, гордость вызывает местный продукт, который удалось предложить на внешний рынок.

Экспорт сельхозпродукции из Удмуртии за рубеж в денежном выражении по итогам 2021 года в действующих ценах составил 6,4 млн долларов США.

Удмуртия в 2021 году экспортировала:

  • свинину, свиной жир и субпродукты из свинины, мясо КРС и субпродукты из КРС – общий объем экспорта 763 тонн (1 412,9 тыс. долл. США);
  • молоко, мороженое и прочие молочные продукты – общим объемом экспорта 1388,73 тонн (1 227 тыс. долл. США);
  • семена льна – 242 тонн (209,5 тыс. долл. США);
  • картофель семенной и пищевой – 260 тонн (110 тыс. долл. США);
  • семена кормовых растений – 220 тонн (114 тыс. долл. США);
  • корма для животных – 839 тонн (517,5 тыс. долл. США);
  • кофе – 42,2 тонн (305 тыс. долл. США);
  • водку и спиртосодержащие напитки – 620,3 тонн (692,8 тыс. долл. США);
  • рапсовое масло – 605 тонн (590 тыс. долл. США).

ПТИЦА И ЯЙЦО

Последние три года Россия обеспечивает себя мясом птицы более чем на 100%. Это позволило нарастить поставки за рубеж, причем после открытия китайского рынка экспорт еще в 2020 году впервые превысил импорт. Для россиян именно мясо птицы стало главным источником животного белка. Но для дальнейшего развития отрасли нужно усиливать селекционную работу и исключать зависимость от импортного генетического материала.

По оценке «Центра Агроаналитики» на март 2021 года доля импортных кроссов в отечественном производстве мяса бройлеров составляет порядка 95% (кросс – это гибрид разных пород с нужными характеристиками). На единственный мясной кросс отечественной селекции – «Смена 8» – приходится доля порядка 4,5 %. Причем селекционно-генетический центр (СГЦ) «Смена» - единственный в стране.

Ведущие мировые фирмы много лет создавали кроссов, приспособленных к российским условиям, особенно преуспели в этом компании «Кобб» (США), «Иза» (Франция), «Росс» (Шотландия).

РАСТЕНИЕВОДСТВО

Россия увеличивает экспорт продовольствия, в том числе зерновых, являясь одним из мировых лидеров. Это означает, что и внутренний рынок страна обеспечивает.

В 2021 году было экспортировано зерновых на $11,4 млрд. Крупнейшим покупателем стала Турция (на $2,41 млрд); на втором месте – Египет (на $1,555 млрд). Турция стала и главным импортером масложировой продукции, купив ее на $1,293 млрд; на 2-м месте – Китай (на $944 млн), на 3-м – ЕС (на $834 млн).

СЕМЕНА

Российский рынок семян оценивается в 150 млрд рублей. В основном наши аграрии покупают семена сахарной свеклы, подсолнечника и кукурузы.

По свекле порядка 80% — семена импортной селекции, по сахарной эта доля достигает 98%, по подсолнечнику — чуть выше 70%, половина завозится из-за рубежа, по кукурузе — около 54%, из которых 40% — это импорт.

Из-за границы также везут семена арахиса и рапса, льна и соевых бобов, гороха, капусты и моркови.

В Удмуртии по итогу 2021 году доля импортного и российского семенного материала составляет:

  • яровые зерновые и зернобобовые - 8% иностранного происхождения, 92% - отечественного;
  • картофель - 5,2% отечественного , 94,8 % иностранного;
  • рапс - 42% иностранного, 58% - отечественного,
  • озимые зерновые - 100% отечественного происхождения.

В целом же сейчас, по информации Минсельхоза РФ, агропром страны обеспечивается своими семенами примерно на 63%. Неплохо, но в доктрине продовольственной безопасности указано, что доля своих семян у нас должна достигать 75%. В условиях санкций, наверное, этот процент должен быть еще выше.

АГРОТЕХНИКА

С начала года цены на импортную технику и запчасти увеличились в 1,5-3 раза, да и приобрести их теперь сложно, а часто и невозможно. Главная проблема – не импортная техника, а импортные комплектующие отечественной техники.

Так, доля импортных комплектующих ГК «Ростсельмаш» составляет 30%, но большая их часть – китайского производства. Завод уже получил заказ на выпуск в этом году 500 комбайнов, 1000 тракторов, 3000 единиц другой сельхозтехники. В 2021 году предприятие реализовало 5 тыс. единиц техники на 14 млрд рублей.

Есть у рынка надежда на Китай и Белоруссию. Китай, говорят аграрии, научился выпускать приемлемые эквиваленты тех сельхозмашин, которые сейчас в основном ввозятся из США. Белоруссия выпускает всю линейку сельскохозяйственных машин и оборудования.

В целом к началу нынешней посевной хозяйства укомплектованы техникой. Многие закупали то, что требовалось, еще по старым ценам в начале года. Многие имеют запас на этот сезон. В будущее смотрят с опаской и надеждой.

"