Posted 23 июня 2021,, 12:01

Published 23 июня 2021,, 12:01

Modified 18 октября 2022,, 05:45

Updated 18 октября 2022,, 05:45

Кто нужен Удмуртии в Госдуме?

23 июня 2021, 12:01
Выбор на предстоящих выборах ограничен, но шансы получить, того, кто нужен, есть.

До выборов в Госдуму осталось не так много времени. Круг кандидатов от партий более-менее определен, но, как это ни парадоксально, большого выбора у жителей Удмуртии не будет. Потому что в списках партий практически нет ярких фигур, способных привнести и в эти выборы, и в последующую депутатскую работу что-то новое, полезное и интересное. Исключения есть, но разглядеть их на общем фоне стандартного вида личностей в хорошо пошитых костюмах не так-то просто.

Кто только не представлял Удмуртию в верхней и нижней палатах парламента. Были там и профессиональные депутаты, которые иной работы, кроме как парламентской, не видят и не знают. Были бизнесмены, всегда имеющие свой корыстный интерес в депутатстве; были «варяги», получавшие мандаты исключительно потому, что республику интересовали их деньги и лоббистские возможности. Полицейские, нефтяники, чиновники, ученые…

Каждый из них уверял, что уж он-то точно будет эффективен в качестве сенатора или депутата Госдумы. А как иначе, с его-то лоббистскими возможностями, связями в высоких кабинетах, знакомствами с сильными мира сего? После этого типичный депутат исчезал из поля зрения года на четыре, обычно возвращаясь, чтобы попросить у избирателей еще пять лет для воплощения своих намерений. И ему эти пять лет, как правило, больше не давали – ротация среди депутатов Госдумы и сенаторов от Удмуртии впечатляющая, почти никто не задерживался больше, чем на два срока.

Почему? Ответ на этот вопрос очевиден: потому что не пригодился, не был сколь-нибудь эффективен, – иными словами, больше взял у региона, чем дал ему. Потому что шел в парламент «представлять» регион и самого себя, а «представление» эффективной работы обычно не подразумевает. Оно предполагает голосование, «как партия велит», и осуществление представительских функций, не более.

Нужен избирателям депутат, что-то там абстрактно «представляющий»? Судя по всему, нет. Им вообще не нужна вся эта внешняя сторона: заседания, резолюции, исторические решения. Избирателю нужна конкретная работа депутата, которая его непосредственно касается, задевает, заставляет проявлять хоть какую-то инициативу. Сравнение не самое подходящее, но все-таки: есть в футболе тренеры-тактики и тренеры-мотиваторы. Вот именно мотиватор Удмуртии, такое впечатление, и нужен.

Даже, строго говоря, не мотиватор, а проектный менеджер. Тот, на кого будут замкнуты тысячи и десятки тысяч интересов: власти, заинтересованной в том, чтобы регион получал как можно больше извне, жителей, получающих от депутата видимую и конкретную пользу, общественников, которым депутат может обеспечить выход на федеральный уровень. В конце концов, тех, кто не голосовал за этого депутата и представления не имеет, кто он такой и чем занимается, – некую пользу от его работы должны получать все, вне зависимости от того, пришли они на выборы или нет.

Таких – настоящих проектных менеджеров, готовых работать сразу по нескольким направлениям, – в стране раз-два, и обчелся. Хотя именно они сегодня в цене, и именно на них делает ставку федеральная власть, поняв, что от прочих не будет толку. Они будут послушно кивать, чего им ни предложи, но нужны те, кто встанет и компетентно, со знанием дела, скажет: делать, как подсказывает опыт, нужно так и так, мы готовы взять на себя ответственность за реализацию, но наше условие: все должно быть открыто, честно и для людей, а не для отчетов о выполнении партзадания.

Возражать и спорить, тем более, с федеральными чиновниками, кажется сегодня занятием опасным. Но именно к этому и толкает прошедшая конституционная реформа: кивающие больше не нужны, нужны компетентно спорящие и доказывающие свою правоту. Умеющие взять еще один проект, реализовать его и не ждать после этого великих милостей и орденов, а брать следующий проект, а потом еще и еще… То есть те, кого почести и ордена интересуют меньше, чем все остальное.

После этого нечего удивляться тому, что мало кому известный в Удмуртии Андрей Тимофеев набрал на праймериз «Единой России» достойное количество голосов и попал в список партии на выборах. Есть, значит, в Удмуртии те, кто понимает, что все эти деятели, умеющие только кивать в знак согласия с линией партии, больше не нужны. Что эффективность работы депутата можно и нужно мерять в конкретных показателях, а не абстрактных категориях «полезности» и «нужности».

Что делает федеральный центр? Он ставит на таких кандидатов, как на «темных лошадок», ожидая, что те докажут, что умеют работать. Выборы для них – проверка на прочность и умения, а впереди – пять лет настоящей пахоты, которая и покажет, кто эффективен, а кто об этом только говорит.

Удмуртии в этом смысле терять нечего. Ежевыборная ротация кандидатов предполагает, что нам просто нужен новый человек, способный замкнуть на себя великое множество разных проектов, и их продвинуть. Нам нужен не «представитель Удмуртии в Госдуме», а проектный менеджер, имеющий опыт реализации проектов, и способный их реализовать. Третьего не дано, пока, во всяком случае.

"